1941-1948 г.г.
1941
Март — В городе началось строительство вагоноремонтного завода, полностью завершившееся в декабре 1964 года.
Май — Организована артель «Металлист», на основе которой позже будут созданы 2 завода: чугунолитейный и завод газовой аппаратуры.
22 июня - На центральной площади Акмолинска состоялся многолюдный митинг, выступавшие горожане призывали к защите Родины.
Июль — В Акмолинске была сформирована 310-я стрелковая дивизия из призывников Акмолинской, Карагандинской, Кокчетавской, Северо-Казахстанской и Кустанайской областей.
Сентябрь — При железнодорожном вокзале г. Акмолинска создан эвакуационный пункт.
4 октября — Решением исполкома Акмолинского горсовета организован штаб МПВО. Ноябрь — Выпустил первую продукцию насосный завод, эвакуированный из Мелитополя в Акмолинск.
Ноябрь — В Акмолинске сформирована 387-я (Перекопская) стрелковая дивизия.
15 декабря — В Акмолинске сформирована 29-я стрелковая дивизия.
1942
7 мая — Вышло Постановление Совнарком СССР о сооружении в Акмолинске крупного машиностроительного предприятия — завода «Казахсельмаш». Сооружение его объяснялось необходимостью формирования базы сельско хозяйственного машиностроения на востоке страны Советов в условиях оккупации немецко-фашистскими захватчиками западных районов страны. В качестве опорной базы использовались гаражи автоуправления «Сельхозтранс», располагавшей несколькими боксами общей площадью в 800—900 кв. м, использовался также каменный корпус завода «Казпиво» (бывший пивоваренный завод купца С.А. Кубрина, построенный еще до революции).
1943
Январь — Введена в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Акмолинск-Карталы.
8 Акмолинске создан объединенный казахско-русский драматический театр.
1944
14 марта — из состава Акмолинской области выделена Кокчетавская область.
1945
Сентябрь — В городе открыт машиностроительный техникум.
Октябрь — В городе открыт железнодорожный техникум.
1947-1948
Начались работы по асфальтированию, озеленению и освещению улиц города. Первыми были вымощены улицы Октябрьская, протяженностью 4130 п. м, являющаяся тогда основной магистральной улицей города и связывающая центр города с вокзалом, ул. Сталина — 225 п. м, ул. Ленина — 825 п. м, ул. Пролетарская — 120 п. м. В числе первых были освещены улицы: Ворошилова — от электростанции до площади, Ленина - от здания управления железной дороги до горсовета, Сталина - от насосного завода в сторону ЦРМ. Озеленение города производилось силами общественности. Но приживаемость зеленых насаждений была низкой: при постоянном уходе и ограждении от повреждений она составляла 75—80%, в противном же случае 60—70% насаждений погибали.
Источник: энциклопедия АСТАНА