Жаңалықтар

Алексей Белослюдов

  Белослюдов Алексей Николаевич (16.03.1887-1939) Краевед, ему и его братьям Виктору, Николаю, Федору принадлежит большая заслуга в развитие краеведения и музейного дела на востоке Казахстана Алексею Николаевичу Белослюдову и его братьям Виктору, Николаю, Федору принадлежит большая заслуга в развитие краеведения и музейного дела на востоке Казахстана. Алексей Николаевич Белослюдов родился 16 марта 1887 года в семье небогатого чиновника из числа казаков Николая Константиновича Белослюдова в г. Семипалатинске. Отец умер, когда дети были маленькими, но мать, Варвара Васильевна, несмотря на скромные доходы, не только воспитала детей скромными, трудолюбивыми, благородными, любознательными, но и дала возможность учиться в гимназии.  Лишь Алексею не удалось окончить гимназию, в 7 классе его исключают за участие в работе нелегальных кружков. Теперь Алексей открыто ведет политическую жизнь: вступает в члены РСДРП, становится активным членом и библиотекарем общества взаимопомощи работающим в заводских и ремесленных заведениях г. Семипалатинска. Одновременно с общественной работой Алексей занимается самообразованием и в 1908 г. сдал экстерном экзамены на звание народного учителя. Несколько лет он преподавал в сельских школах Змеиногорского уезда. Еще, будучи гимназистом, Алексея привлекала далекая и близкая история родного края. Он был постоянным посетителем историко-краеведческого музея, помогал оформлять экспозиции, работать в фондах. С 1904 г. Алексей Белослюдов сотрудничает с Семипалатинским подотделом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, помогая собирать материалы и экспонаты для его музея.  Еще в 1906 г. вместе с братьями организует первый частный музей, который был известен как музей братьев Белослюдовых. Алексей Николаевич и Виктор Николаевич с большим упорством и умением собирают коллекции, изучают их и сортируют по отделам. Для пополнения своей коллекции братья Белослюдовы совершают несколько экспедиций по родному краю.  В июне 1912 г. Алексей вместе с братом совершают поездку в Томск, Москву, Петербург и в другие города азиатской и европейской России, чтобы изучить музейное дело и применить эти знания у себя на родине.  В результате многолетнего труда в музее братьев Белослюдовых были созданы отделы: геологии и минералогии, палеонтологии и антропологии, доисторической археологии, отдел старинных вещей, нумизматики, этнографии, а также картинная галерея. На выставке 1911 г. в Омске экспонаты музея Белослюдовых удостоились серебряной медали. Алесей Белослюдов много сил, знаний и энергии отдал становлению областного историко-археологического музея. Он наладил учет хранящихся в музее предметов, а в фонд музея передал более 500 экспонатов из музея братьев Белослюдовых. Помимо этого, Алексей Николаевич страстно увлекался этнографией. Познакомившись с известным путешественником Григорием Потаниным, он последовал его советам и занялся собирательством сказок и сказаний. Он даже поселился на Алтае в кержацком селе Быково, где преподавая в сельской школе, смог собрать богатейший материал по истории, фольклору и этнографии. Многие материалы он пересылал Г. Потанину, а некоторые он опубликовал в «Записках Семипалатинского подотдела РГО», в газетах «Жизнь Алтая», «Сибирская жизнь». Собирание сказок в долине Бухтармы пробудило у Алексея устойчивый интерес к казахской этнографии и фольклористике. Самобытная устная поэзия казахов, их быт, обычаи стали темой его работ на последующие годы.  Для облегчения работы по сбору фольклорных произведений казахского народа Алексей создает в Семипалатинске кружок из образованной казахской молодежи. В 1915 г. Алексей Николаевич пишет статью «О киргизской поэзии», в которой автор знакомит русскую общественность с устной и письменной поэзией казахского народа. Он пишет о значении в казахском обществе акынов, поэтов-импровизаторов, об известных айтысах («Сара и Биржан»). Значительная часть статьи А. Белослюдова «О киргизской поэзии» посвящена жизни и творчеству великого казахского поэта-гуманиста Абая Кунанбаева и просветителя казахского народа Ибрая Алтынсарина. Вместе со своим братом Николаем Николаевичем Алексей Николаевич Белослюдов продолжает кропотливо заниматься собиранием материалов о развитии устной казахской поэзии, о последователях Абая Кунанбаева: С. Донентаеве, С. Кубееве, С. Торайгырове, С. Сейфуллине, М. Сералине, Б. Утетлеуове и других. Белослюдовы, по мнению известного краеведа Станислава Черных, были одними из первых исследователей казахской устной поэзии и влиянии творчества Абая на развитие казахской поэзии. Алексей Николаевич, как и многие краеведы Семипалатинского подотдела РГО, читает лекции «Из жизни Бухтарминского края», «О жизни и деятельности замечательного казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова», «О киргизской поэзии», которые пользовались успехом у населения. Во время I мировой войны Алексей Николаевич возвращается в Семипалатинск. В качестве исключения ему разрешили преподавать в гимназии, откуда его исключили. Наряду с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью, Алексей Николаевич сдал экстерном экзамены в Томский учительский институт. С 1917 по 1919 гг. Алексей Николаевич занят в народном хозяйстве края, с 1919 г. Алексей Николаевич работает инспектором отдела народного образования. Но изучением своего края он не перестает заниматься.  С 1920 гг. он оставляет службу, и вплотную занимается краеведением. Алексей Николаевич много и упорно трудился над становлением областного историко-краеведческого музея, а последние годы в должности директора.  В 1921 г. он ездил за сбором этнографического материала в Каркаралинск, в урочище Баян аул. В 1925-1926 гг. областной историко-этнографический музей под его руководством передает в Государственный Русский музей (г. Ленинград) 108 предметов. К этому времени слава Алексея Белослюдова как краеведа разнеслась далеко за пределами казахской степи. Именно он помог композитору А. Затаевичу в его сборе казахских песен и кюев. Вместе с первой в Семипалатинске женщиной-краеведом Н. Кульжановой он переводил на русский язык стихи Абая. В 1938 г. Алексей Николаевич переезжает в Алма-Ату. В 1939 г. из-за тяжелой чахотки он умер. Алексей Николаевич Белослюдов – один из немногих, кто приложил все силы для единения казахского и русского народов. Его вклад в науку и краеведение неоценим. Литература о нем: Галиев М. Алексей Белослюдов : его судьбой была душа народа// Наше дело.- 1999.- 4 нояб..- С.7 Гуляева Е. Братья Белослюдовы [Текст] / Гуляева Е.// Арна.- 2006. - 24 авг. - С. 8 Гуляева Е. Любовью к Родине он жил [Текст] / Гуляева Е.// Арна.- 2006. - 21 сент. - С. 7 Гуляева Е. Современные родиноведы [Текст] / Гуляева Е.// Арна.- 2006. - 6 июля. - С. 4 Титаев Е. Братья Белослюдовы// Семь дней.- 2003. - 5 сент. - С. 8 Турсумбекова Р. Гребенщиков и Белослюдовы// ЛЗ: Сегодня.- 2003. - 11 июня. - С. 2 Черных С. Братья Белослюдовы// Черных С. С берегов Иртыша.- Алма-Ата: Казахстан, 1981.- С. 105-141 Источник: biografia.kz
20.05.2013 09:46 5549

 

Белослюдов Алексей Николаевич

(16.03.1887-1939)

Краевед, ему и его братьям Виктору, Николаю, Федору принадлежит большая заслуга в развитие краеведения и музейного дела на востоке Казахстана

Алексею Николаевичу Белослюдову и его братьям Виктору, Николаю, Федору принадлежит большая заслуга в развитие краеведения и музейного дела на востоке Казахстана.

Алексей Николаевич Белослюдов родился 16 марта 1887 года в семье небогатого чиновника из числа казаков Николая Константиновича Белослюдова в г. Семипалатинске. Отец умер, когда дети были маленькими, но мать, Варвара Васильевна, несмотря на скромные доходы, не только воспитала детей скромными, трудолюбивыми, благородными, любознательными, но и дала возможность учиться в гимназии. 

Лишь Алексею не удалось окончить гимназию, в 7 классе его исключают за участие в работе нелегальных кружков. Теперь Алексей открыто ведет политическую жизнь: вступает в члены РСДРП, становится активным членом и библиотекарем общества взаимопомощи работающим в заводских и ремесленных заведениях г. Семипалатинска. Одновременно с общественной работой Алексей занимается самообразованием и в 1908 г. сдал экстерном экзамены на звание народного учителя. Несколько лет он преподавал в сельских школах Змеиногорского уезда.

Еще, будучи гимназистом, Алексея привлекала далекая и близкая история родного края. Он был постоянным посетителем историко-краеведческого музея, помогал оформлять экспозиции, работать в фондах. С 1904 г. Алексей Белослюдов сотрудничает с Семипалатинским подотделом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, помогая собирать материалы и экспонаты для его музея. 

Еще в 1906 г. вместе с братьями организует первый частный музей, который был известен как музей братьев Белослюдовых. Алексей Николаевич и Виктор Николаевич с большим упорством и умением собирают коллекции, изучают их и сортируют по отделам. Для пополнения своей коллекции братья Белослюдовы совершают несколько экспедиций по родному краю. 

В июне 1912 г. Алексей вместе с братом совершают поездку в Томск, Москву, Петербург и в другие города азиатской и европейской России, чтобы изучить музейное дело и применить эти знания у себя на родине. 

В результате многолетнего труда в музее братьев Белослюдовых были созданы отделы: геологии и минералогии, палеонтологии и антропологии, доисторической археологии, отдел старинных вещей, нумизматики, этнографии, а также картинная галерея. На выставке 1911 г. в Омске экспонаты музея Белослюдовых удостоились серебряной медали.

Алесей Белослюдов много сил, знаний и энергии отдал становлению областного историко-археологического музея. Он наладил учет хранящихся в музее предметов, а в фонд музея передал более 500 экспонатов из музея братьев Белослюдовых.

Помимо этого, Алексей Николаевич страстно увлекался этнографией. Познакомившись с известным путешественником Григорием Потаниным, он последовал его советам и занялся собирательством сказок и сказаний. Он даже поселился на Алтае в кержацком селе Быково, где преподавая в сельской школе, смог собрать богатейший материал по истории, фольклору и этнографии. Многие материалы он пересылал Г. Потанину, а некоторые он опубликовал в «Записках Семипалатинского подотдела РГО», в газетах «Жизнь Алтая», «Сибирская жизнь».

Собирание сказок в долине Бухтармы пробудило у Алексея устойчивый интерес к казахской этнографии и фольклористике. Самобытная устная поэзия казахов, их быт, обычаи стали темой его работ на последующие годы. 

Для облегчения работы по сбору фольклорных произведений казахского народа Алексей создает в Семипалатинске кружок из образованной казахской молодежи. В 1915 г. Алексей Николаевич пишет статью «О киргизской поэзии», в которой автор знакомит русскую общественность с устной и письменной поэзией казахского народа. Он пишет о значении в казахском обществе акынов, поэтов-импровизаторов, об известных айтысах («Сара и Биржан»). Значительная часть статьи А. Белослюдова «О киргизской поэзии» посвящена жизни и творчеству великого казахского поэта-гуманиста Абая Кунанбаева и просветителя казахского народа Ибрая Алтынсарина.

Вместе со своим братом Николаем Николаевичем Алексей Николаевич Белослюдов продолжает кропотливо заниматься собиранием материалов о развитии устной казахской поэзии, о последователях Абая Кунанбаева: С. Донентаеве, С. Кубееве, С. Торайгырове, С. Сейфуллине, М. Сералине, Б. Утетлеуове и других. Белослюдовы, по мнению известного краеведа Станислава Черных, были одними из первых исследователей казахской устной поэзии и влиянии творчества Абая на развитие казахской поэзии.

Алексей Николаевич, как и многие краеведы Семипалатинского подотдела РГО, читает лекции «Из жизни Бухтарминского края», «О жизни и деятельности замечательного казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова», «О киргизской поэзии», которые пользовались успехом у населения.

Во время I мировой войны Алексей Николаевич возвращается в Семипалатинск. В качестве исключения ему разрешили преподавать в гимназии, откуда его исключили. Наряду с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью, Алексей Николаевич сдал экстерном экзамены в Томский учительский институт.

С 1917 по 1919 гг. Алексей Николаевич занят в народном хозяйстве края, с 1919 г. Алексей Николаевич работает инспектором отдела народного образования. Но изучением своего края он не перестает заниматься. 

С 1920 гг. он оставляет службу, и вплотную занимается краеведением. Алексей Николаевич много и упорно трудился над становлением областного историко-краеведческого музея, а последние годы в должности директора. 

В 1921 г. он ездил за сбором этнографического материала в Каркаралинск, в урочище Баян аул. В 1925-1926 гг. областной историко-этнографический музей под его руководством передает в Государственный Русский музей (г. Ленинград) 108 предметов.
К этому времени слава Алексея Белослюдова как краеведа разнеслась далеко за пределами казахской степи. Именно он помог композитору А. Затаевичу в его сборе казахских песен и кюев. Вместе с первой в Семипалатинске женщиной-краеведом Н. Кульжановой он переводил на русский язык стихи Абая. В 1938 г. Алексей Николаевич переезжает в Алма-Ату. В 1939 г. из-за тяжелой чахотки он умер.

Алексей Николаевич Белослюдов – один из немногих, кто приложил все силы для единения казахского и русского народов. Его вклад в науку и краеведение неоценим.

Литература о нем:

Галиев М. Алексей Белослюдов : его судьбой была душа народа// Наше дело.- 1999.- 4 нояб..- С.7

Гуляева Е. Братья Белослюдовы [Текст] / Гуляева Е.// Арна.- 2006. - 24 авг. - С. 8

Гуляева Е. Любовью к Родине он жил [Текст] / Гуляева Е.// Арна.- 2006. - 21 сент. - С. 7

Гуляева Е. Современные родиноведы [Текст] / Гуляева Е.// Арна.- 2006. - 6 июля. - С. 4

Титаев Е. Братья Белослюдовы// Семь дней.- 2003. - 5 сент. - С. 8

Турсумбекова Р. Гребенщиков и Белослюдовы// ЛЗ: Сегодня.- 2003. - 11 июня. - С. 2

Черных С. Братья Белослюдовы// Черных С. С берегов Иртыша.- Алма-Ата: Казахстан, 1981.- С. 105-141


Источник: biografia.kz

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға