Жаңалықтар

Жанр беднейших городских кварталов

  Мейхана является принадлежащим Азербайджану музыкально-поэтическим жанром, исполняемым в сопровождении ударных инструментов или же в виде декламации. В основном широко распространено в Бакинских селах. Мейхану как правило, экспромтом исполняют два или более поэтов-певцов. Своеобразность, яркость колорита жанра мейхана более глубока и показательна. Фактор, придающий мейхане этот неповторимый облик – метроритмическая основа сопровождения ударных инструментов, указывает на древнюю историю жанра мейхана. Только в ХХ веке, жанр мейхана прошел три этапа развития. Эти этапы приходятся на крайне сложные и богатые противоречивыми событиями периоды жизни Азербайджанского народа. В период после апрельской революции 1920 года, мейхана получила широкие возможности для распространения новой идеологии. Мейхана заслужила одну из основных позиций в репертуаре театра «Критика», в художественной литературе, в том числе сценических произведениях. В период войны 1941–1945-х годов мейхана превратилась в верного друга народа, подбодряла народ, увеличивала веру и надежду в победу. Начиная с 90-х годов прошлого века, мейхана вошла в свой третий этап развития. Однако, в период вступления страны на путь независимости, к жанру мейхана возникает качественно новое отношение. На телевизионных каналах проводятся конкурсы мейханы, мастера данного искусства приглашаются на народные празднества, публикуются сборники мейханы и наконец, мейхана становится объектом исследования. Мейхана является продолжением, развитием народной поэзии современного периода. В каждом периоде существует своя мейхана. Этот жанр, держащий руку на пульсе времени, отражающий колорит создавшей его среды, всегда был связан с фольклором, отражал мечты и желания народа, критиковал недостатки периода. С точки зрения строения и структуры жанра, мейхана имеет отличающийся друг от друга виды:          а) Рифмованная мейхана;          б) Мейхана - редиф (слово или группа слов после рифмы);          в) мейхана, состоящая из двустиший;          г) мейхана, не содержащая рифм.           Мейханщики куплетисты:          Мирза Абдулхалиг Юсиф, Гашим бек Саги, Мирза Самандар, Алиага Вахид, Мешеди Азер, Яхья Молла оглы, Ахмед Анатоллу, Агададаш Мюнири, Дильгем, Агасалим Чилдаг и другие поэты являются создателями классических образцов мейханы. В настоящее время, этим искусством занимаются большое количество обладателей этого таланта. Наиболее известными среди них являются – Агамирза, Агакерим, Рашад Даглы, Намик Мена, Вугар, Алекпер Ясамальский и другие.           Как и любая другая речетативная импровизация, мейхана – музыкальный стиль сродни рэпу – имеет в Азербайджане своих поклонников и своих хулителей. Мейхана является жанром беднейших городских кварталов. Порой исполняемая на свадьбах, мейхана способна вызвать смешки и удивленные взгляды.          Находившаяся при советской власти под запретом по причине своей "некультурности", мейхана на короткое время вернулась в обиход во время Великой отечественной войны как метод антифашистской пропаганды. После войны музыка снова оказалась под запретом. Традицию сохраняли поэты, подпольным образом передавая другим свои знания и умения в неофициальных учебных заведениях. После обретения Азербайджаном независимости в 1991 году, он обрел поклонников среди широких масс населения, на телевидении стали устраивать конкурсы исполнителей, а сам жанр сравнивать с гораздо более молодым для Азербайджана направлением хип-хоп. Исполняемые нараспев куплеты чаще всего можно услышать в прокуренных чайханах бакинских рабочих пригородов Маштага, Ахмедлы и Ясамал – трех самых популярных центров этого жанра в Азербайджане.           "Для каждой музыки есть свое время и свое место, – отмечает бакинский рэпер Ибрагим Ибрагимов - "Уран". – Все мои слова, мысли, чувства лучше всего выражаются в рэпе, а мейхана у меня в крови". Источник: azerbaycan.vv.si
16.04.2013 04:54 2708

 

Мейхана является принадлежащим Азербайджану музыкально-поэтическим жанром, исполняемым в сопровождении ударных инструментов или же в виде декламации. В основном широко распространено в Бакинских селах. Мейхану как правило, экспромтом исполняют два или более поэтов-певцов. Своеобразность, яркость колорита жанра мейхана более глубока и показательна. Фактор, придающий мейхане этот неповторимый облик – метроритмическая основа сопровождения ударных инструментов, указывает на древнюю историю жанра мейхана. Только в ХХ веке, жанр мейхана прошел три этапа развития. Эти этапы приходятся на крайне сложные и богатые противоречивыми событиями периоды жизни Азербайджанского народа. В период после апрельской революции 1920 года, мейхана получила широкие возможности для распространения новой идеологии. Мейхана заслужила одну из основных позиций в репертуаре театра «Критика», в художественной литературе, в том числе сценических произведениях. В период войны 1941–1945-х годов мейхана превратилась в верного друга народа, подбодряла народ, увеличивала веру и надежду в победу. Начиная с 90-х годов прошлого века, мейхана вошла в свой третий этап развития. Однако, в период вступления страны на путь независимости, к жанру мейхана возникает качественно новое отношение. На телевизионных каналах проводятся конкурсы мейханы, мастера данного искусства приглашаются на народные празднества, публикуются сборники мейханы и наконец, мейхана становится объектом исследования. Мейхана является продолжением, развитием народной поэзии современного периода. В каждом периоде существует своя мейхана. Этот жанр, держащий руку на пульсе времени, отражающий колорит создавшей его среды, всегда был связан с фольклором, отражал мечты и желания народа, критиковал недостатки периода. С точки зрения строения и структуры жанра, мейхана имеет отличающийся друг от друга виды:
         а) Рифмованная мейхана;
         б) Мейхана - редиф (слово или группа слов после рифмы);
         в) мейхана, состоящая из двустиший;
         г) мейхана, не содержащая рифм.

          Мейханщики куплетисты:
         Мирза Абдулхалиг Юсиф, Гашим бек Саги, Мирза Самандар, Алиага Вахид, Мешеди Азер, Яхья Молла оглы, Ахмед Анатоллу, Агададаш Мюнири, Дильгем, Агасалим Чилдаг и другие поэты являются создателями классических образцов мейханы. В настоящее время, этим искусством занимаются большое количество обладателей этого таланта. Наиболее известными среди них являются – Агамирза, Агакерим, Рашад Даглы, Намик Мена, Вугар, Алекпер Ясамальский и другие.

          Как и любая другая речетативная импровизация, мейхана – музыкальный стиль сродни рэпу – имеет в Азербайджане своих поклонников и своих хулителей. Мейхана является жанром беднейших городских кварталов. Порой исполняемая на свадьбах, мейхана способна вызвать смешки и удивленные взгляды.

         Находившаяся при советской власти под запретом по причине своей "некультурности", мейхана на короткое время вернулась в обиход во время Великой отечественной войны как метод антифашистской пропаганды. После войны музыка снова оказалась под запретом. Традицию сохраняли поэты, подпольным образом передавая другим свои знания и умения в неофициальных учебных заведениях. После обретения Азербайджаном независимости в 1991 году, он обрел поклонников среди широких масс населения, на телевидении стали устраивать конкурсы исполнителей, а сам жанр сравнивать с гораздо более молодым для Азербайджана направлением хип-хоп. Исполняемые нараспев куплеты чаще всего можно услышать в прокуренных чайханах бакинских рабочих пригородов Маштага, Ахмедлы и Ясамал – трех самых популярных центров этого жанра в Азербайджане.

          "Для каждой музыки есть свое время и свое место, – отмечает бакинский рэпер Ибрагим Ибрагимов - "Уран". – Все мои слова, мысли, чувства лучше всего выражаются в рэпе, а мейхана у меня в крови".

Источник: azerbaycan.vv.si

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға