Пропагандист песенного жанра
Иса часто выступал перед своими земляками на айтысах, исполняя свои песни-импровизации. Со временем он становится убежденным пропагандистом песенного жанра своего народа.
Приняв решение продолжить образование, в 1921 году он поступает на рабфак в Семипалатинске. Здесь, в городе, у Исы состоялась встреча с Амре Кашаубаевым, между ними завязалась крепкая творческая дружба, которая прошла через всю их яркую жизнь.
Амре привлекает Ису в просветительский кружок "Ес-Аймак". Вместе они участвуют в спектаклях, концертах, а с ними и знаменитая певица Майра. Часто выезжая в глубинку области, в районы Зайсана, Тарбагатая и Курчума, они везде имеют колоссальный успех: послушать любимых артистов люди приезжают издалека.
Во время поездки на Алтай, потрясенный неповторимой природой этих мест, Иса создал поэму "В предгорьях Алтая". Описания скал и горных потоков, сопок, покрытых деревьями, и долины настолько точны и захватывающи, что по этой поэме можно изучать ландшафт, флору и фауну Алтайского края.
Мухтар Ауэзов часто посещал "Ес-Аймак", всеми силами поддерживал кружок. Здесь у него было много знакомых, близких друзей. Он обратил свое внимание на Амре и Ису и понял, что они необыкновенно талантливы.
Ауэзов приглашает их в дом замечательных преподавателей музыки - Веры Ильиничны и Лидии Ильиничны Становых. Сестры, прослушав певцов, пришли в неописуемый восторг. Они предложили обоим посещать их дом, брать уроки, получать музыкальное образование. Музыкальные занятия, самообразование способствовали не только эстетическому воспитанию певцов, но и формированию личности каждого из них.
В доме Становых всегда было многолюдно, здесь собиралась творческая интеллигенция. Среди них: Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Павел Кузнецов, Михаил Величко, Дмитрий Черепанов, Николай Анов, известные братья Белослюдовы. Они спорили друг с другом, слушали удивительные по красоте песни Амре Кашаубаева, восторгались, когда Иса тут же на любую тему слагал песню. Именно в доме Становых Иса сблизился с журналистом и писателем Николаем Ановым, которого восхитил яркий талант молодого акына.
В те годы в Семипалатинск приезжает исследователь казахской музыки, этнограф А.В.Затаевич. Встреча с Амре Кашаубаевым и Исой Байзаковым производит на него неизгладимое впечатление. Он записывает песни Амре Кашаубаева, а после посещения концерта Исы пишет: "Иса Байзаков, молодой, находчивый и темпераментный, декламирующий и поющий с большой пластикой и выразительностью. В сценическом отношении очень одаренная натура, прирожденный актер с даром отчетливой дикции, выразительного жеста и утонченной мимики. Его смелые, длинные, быстрые как каскад стихотворные импровизации на заданную публикой тему или просто на брошенное оттуда восклицание вызывали на моих глазах удивление и восторг не только широкой аудитории, но и отдельных серьезных и компетентных ценителей".
От Исы Байзакова он записал песни: "Какен", "Бике", "Маныш", "Конша", "Жар-Жар", "Танысу".
Весной 1925 года Николай Анов по заданию семипалатинской газеты "Степная правда" посетил знаменитую Куяндинскую ярмарку. Здесь он встречался с Амре Кашаубаевым, легендарным борцом Хаджи-Муканом и Исой Байзаковым и наяву увидел магическое воздействие выступления Исы.
Как рассказывал Николай Иванович Анов, Иса по манере выступления чем-то напоминал итальянского импровизатора, описанного Пушкиным в "Египетских ночах": "Лицо Исы страшно побледнело, он затрепетал, как в лихорадке, глаза его засверкали чудным огнем. Импровизация началась. Домбра казалась живой, то взлетала сбоку, то из-под ноги. Иса вел себя так, как его собрат, итальянский импровизатор. Бурным потоком и стремительным ливнем льется его песня, могущественные силы акына настолько велики, что расшумевшийся народ сразу стих. Пятьдесят тысяч пеших и верховых как один слушают песни акына, и раздаются возгласы одобрения и смех".
В этот вечер Анов узнал, что акын закончил работу над поэмой "Красавица Куралай".
В 1926 году Иса создает новую поэму "Сказки пастуха", и в этом же году Наркомпрос республики приглашает его в тогдашнюю столицу Кзыл-Орду. Ему совместно с Калибеком Куанышпаевым, Елубаем Умурзаковым Капаном Бадыровым, Амре Кашаубаевым, Верой Лазаревой (Становой) было поручено создать Казахский государственный театр.
Открытие театра ознаменовали постановкой пьесы Мухтара Ауэзова "Енлик-Кебек", режиссером спектакля был Серке Кожамкулов. В дальнейшем актеры молодого театра посещают самые отдаленные уголки Южно-Казахстанской области и везде имеют большой успех, везде их встречают шквалом аплодисментов.
Успех успехом, а трудностей в гастрольных поездках было немало. Так, для поездки в Киргизскую область актерам дали только одну подводу для багажа: 260 км артисты прошагали пешком, задыхаясь от жары и падая от усталости. На одном любительском концерте заметили девушку, выступавшую с декламацией, ей предложили заниматься в театре, и дочь сапожника Джасана со временем выросла в народную артистку СССР Куляш Байсеитову.
В 1929 году почти вся труппа театра переезжает в новую столицу - город Алма-Ату. Здесь Иса работает в драматическом театре, на основе которого в 1933 году организуется музыкальная студия, впоследствии - музыкальный театр. Иса принимал самое активное участие в первых музыкальных спектаклях, он обладал огромной эрудицией в области народного песенного и инструментального творчества.
Источник: biografia.kz