Железные дороги и воздушный транспорт
Область располагает двумя направлениями железных дорог общей протяженностью 444,6 км. Воздушным транспортом около 130 тонн грузов и 190 тысяч пассажиров.
Железнодорожные пассажирские перевозки в области обслуживают 7 вокзалов в городах Шымкент, Туркестан, Арыс, Тюлькубас, Манкент, Бадам и Шенгельды. В связи с многочисленными просьбами жителей области, с 2008 года маршрут «Шымкент-Сарыагаш» продлен до станции Тюлькубас и курсирует 4 раза в неделю.
Позитивные подвижки наблюдаются не только в автомобильной сфере. В начале июля из Шымкента в Туркестан отправился в свою первую поездку первый в Казахстане рельсовый автобус – современный, комфортабельный пригородный поезд, который будет курсировать по маршруту Шымкент – Туркестан. Для области это социально значимый маршрут, так как между этими двумя городами вдоль железной дороги расположено 15 населенных пунктов, которые не имеют других путей сообщения, кроме железнодорожного, и где проживает свыше 55 тысяч человек. Новый поезд изготовлен в соответствии с мировыми стандартами на основе лучших технологий. График движения состава разработан с учетом пожеланий жителей станций, на которых останавливается поезд. В новом поезде всего за 277 тенге любой желающий сможет примерно за 3,5 часа доехать из Шымкента до Туркестана. Ежегодно на субсидирование пригородных перевозок из бюджета выделяется 134 млн. тенге. Чтобы загруженность рельсового автобуса была выше, в Туркестан состав будет ездить три раза в неделю, а в другие дни его планируют пускать в Сарыагаш, где также наличествует оживленный пассажиропоток.
Воздушными воротами Южно-Казахстанской области является аэропорт города Шымкент, который имеет статус международного. Гражданская авиация работает на линиях протяженностью 27 тысяч километров. Аэропорт находится на западной окраине города, на пересечении международных авиатрасс R482, B142, B114, P206, B30, расположен в 100 км от Ташкента, в 450 км от Кызылорды, в 500 км от Бишкека, в 700 км от Алматы. Пропускная способность терминала – 350 пассажиров в час, площадь – 5 тысяч 380 кв. м. В настоящее время в аэропорту Шымкента действует взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием длиной 3300 метров. После ее реконструкции в 2006 – 2007 годах аэропорт может принимать самые тяжелые самолеты. Взлетную полосу оснастили современными системами посадки, было установлено новейшее метеорологическое оборудование.
Учитывая высокие темпы торгового и промышленного развития региона, в ближайшие годы планируется строительство нового аэровокзального комплекса. По плану его площадь составит 5380 кв. м, а пропускная способность более 400 пассажиров в час.
Прямые рейсы из Алматы в Шымкент выполняют казахстанские перевозчики Air Astana и SCAT. Центр Южно-Казахстанской области и южная столица страны Алматы находятся на небольшом расстоянии друг от друга, поэтому перелеты не подразумевают выполнение пересадок. Время полета составляет 1-1,5 часа. Перелеты из аэропорта Астаны в Шымкент также выполняются, в основном, авиакомпаниями Air Astana и SCAT. При этом столица Казахстана находится на большем удалении от Шымкента, что делает беспересадочный перелет несколько более длительным – от 1 часа 40 минут.
Аэропорт в Шымкенте существовал практически с момента создания области. 28 марта 1932 года была организована сельскохозяйственная авиабаза Южного Казахстана с двумя летными отрядами для проведения авиационно-технических работ. Сначала была создана авиагруппа для борьбы с саранчой, на вооружении которой было около 50 самолетов типа ПО-2. Под авиационную базу отвели 112,5 гектаров рядом с городом. Сейчас на этом месте располагается центральная площадь им. Аль Фараби. Уже через год авиаотряд начал заниматься перевозками пассажиров и почты. В годы войны на его базе была создана вторая учебная эскадрилья. Летчиков для фронта готовили на территории, где сегодня находятся драмтеатр и технопарк. В 1963 году авиаотряд перебазировался на место, где располагается и поныне.
Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.