Общие сведения
Акмолинское Приесилье - Караоткель, Есиль, Нура в самом центре Сарыарки - богатый талантами регион. На востоке громоздятся древние хребты Ерейментау, на севере находятся сосновые боры Домбыралы и Моншакты, на юге, в просторных степях благословенного края, издревле развивались традиции поэтов-сказителей, певцов-импровизаторов. Ярким примером этому является то, что именно здесь в III веке до нашей эры появилась поэма «Козы Корпеш - Баян суду», полностью сохранившаяся и оставшаяся нам в наследство от коргалжынского акына Кул-тума. Известно, что традиции поэтов-сказителей получили развитие благодаря ерейментаускому певцу-импровизатору Умбетею Тлеуулы (1706— 1778). Старец из рода канжыгалы был соратни ком Богенбая и храбрым воином. До нас дошли такие эпические сказания певца, как «Жантай батыр», «Посвящается Бухар жырау», «Бию Бек-болату», «К смерти Богенбая», «Извещение о смерти Богенбая Абылай хану» и т.д.
В Акмолинском Приесилье - Караоткеле особое место в песенном творчестве отводится Култуме Сармуратулы. Он родился в Коргалжыне в 1840 году на земле, именуемой Абылай алкымы. В 1929 году там же ушел из жизни. Был широко известен как поэт-импровизатор и композитор, часто общался с поэтами Шоже, Орынбаем и был в дружественных отношениях с Биржан салом. Вместе со сподвижниками ездил по аулам, одержал победу в айтысе с акыном Рыспаем на берегу Сырдарьи. Широкое признание народа получили такие песни, как «Тайпалмалы», «Сокпай-сокпа», «Гнедой конь», «Шайкдлма», «Тау киялап», «Три дамбы», «Пау-ой», «Донбек». Некоторые из них были переложены на либретто опер Бруси-ловского. Многие произведения акына, такие как «Воодушевление», «Одному поэту», «Терме-лер», «О старости», «О биях», «О жизни» и др. дошли до наших дней.
Прославившие край Есиля и Нуры имена Азленбая-сала Кудербайулы (1836-1916), Иманжу-сипа Кутпанулы (1863-1929), Газиза Файзолла-улы (1860-1930), Балуана Шолака (1864-1919) являются гордоствю казахской литературы и творчества. В плеяде этих ярких звезд Олжабай Нура-лыулы (1881-1935) занимает особое место. В 1906-16 годах он три раза избирался волостным в Коржынколе и Ереймене, свой поэтический дар акын из рода канжыгалы унаследовал от потомков Богенбая, прославленных биев Тураналы, Бапана, Саккулака, Нуралы. От Олжабая нам осталось в наследство 75 поэтических произведений, 17 сказаний, 6 поэм. Среди них поэмы «Как Абылай стал ханом», «Лохматый», характерные богатым содержанием, со множеством исторических фактов и высоким художественным уровнем. Такие глубоко философские произведения, как Двадцать два расхождения», «Жизнь» («Минажат»), «Беда и счастье», «Печальный и беспечный»,
Грезы», «Дешевый и дорогой», «Сущность», «Хан к лростолюдин», «Три жуза» и др. в последние годы были всесторонне изучены и использованы в научных диссертациях.
Источник: энциклопедия АСТАНА