Жаңалықтар

Часть 6

Ранее объединившиеся под названием «кипчакский народ» три этнотерриториальных объединения теперь формируются в казахский народ, состоящий из трех джузов. Казахское общество рассматриваемого периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек. Высшее сословие в этом обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана по мужской линии—чингизиды. Каждый чингизид независимо оттого, к какой именно династии потомков великого завоевателя относился, мог претендовать на ханский титул в любом месте, где в какой-то мере сохранились традиции монгольской империи. Их также называют — тюре. Ступенью ниже стоят бии, о которых мы уже говорили. Они не принадлежали к ролу чингизидов. Их влияние определялось как многочисленностью, силой, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. Бий, являясь важным звеном в системе управления ханством, сочетал в себе по меньшей мере четыре качества: - военноначальник; - судья; - административное лицо; - представитель степного населения; Наиболее многочисленную прослойку класса эксплуататоров у казахов-кочевников составляли баи, имеющие обилие скота, т.е. богатства. К группе привилегированных особ казахского общества можно отнести и батыров. Батыр не только титул храбреца, но и разряд лиц из числа профессиональных военных. Самую нижнюю ступень общественной лестницы занимали простолюдины: кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы, которые были подчинены к системе патриархального домашнего рабства в отличие от классического рабства. Это были патриархальные рабы: лакеи, помощники. Как правило, это люди, попавшие в плен и лишенные свободы. В казахском обществе немаловажную роль играли ходжы — потомки рабов, персов или люди, рожденные от их местных браков. В основном они проповедовали ислам и причисляли себя к аксуйекам — белые кости. Следующий социальный слой — туленгиты. Это люди, набранные из представителей калмыков, башкир, ногай, русских, сартов и т.д. дружинники или военные. Подбор этот осуществлялся специально, чтобы во время народных волнений дружинники из чужой крови смогли, не жалея, подавлять народ. Необходимо напомнить о такой категории, как консы, т.е. соседи. Это люди из других родов, прибывшие к своим дядям, племянникам, родным, превратившим их в помощники, домработники. Абдижапар Абдакимов http://www.kazakhistory.ru
04.06.2013 04:49 3116

Ранее объединившиеся под названием «кипчакский народ» три этнотерриториальных объединения теперь формируются в казахский народ, состоящий из трех джузов. Казахское общество рассматриваемого периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек. Высшее сословие в этом обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана по мужской линии—чингизиды. Каждый чингизид независимо оттого, к какой именно династии потомков великого завоевателя относился, мог претендовать на ханский титул в любом месте, где в какой-то мере сохранились традиции монгольской империи. Их также называют — тюре. Ступенью ниже стоят бии, о которых мы уже говорили. Они не принадлежали к ролу чингизидов. Их влияние определялось как многочисленностью, силой, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. Бий, являясь важным звеном в системе управления ханством, сочетал в себе по меньшей мере четыре качества:

- военноначальник;
- судья;
- административное лицо;
- представитель степного населения;

Наиболее многочисленную прослойку класса эксплуататоров у казахов-кочевников составляли баи, имеющие обилие скота, т.е. богатства. К группе привилегированных особ казахского общества можно отнести и батыров. Батыр не только титул храбреца, но и разряд лиц из числа профессиональных военных. Самую нижнюю ступень общественной лестницы занимали простолюдины: кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы, которые были подчинены к системе патриархального домашнего рабства в отличие от классического рабства. Это были патриархальные рабы: лакеи, помощники. Как правило, это люди, попавшие в плен и лишенные свободы. В казахском обществе немаловажную роль играли ходжы — потомки рабов, персов или люди, рожденные от их местных браков. В основном они проповедовали ислам и причисляли себя к аксуйекам — белые кости. Следующий социальный слой — туленгиты. Это люди, набранные из представителей калмыков, башкир, ногай, русских, сартов и т.д. дружинники или военные. Подбор этот осуществлялся специально, чтобы во время народных волнений дружинники из чужой крови смогли, не жалея, подавлять народ. Необходимо напомнить о такой категории, как консы, т.е. соседи. Это люди из других родов, прибывшие к своим дядям, племянникам, родным, превратившим их в помощники, домработники.

Абдижапар Абдакимов

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға