Жаңалықтар

Казахи

Широка и просторна земля казахстанская. Она простирается от Алтайских гор до Каспийского моря, от Западно-Сибирской равнины и Уральских гор до северных отрогов Тянь-Шаня и привлекает внимание не только своими размерами или богатыми природными ресурсами, но и тем, что в пределах этой огромной физико-географической области с незапамятных времен сложилась своеобразная и во многом единая культура степных племен, рамки распространения которой оказались гораздо шире современных границ республики. Генетические связи казахского общества со своими предшественниками — древними саками, усунями, кангюй-кангарами, тюрками и кыпчаками, пожалуй, ни в чем другом не находят более полного подтверждения, как в факте сохранения у казахов археологически прослеживаемого антропологического типа, элементов материальной культуры, искусства, ремесел своих предков. На основе палеоантропологических и краниологических исследований установлена преемственность антропологического типа в Казахстане на протяжении трех тысячелетий. Подобно тому, как стороны квадрата, части окружности в архитектуре, по утверждению Абу Наср Аль-Фараби, являются аналогами стопам в метрике, строфам в поэзии, силлогизмам в логике, сюжеты отдельных художественных произведений, выполненных в так называемом сакском зверином стиле, с достоверной точностью описываются в казахских героических сказаниях, а их мотивы отчетливо прослеживаются на наскальных рисунках, в орнаменте, ювелирных украшениях. Изображение птицы, являвшейся по тюркским понятиям символом неба, рыбы — воды, дерева — земли, органически вписалось, хотя и несколько стилизованно, в декоративно-прикладное искусство казахов, обогатив его выразительными средствами. Казахи унаследовали от своих предков — древних тюрков и кыпчаков производство войлока, тип юрты, ковроткачество, особенно безворсовое, плетение циновок, умение инкрустировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюркско-кыпчакской одежды выявлены в казахском народном костюме. Сохранение у казахов этих и других форм материальной культуры прошлого объясняется тем, что, по словам Энгельса, «политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии», а в натуральном хозяйстве казахов, не поддававшемся реорганизации, мало что изменилось за многие века. Перевороты происходившие в течение сотен, может быть тысячи лет, внесли очень мало изменений в быт казахов, порукой тому оказались широкие степные просторы, позволявшие при любых превратностях судьбы уходить в глубь родной земли, откочевывать в самые глухие ее уголки, изматывая преследователя не только трудностями перехода, но и неожиданными ответными ударами и отступлениями врассыпную, исчезая также внезапно, как и появляясь. Узбекали Джанибеков http://www.kazakhistory.ru
04.06.2013 04:05 3507

Широка и просторна земля казахстанская. Она простирается от Алтайских гор до Каспийского моря, от Западно-Сибирской равнины и Уральских гор до северных отрогов Тянь-Шаня и привлекает внимание не только своими размерами или богатыми природными ресурсами, но и тем, что в пределах этой огромной физико-географической области с незапамятных времен сложилась своеобразная и во многом единая культура степных племен, рамки распространения которой оказались гораздо шире современных границ республики. Генетические связи казахского общества со своими предшественниками — древними саками, усунями, кангюй-кангарами, тюрками и кыпчаками, пожалуй, ни в чем другом не находят более полного подтверждения, как в факте сохранения у казахов археологически прослеживаемого антропологического типа, элементов материальной культуры, искусства, ремесел своих предков.

На основе палеоантропологических и краниологических исследований установлена преемственность антропологического типа в Казахстане на протяжении трех тысячелетий. Подобно тому, как стороны квадрата, части окружности в архитектуре, по утверждению Абу Наср Аль-Фараби, являются аналогами стопам в метрике, строфам в поэзии, силлогизмам в логике, сюжеты отдельных художественных произведений, выполненных в так называемом сакском зверином стиле, с достоверной точностью описываются в казахских героических сказаниях, а их мотивы отчетливо прослеживаются на наскальных рисунках, в орнаменте, ювелирных украшениях. Изображение птицы, являвшейся по тюркским понятиям символом неба, рыбы — воды, дерева — земли, органически вписалось, хотя и несколько стилизованно, в декоративно-прикладное искусство казахов, обогатив его выразительными средствами.

Казахи унаследовали от своих предков — древних тюрков и кыпчаков производство войлока, тип юрты, ковроткачество, особенно безворсовое, плетение циновок, умение инкрустировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюркско-кыпчакской одежды выявлены в казахском народном костюме. Сохранение у казахов этих и других форм материальной культуры прошлого объясняется тем, что, по словам Энгельса, «политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии», а в натуральном хозяйстве казахов, не поддававшемся реорганизации, мало что изменилось за многие века. Перевороты происходившие в течение сотен, может быть тысячи лет, внесли очень мало изменений в быт казахов, порукой тому оказались широкие степные просторы, позволявшие при любых превратностях судьбы уходить в глубь родной земли, откочевывать в самые глухие ее уголки, изматывая преследователя не только трудностями перехода, но и неожиданными ответными ударами и отступлениями врассыпную, исчезая также внезапно, как и появляясь.

Узбекали Джанибеков

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға