Только Павлодар – только джаз!

Как развивается  джазовое направление в Казахстане

Джаз. Все мы знаем, что  это давняя традиция американской музыки.  Джаз существует как самостоятельный музыкальный мир, со своей собственной эстетикой, традициями, спектаклями, критическими точками и академическим аппаратом. Слушателями этого музыкального, ставшего уже классическим, направления можно назвать эстетами.

В течение первых нескольких десятилетий двадцатого века джазу не легко было существовать с популярной музыкой даже на родине – в Соединенных Штатах Америки. Сейчас же джаз популярен не только в США, но в во всех уголках земного шара. Исключением не стал и Казахстан.

Больше 34 лет в Павлодаре был создан  джаз-оркестр, которым управляет заслуженный деятель  культуры Республики Казахстан, талантливый музыкант Виктор Шейкин.  За время своего существования,  музыканты, в составе ансамбля  проделали большой путь, начало которого было заложено еще в студенчестве, сейчас же  это профессиональный коллектив, о котором знают не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.  джаз- оркестр   стал первым  студенческим ансамблем  из Содружества Независимых Государств, который выбрали для поездки на  23-ю Международную конференцию  IAJE , проходившей в 1996 году городе Атланте, США.

На фото: Шейкин с супругой

Безусловно, команда  Джаз-оркестра  периодически обновляется, так как большая часть ее – это студенты эстрадного отделения. Хотя есть  и те, кто посвятил себя полностью этому ансамблю.  В их числе, конечно руководитель Виктор Тимофеевич Шейкин, а также самые близкие ему люди  – супруга, пианистка Евгения Васильевна, и дочь, саксофониста Кира Викторовна.

Как то  Шейкину задали вопрос: если не Павлодар, то какой город вы выбрали бы для жизни; если не джаз, то какое другое творчество?  На что он без раздумий ответил: «Только Павлодар и только джаз!»

Любовь к музыке  у Виктора Шейкина с самого детства. Почти 50 лет назад, когда каждый советский школьник мечтал побывать в детском лагере Артек, экибастузскому мальчишке Виктору Шейкину повезло. Он побывал в этом лагере, к тому же в отряде юных музыкантов. Как-то вожатая повела детей на гору Аю-Даг и показала волшебный камень, встав на который, каждый мог загадать заветное желание. По словам вожатой, если о свой мечте никому не рассказывать, то она  обязательно сбудется. В тот день Виктор Тимофеевич пожелал стать настоящим музыкантом. Его желание сбылось. В то время будущий руководитель джаз-оркестра уже посещал музыкальную школу, а в семье был предопределен дальнейший  путь ребенка.   Никто не сомневался, что Виктор Тимофеевич станет студентом консерватории.  

Старшие братья будущего дирижера, также играли на музыкальных инструментах.  Дом Шейкиных был наполнен разными инструментами: мандолина, гитара,  аккордеон, баян… Музыка звучала всегда.

- Когда приходили друзья к старшему брату, то заказывали мне: «Поставь эту пластинку», я бежал заводил патефон. Им было удивительно,  они считали, что в таком маленьком возрасте я уже умею читать. На самом деле я помнил, что вот такая синенькая этикетка на пластинке – это один исполнитель, розовая - другой. Вот так маленьким ребенком, я уже знал весь репертуар семейных пластинок, - вспоминает Шейкин.   

Через годы любовь к музыке только возросла. И даже сейчас Виктор Тимофеевич с особым блеском в глазах рассказывает о своем творческом пути, с трепетом делится воспоминаниями студенческого времени.

- Когда я учился в консерватории, у меня был у меня друг Володя Назаров, теоретик, и после лекции, и мы бежали в магазин, где продавали пластинки. Кроме того там стояли проигрыватели, где можно было прослушать записи. И вот мы увидели пластинку двухголосые, трехголосные инвенции Баха. Играл Гленн Гулд. Потом, намного позже, я узнал, что именно этот исполнитель является непревзойденными исполнителем Баха.  Мы послушали, и обомлели от такой виртуозной игры. Конечно же, купили эти пластинки. Вот эта музыка! Как бы вам объяснить… Мы же знаем, что такое рояль – это струны натянутые, по которым стучит молоточек, обернутый войлоком. Ну железяка, как она может звучать? А у Гленна Гулда эта железяка звучит так, как буд-то таких звуков на земле не бывает, словно только на небесах можно их услышать. Серьезно! Когда моя дочь была маленькая, я включал ей его произведения, - говорит музыкант.

Учась в училище Шейкин начал играть в оркестре «Спутник» вместе с преподавателями.

- Я там играл всего несколько раз. В оркестре том были только преподаватели музыкального училища. Для тех времен это было очень здорово. Играли на танцевальной площадке в городском саду. Вечерами там гуляли красивые женщины, военные, летчики. Был город тонущий в романтике, - вспоминает Виктор Тимофеевич.

Первый концерт прошел в декабре 1987 года и  назывался он «60 минут джаза».

По началу туда входили только студенты музыкального училища, которые с восторгом воспринимали эту возможность. Даже в газетах писали о том, что концерты джазового оркестра, проходят в состоянии всеобщего опьянения.

На фото: Алматинский детский джазовый оркестр

Как отмечает Виктор Тимофеевич, ему в жизни повезло с женщинами. Они сыграли важную роль для развития его творческого пути.

- Одна женщина – журналист Людмила Шевченко сняла репортаж для Павлодарского телевиденья о нашем оркестре. Этот  материал увидела другая представительница прекрасного пола, Дина Жунусова. Она специально приехала на наш концерт, оценила и сказала, что это нельзя прятать от других. Через время она организовала оркестру два выступления в Алматы. И осенью мы выступали уже в южной столице. Там, нашу  афишу увидела еще одна женщина  –Людмила Ивановна Коноплева. Она была прекрасным преподавателем, в наши студенческие годы. Увидев знакомую фамилию, она пришла на репетицию, оценила все, и спросила: «Витенька, а можно я приглашу свою знакомую – американку». Мы, конечно, же согласились. Уже после первого акта выступления Съюзен Уайдрен – так звали зарубежную гостью, которая оказалась сотрудником американского посольства,  прибежала к нам за кулисы в полном восторге. Она спросила, давно ли мы были в Америке? Услышав отрицательный ответ, она отметила,  что коллектив молодежный, люди воспитанные на другой музыкальной традиции выросли в другой социальной среде, но играют так, как их американские музыканты.  И это было слышно с первой ноты! – вспоминает Шейкин.

По словам музыканта,  джаз - это разновидность музыки, в которой импровизация обычно является важной частью. В большинстве джазовых выступлений игроки играют соло, которые они составляют на месте, что требует значительных навыков. В джазе есть огромное разнообразие, но большинство джазов очень ритмичны, и имеют импульс, называемый «свинг».

- В джазе не редко можно услышать  такие моменты, как «вызов и ответ». Он включает в себя такую музыкальную игру музыкантов, в которой один инструмент или же голос солиста отвечают другому. Такие особенности даже незнающий человек,  может услышать у Эллы Фицджеральда и Роя Элдриджа. Джаз такое направление, которое  способно выражать большое количество различных  эмоций, от печали до лучезарной радости. Именно тут можно с легкостью расслышать непередаваемые звуки свободы. И это не удивительно, ведь джаз был мощным голосом для афро-американцев, страдающих от несправедливого обращения из-за цвета кожи или потому, что они жили в стране, управляемой жестоким диктатором, - рассказал Виктор Тимофеевич.

 В 1996 году Павлодарский джаз-оркестр был приглашен на   23-ю Международную конференцию  IAJE, проходившую в городе Атланте. Для коллектива это было знаменательным событием. Важность мероприятия отметил и действующий в то время президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон,  написав в  своем обращении музыкантам «Это ваши олимпийские игры».

После выступления на таком масштабном мероприятии к Шейкину подошли два седовласых преподавателя  американца, и сказали что из 120 коллективов, участвующих в конференции, только  казахстанский бенд играет со свингом. Лучшего комплемента от американцев, к тому же из  Нового Орлеана, Виктор Тимофеевич просто не мог себе представить. 

По словам  павлодарского музыканта, джаз – это искусство глубоко персонифицированное. Так в симфоническом оркестре существуют свои догматы, как и в любой классической музыку, к примеру, штрихи необходимо играть только так и не как иначе, то в джазе все индивидуально. Не зря существует такое понятие как оркестр Эленктона, оркестр Бэйси, Фирбисона и тд. То есть от личности руководителя зависит и стиль игры музыкантов. Именно поэтому легко отличить все эти оркестры.

Так и Шейкин может с одной ноты узнать запись своего оркестра. Здесь вкус руководителя решает все.

Кстати Шейкин не считает себя дирижером, по его словам в джазе есть другое понятие – фронд-мен. Чтобы играть нужны ноты. Эти ноты я пишу своим музыкантам. Поэтому когда они играют, я не дирижирую, у меня нет пульта. Я все знаю от первой до последней ноты, чувствую каждого музыканта.

За свою творческую жизнь Виктор Шейкин воспитал плеяду музыкантов. Ныне гастролирующих в разных коллективах, разных странах.

К примеру, выпускники Братья Буши сейчас работают в Германии в полицейском оркестре. Ученицы Раушан Давлетбаева  и Асель Шакенова работают в академии в Нур-Султане. Одна из них работает на эстрадном отделении преподает саксофон, другая  в духовом отделении преподает саксофон. В высшем звене Чингиз Жандилдин. Есть и другие. Одним словом учат играть на саксофоне молодых студентов выпускники Виктора Шейкина.

В 2013 году Виктора Шейкина признали Человеком года« в номинации «Деятели культуры-2013 в Казахстане». Музыкант  признается, что совсем даже и не думал, что  приглашение выступить в  южной столице будет связано не только с исполнением  оркестра композиции, но и с вручением такой важной статуэтки.

На фото: Фестиваль Палитра джаза -2017

Палитра Джаза

В 2017 году, после двадцатичетырехлетнего перерыва,  в Павлодаре была возрождена традиция проводить джазовые фестивали «Палитра  Джаза». Главной  задачей  этого масштабного события было  вернуть джазовую музыку в Прииртышье.

Первый, после долгого затишья фестиваль джазовой музыки был посвящен Международной выставке  «ЭКСПО-2017» и к пятилетнему юбилею областной филармонии имени Исы Байзакова.  В 2018 году  фестиваль был посвящен 80-летию Павлодарской области и президентской программе "Рухани Жангыру".

Украшением масштабного музыкального концерта стали не только российские и зазахстанские исполнители и музыканты, но и зарубежные звезды. В июне 2018 году была в Прииртышье принцесса  калифорнийского джаза Шола Адиза-Фаррар. Дива выступила совместно с российским пианистом Алексеем Черемизовым, и конечно же с павлодарским джазовым оркестром под руководством  Виктора Шейкина.

За года до этого,  участников и зрителей Павлодара  радовала всемирно известная звезда афро-американского джаза Дебора Дэвис.

Джаз дива выступает на  самых престижных площадках в столицах крупнейших стран Мира. В Казахстане же она пела на сцене вместе с джазовым оркестром областной филармонии имени Исы Байзакова под управлением героя нашего материала Виктора Шейкина, музыкальное сопровождение диве оказал петербуржский музыкант Алексей Черемизов.

Масштабное мероприятие, безусловно взбудоражило сознание павлодарцев и гостей города. Те, кто не был знаком с этим видом музыки стали его фанатами, а для любителей джаза – фестиваль стал замечательной возможностью аукнуться в любимые композиции.  

Молодость джазу не помеха

Отметим, что если оркестр Виктора Шейкина можно без преувеличения назвать старейшим в Казахстане, то Алматинский молодежный джаз-бэнд Almaty Youth Jazz Band, по праву является оркестр с самыми молодыми музыкантами. Но при всем при этом, музыкальный ансамбль с каждыми годом становится все популярнее.  Так в 2018 году в крупнейшем городе Америки Нью-Йорке состоялся  международный джазовый фестиваль. От нашей  республики был представлен  молодежный джаз-бэнд из южной столицы Казахстана, под названием  Almaty Youth Jazz Band. Основателем и руководителем  творческого коллектива является талантливый музыкант Тагира Зарипова.  

Биг-бенд выступил в театре «Аполло» наравне с лучшими джазовыми оркестрами таких штатов как:  Калифорнии, Коннектикута, Флориды, Пенсильвании. Алматинские музыканты   представил на суд зрителей композиции из классического джазового богатства знаменитых произведений Дюка Эллингтона, Диззи Гиллеспи, Гордона Гудвина и других мэтров американского джаза. Зрителям Нью-йорка выпала возможность   насладиться концертом, казахстанские ребята  выступили великолепно, доказательством чего стала и высокая оценка критиков, которые оценили импровизацию и исполнение алматинского молодежного оркестра. Удивительным моментом для иностранцев, стало то, что самому младшему члену команды казахстанского джаз-бенда всего десять лет.

Отметим, что в 1996 года оркестр стал членом Международной образовательной джазовой ассоциации. Есть и другие достижения: лауреат трех международных джазовых конференций в США, которые прошли в 1998 году в Нью-Йорке, в 1999-м на юге Калифорнии в городе Анахайм и в Новом Орлеане в 2000-м. Затем коллектив стал участником 25-го Международного джазового фестиваля «Северное море 2000 и 2003» в Нидерландах. Алматинский джаз-бенд записал компакт-диски «Makin' Whoopee» и «Медео» совместно с французским джазовым саксофонистом Франсуа Жанно.  Такие достижения коллектива бесспорно заслуга не только талантливых музыкантов но и руководителя ансамбля Тагира Зарипова.  Сейчас в школе играет три состава оркестра. А количество музыкантов возросло до 150 учеников.

#джаз #Виктор Шейкин

Similar materials