Жаңалықтар

Первый в столице фестиваль органной музыки и кыл-кобыз

В 2005 г. при участии Президента РК был вве­ден в действие орган фирмы «Hugo Mayer Organ Construkion». Величественный инструмент зву­чит в специально для него возведенном здании, с которым он составляет единое целое. Это давняя традиция - строить орган вместе с залом, посколь­ку само помещение становится резонатором. До этого замечательного события у нас в стране было два органа. Один установлен в Каз. гос. филармо­нии им. Жамбыла, другой — в Большом зале Каз. нац. консерватории им. Курмангазы. Теперь мы располагаем единственным в республике орган­ным залом, соответствующим всем мировым стан­дартам. Для торжественного открытия зала были приглашены всемирно известный немецкий орга­нист Л. Крэмер и выдающийся казахстанский ис­полнитель Г. Несипбаев. С 1 по 3 сентября 2005 г. состоялось выдающееся для столицы событие - первый в столице фестиваль органной музыки. Были приглашены известный органист, выпуск­ник Высшей школы музыки и театра им. Ф. Мен-дельсона-Бартольди (Германия, Лейпциг) Й. Унгер, заслуженный артист Казахстана Г. Несипба­ев и лауреаты международных конкурсов А. Несипбаева и С. Абильханова. Пропагандистом кобызовой музыки является тонкий ценитель искусства, меценат С. Искаков, который вносит большой вклад в развитие и про­паганду отечественной культуры. Огромный спи­сок благих дел мецената включает проекты, свя­занные с кыл-кобызом и кобызовой музыкой. Ему принадлежит идея создания ансамбля кыл-кобыза и органа. Своеобразной сенсацией в 2006 г. стала премьера нового сочинения молодого казахстан­ского композитора С. Абдинурова — поэма для кыл-кобыза и органа «Тлеп-абыз». Произведение посвящено выдающемуся носителю, продолжате­лю традиций легендарного Коркыт-ата, кобызис-ту. сказителю, баксы Тлепу Аспантайулы (1757— 1820). Кыл-кобыз и орган - такой тип ансамбля в музыкальной практике использовался впервые. Кыл-кобыз - древнейший казахский музыкаль­ный инструмент, связанный с историей тюркских народов и обладающий особой магической силой, использовался на протяжении многих веков ша­манами, баксы. Согласно легенде, кыл-кобыз изобрел Коркыт. Престарелый музыкант столь глубоко проник в тайну мироздания, что когда он иг­рал, смолкали птицы, хищники прекращали свою охоту, а смерть обходила старца стороной. Кыл-кобыз помогал бороться со злом. Орган — инстру­мент европейской культуры. Своими корнями уходит в далекое прошлое и долгие столетия был связан с культовой музыкой. Орган можно на­звать поистине интернациональным инструмен­том, ведь прототипом его является флейта Пана -связка нескольких тростниковых дудочек, кото­рые бытовали в музыкальной культуре почти всех народов. Сочетание в поэме «Тлеп-абыз» казахс­кого и европейского инструментов является воп­лощением идеи гармонии мира, притяжения друг к другу полярно противоположных начал — двух полюсов (Восток — Запад), двух культур, двух религий. Кыл-кобыз, прародитель всех сущест­вующих смычковых, в сочетании с органом про­изводит необычайно интересные, тембрально бо­гатые эффекты. По инициативе и при поддержке Искакова был создан уникальный квартет кыл-кобызистов «Тлеп». В составе квартета «Тлеп» про­должатели традиций великих кобызистов, мо­лодые талантливые музыканты А. Казакбаев, А. Сайжан, Г. Кылышбекова, Г. Мустахимова, музыканты играют на инструментах — точных ко­пиях кобыза Тлепа. Источник: энциклопедия АСТАНА
02.03.2013 19:48 3730

В 2005 г. при участии Президента РК был вве­ден в действие орган фирмы «Hugo Mayer Organ Construkion». Величественный инструмент зву­чит в специально для него возведенном здании, с которым он составляет единое целое. Это давняя традиция - строить орган вместе с залом, посколь­ку само помещение становится резонатором. До этого замечательного события у нас в стране было два органа. Один установлен в Каз. гос. филармо­нии им. Жамбыла, другой — в Большом зале Каз. нац. консерватории им. Курмангазы. Теперь мы располагаем единственным в республике орган­ным залом, соответствующим всем мировым стан­дартам. Для торжественного открытия зала были приглашены всемирно известный немецкий орга­нист Л. Крэмер и выдающийся казахстанский ис­полнитель Г. Несипбаев. С 1 по 3 сентября 2005 г. состоялось выдающееся для столицы событие - первый в столице фестиваль органной музыки. Были приглашены известный органист, выпуск­ник Высшей школы музыки и театра им. Ф. Мен-дельсона-Бартольди (Германия, Лейпциг) Й. Унгер, заслуженный артист Казахстана Г. Несипба­ев и лауреаты международных конкурсов А. Несипбаева и С. Абильханова.

Пропагандистом кобызовой музыки является тонкий ценитель искусства, меценат С. Искаков, который вносит большой вклад в развитие и про­паганду отечественной культуры. Огромный спи­сок благих дел мецената включает проекты, свя­занные с кыл-кобызом и кобызовой музыкой. Ему принадлежит идея создания ансамбля кыл-кобыза и органа. Своеобразной сенсацией в 2006 г. стала премьера нового сочинения молодого казахстан­ского композитора С. Абдинурова — поэма для кыл-кобыза и органа «Тлеп-абыз». Произведение посвящено выдающемуся носителю, продолжате­лю традиций легендарного Коркыт-ата, кобызис-ту. сказителю, баксы Тлепу Аспантайулы (1757— 1820). Кыл-кобыз и орган - такой тип ансамбля в музыкальной практике использовался впервые. Кыл-кобыз - древнейший казахский музыкаль­ный инструмент, связанный с историей тюркских народов и обладающий особой магической силой, использовался на протяжении многих веков ша­манами, баксы. Согласно легенде, кыл-кобыз изобрел Коркыт. Престарелый музыкант столь глубоко проник в тайну мироздания, что когда он иг­рал, смолкали птицы, хищники прекращали свою охоту, а смерть обходила старца стороной. Кыл-кобыз помогал бороться со злом. Орган — инстру­мент европейской культуры. Своими корнями уходит в далекое прошлое и долгие столетия был связан с культовой музыкой. Орган можно на­звать поистине интернациональным инструмен­том, ведь прототипом его является флейта Пана -связка нескольких тростниковых дудочек, кото­рые бытовали в музыкальной культуре почти всех народов. Сочетание в поэме «Тлеп-абыз» казахс­кого и европейского инструментов является воп­лощением идеи гармонии мира, притяжения друг к другу полярно противоположных начал — двух полюсов (Восток — Запад), двух культур, двух религий. Кыл-кобыз, прародитель всех сущест­вующих смычковых, в сочетании с органом про­изводит необычайно интересные, тембрально бо­гатые эффекты. По инициативе и при поддержке Искакова был создан уникальный квартет кыл-кобызистов «Тлеп». В составе квартета «Тлеп» про­должатели традиций великих кобызистов, мо­лодые талантливые музыканты А. Казакбаев, А. Сайжан, Г. Кылышбекова, Г. Мустахимова, музыканты играют на инструментах — точных ко­пиях кобыза Тлепа.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға