Общие свдения
До колонизации Казахстана Россией казахи обучались в мектебах и медресе. Со 2-й половины XIX в. стали появляться русско-казахские школы с интернатами при них. В этих школах изучались родной и русский языки, арифметика, пение, вероучение. Историю, географию, естествознание преподавали в старших отделениях двухклассных училищ. Реорганизация образования началась после Октябрьской революции. Увеличилось количество учебных заведений. Русско-казахские школы, мектебы и медресе в 1917-20 были преобразованы в советские казахские школы. Строительство общеобразовательных школ начиналось в обстановке острой нехватки педагогических кадров. Изменившаяся в связи с освоением целинных и залежных земель демографическая ситуация в 50—60 годах XX в. диктовала необходимость интенсивного развития системы образования. При исполнительных комитетах областных, уездных и волостных Советов были созданы отделы народного образования. Название Городской отдел народного образования просуществовало до 1999 года. По распоряжению акимата нынешней столицы в 1999 году уже частично измененное название Городской отдел образования (ГОО) было заменено на Управление образования города Астаны. С 2001 года управление переименовано в Департамент образования города Астаны и является структурой акимата.
Деятельность любой образовательной системы по работе с одаренными детьми является приоритетной, так как обеспечивает один из наиболее доступных индикаторов развития образования. Для достижения наибольшей эффективности этой деятельности требуется использование программно-целевых методов управления и организационно-экономических механизмов ресурсного обеспечения деятельности.
В 2006 году в Астане был открыт региональный научно-практический центр «Астана дары-ны». Целями центра является развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося, создание специфических условий для формирования творческой личности с учетом особых, присущих только данному индивиду способностей, системы выявления, отбора, поддержки, развития и обеспечения высокого уровня образования одаренных детей и молодежи.
Основные задачи центра — выявление и развитие специальных творческих способностей учащихся, всестороннее развитие природных, интеллектуальных способностей учащихся. Центр стимулирует детей к участию в предметных олимпиадах на районном, городском и республиканском уровнях. Совершенствование способностей юных дарований осуществляется также в форме летней школы для формирования и подготовки резерва. Центр активно привлекает преподавателей вузов для подготовки олимпийцев.
В целях реализации предмета и целей деятельности центра выполняет научно-исследовательские и экспериментальные работы; развивает основные формы работы с одаренными детьми через системы дополнительного образования школьников; практикует различные виды интеллектуальных соревнований, конкурсов, слетов; оказывает иные услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Создан банк данных одаренных детей. Лабораторией психологического диагностирования проводится работа по выявлению таких детей.
Одним из приоритетных направлений работы «Астана дарыны» является организация научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей. С этой целью сформирована научная школа «Астана дарындары».
Источник: энциклопедия АСТАНА