«Где же, где та девушка любимая...»
Известно, что в дни войны каждый народ высоко поднял свои героические традиции и национальную честь. Но в нашей стране национальная гордость народов давно уж стала гордостью интернациональной. Однако Аманжолов в годы войны не очень ясно понимал эту истину. И закрывать глаза на это не следует.
В 1943 году Аманжолов, проезжая с Дальнего Востока на Запад, написал стихотворение «Сары-Арка» (Арало-Иртышский водораздел, в переносном смысле—Казахская земля). Здесь речь идет о красоте природы степи, но заканчивается стихотворение следующими странными строками, приводящимися для вящей убедительности в подстрочном переводе:
Сары-Арка, отчий дом, по тебе тоскую. Необозримая степь, мать моя с широкими объятиями, Не останавливаясь, проезжаю мимо тебя. Позади — ты, впереди — фронт, что мне делать?
А ведь поэт ехал защищать от фашизма Советскую Родину, без которой нет жизни для казахского народа. Но этот факт как бы остается вне сознания поэта.
Но такие идейные неясности в стихотворениях Аманжолова фронтовых лет встречаются лишь изредка и случайно. Это, как правило, даже не целые стихотворения, а лишь отдельные строфы и строки. И они ни в коей мере не могут принизить идейно-художественные качества поэзии Аманжолова. Поэт-коммунист Аманжолов, начиная с первого своего стихотворения и кончая последним — предсмертным — воспевал свою Советскую Родину, был безгранично предан идеям Коммунистической партии. -
Стихи Аманжолова послевоенных лет актуальны, оперативны, полностью посвящены труду и жизни современников, их борьбе за мир. Наряду с этим он пишет нежные, увлекательные стихи для детей.
В эти же, послевоенные, годы он создает произведения больших мыслей и чувств, воспевающие успехи советского государства, величие Коммунистической партии, могучего советского народа. В произведениях этих лет созданы колоритные образы и великих вождей Коммунистической партии, и простых советских людей. При решении этой сложной задачи поэт использует, все средства поэзии — от задушевной лирики до гражданских, три'бунных интонаций. Именно такой сплав помог Аманжолову создать произведения большого эмоционального накала.
Аманжолов был человеком разносторонней . одаренности. ^Он, например, создал несколько мелодий на свои же тексты. Сейчас очень популярна написанная им на собственные слова песня «Где же, где та девушка любимая...»'
Нельзя не отметить и того, что в поисках большей выразительности, новых, свежих форм, поэт ввел в казахский стих десятислоговую строку, которой сейчас мы пользуемся и в оригинальном творчестве и в переводах. Точно так же он впервые применил чередование восьми и девятислоговых строк, очень удобное для передачи разговорной интонации.
Источник: biografia.kz