Иса и Амре Кашаубаев
Место и роль Исы Байзакова в истории Казахского национального театра точно определил Мухтар Ауэзов, сравнивая мощное дарование акына с неукротимым ветром бескрайней степи. Он писал: "На казахской сцене Иса собрал как бы многие столетия, слил различные эпохи истории культуры".
Но серость и зависть не могут жить спокойно, когда рядом работают талантливые, яркие личности. На Ису Байзакова в органы НКВД поступает донос. Его вызывают к следователю, который обвиняет его в том, что он, Амре Кашаубаев и Мухтар Ауэзов были в Семипалатинске членами алаш-ордынской организации и поддерживали тесные связи с новосибирской контрреволюционной группой журнала "Сибирские огни". Вся эта группа была осуждена и сослана в Архангельскую область. У организатора этой группы Николая Анова была найдена фотография, где он, Иса и Амре Кашаубаев сфотографированы вместе.
Ису часто вызывали на допросы, которые длились по 3-4 часа, иногда ночью. Они рвали душу, оскорбляли и унижали достоинство акына. Иса твердо отметал от себя и своих друзей все обвинения. Органы НКВД прекратили допросы и вызовы, не тронули Ису Байзакова. Слишком высок был его авторитет в Казахстане, его любили, им восхищались. Но как по команде в Музтеатре на худсоветах началась злобная критика в адрес Амре Кашаубаева за то, что он не исполняет современных песен, особенно в этом усердствовали молодые актеры. Критика раздается и в адрес Исы. В 1934 году Амре Кашаубаева отстраняют от работы в театре. Великий певец не может жить без любимой работы, он переживает, мучается, все это отнимает у него силы. Осенью 1934 года великий чародей песни тяжело заболел и после непродолжительной болезни ушел из жизни. Иса горько переживал смерть близкого друга и соратника. Он остро чувствовал, какая это была потеря для национальной культуры и искусства Казахстана.
Память все чаще и чаще тревожит Ису, он тоскует по родным краям, ему хочется увидеть привольные степи Павлодара, крутые берега Иртыша. В 1936 году Иса со своей семьей переезжает в Семипалатинск, где вместе с женой Шарбану начинает работать в молодом театре. Каждый спектакль с их участием - большое событие, праздник для горожан. Они околдовывали зрителей, потрясали их своим искусством, заставляли радоваться и удивляться, плакать слезами очищения. Иса и Шарбану бережно и с вниманием относились к начинающим молодым актерам. Делом и словом помогали овладеть тайной актерского мастерства.
Актеры театра ездят по отдаленным районам области. Иса играет роли, которые сопровождаются пением. Это были спектакли "Кыз-Жибек", "Айман-Шолпан", "Енлик-Кебек". Кроме спектаклей актеры участвуют в концертах. Каждый спектакль, каждый концерт остаются надолго в памяти благодарных зрителей.
И снова страшный удар судьбы: в апреле 1937 года уходит из жизни любимая женщина, друг и жена Шарбану. В сердце Исы - незаживающая рана. Мир для него осиротел, он возвратился в Алма-Ату.
Всю свою любовь, нерастраченную нежность он отдает своим детям. Помня заветы Шарбану, своих детей он приводит в музыкальную школу, носящую имя его друга Амре Кашаубаева. Директором школы работает его музыкальный наставник по Семипалатинску и соратник по жизни Вера Ильинична Лазарева. Сын Иртыс поступает в музыкальную группу, дочь Макен - в балетную.
Иса, как все творческие натуры, не может жить без любимого дела. Домбра снова поет в его руках, он радует и изумляет своих поклонников.
Известный музыковед-исследователь казахского творчества, член-корреспондент Академии наук Казахской ССР Б.Г.Ерзакович, продолжатель дела А.В.Затаевича, встречается с Исой, записывает его песни "Гакку", "Алтай", "Кен-Сарай", "Бир бидай", "Калка", "Урмдай", "Кербез Сулу". Творчество Исы Байзакова было отмечено правительством: за поэтические труды, заслуги в развитии литературы и искусства Казахстана он награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1941 году Иса создает поэму "Акбопе", она и другие его произведения - "Красавица Куралай", "В предгорьях Алтая", "Отчего радуется Алатау", "Сказки пастуха" - по своему идейно-художественному достоинству вошли в золотой фонд казахской поэзии.
У акына много творческих планов и задумок, но начинается Великая Отечественная война. Иса просит, чтобы его добровольцем отправили на фронт. По состоянию здоровья медкомиссия оставляет его в запасе.
Иса понимает, что его оружие - это его искусство. Он выступает с концертами перед бойцами, отъезжающими на фронт, призывает народы Казахстана на ратные подвиги, на самоотверженный труд, вместе с артистами Казахстана с концертами выезжает на фронт. Иса материально помогает многодетным семьям фронтовиков. Свои сбережения, собранные во время концертов, он жертвует в фонд обороны. За годы войны эта сумма составила около миллиона рублей.
Став при жизни человеком-легендой, что редко кому удается, Иса прожил свою жизнь ярко, не мысля ее вне искусства, литературы, музыки, непосредственной связи с народом.
Умер Иса Байзаков в 1946 году, в самом расцвете своего могучего, самобытного и неповторимого таланта. Память о нем увековечена в названиях улиц, школ, поселков.
Искры блестящего, мелодичного таланта Исы золотыми блестками рассыпаны во многих произведениях казахской музыки. Его песни, поэтические и музыкальные импровизации и поныне бытуют в народе как безымянное творчество. Многие его мелодии заимствованы и использованы казахскими композиторами в операх, симфониях, песнях.
Сегодня мы должны покончить с домыслами. Истинным автором знаменитой песни "Гакку", которую принято считать народной, является Иса Байзаков. Песня без каких-либо изменений вошла в оперу "Кыз-Жибек" и стала вмиг популярной по всему Советскому Союзу. Песни Исы живут, их поют по всему Казахстану - в минуты радости или горести. Народ взял их в свою духовную сокровищницу. Песни и поэмы Исы Байзакова - наше драгоценное наследие, стержень, на котором держится память народа. Их нужно собрать по крупицам, сохранить для грядущего, перевести на языки народов Казахстана.
Источник: biografia.kz