Аграрные реформы
Северо-Казахстанская область является одним из основных регионов республики по производству сельскохозяйственной продукции. Для этого есть все необходимые ресурсные и природно-климатические условия, которые позволяют за счет местного производства обеспечивать собственную продовольственную базу и решать социальные вопросы села.
Аграрные реформы внесли коренные изменения в организационно-правовую структуру этого сектора экономики. Был осуществлен переход от государственной к негосударственной форме собственности — кооперативной, акционерной, частной и т.д. Многоукладная аграрная экономика формировалась по трем основным направлениям: сохранялось и получило дальнейшее развитие крупное и среднее производство на основе объединения и организации коллективных предприятий и коллективно-долевой собственности; создавались крестьянские (фермерские) хозяйства как самостоятельные производители сельскохозяйственной продукции; укреплялись индивидуальные формы хозяйствования в домашних и личных подсобных хозяйствах.
Принимались кардинальные меры по укрупнению мелких низкотоварных крестьянских хозяйств, не способных эффективно применять современные аграрные технологии, модернизировать аграрное производство. В области активизировался процесс их концентрации вокруг крупных агрофирм. Если на начало 2005 года в крестьянских хозяйствах находилось более 40% пашни, то на сегодня — 25%. Реформировано за 2005-2006 годы 3365 крестьянских хозяйств.
В целях организации укрупненных и экономически устойчивых товарных производств, осуществляется совместная работа агроформирований с 28 фирмами инвесторами по выращиванию зерновых культур на площади 1,3 млн га, что составляет 41% от их общего наличия, масличных культур – на 90 тыс. га (28%).
С 2005 года была прекращена субаренда земельных участков, а также аренда условных земельных долей на землях сельскохозяйственного назначения. Этот шаг, прежде всего, способствовал подвижению арендатора к самостоятельной работе на арендованной земле и исключил присвоение частными лицами земельной ренты. На областном телевидении была проведена большая разъяснительная работа по реализации прав на землепользование — в эфир вышел цикл передач, участники которых, моделируя различные ситуации, разъясняли телезрителям соответствующие положения Земельного кодекса. Многочисленные встречи руководства области со специалистами-аграриями, руководителями крестъянских хозяйств и других сельскохозяйственных формирований показали, что расторжение договоров о субаренде и аренде права на условные земельные доли было правильбым и своевременным решением. Упор в этом плане был сделан на то, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются не посредникам, а только тем, кто может на них профессионально и эффективно работать.