Архитектурный облик Астаны
Дом культуры железнодорожников был спроектирован архитектором В. Калмыковым и решен в характерном для сталинского режима классическом стиле с торжественной колоннадой главного входа и богато украшенным скульптурой и росписью интерьером. Автором проекта гостиницы «Ишим» был выпускник архитектурного факультета Академии художеств им. И. Репина архитектор-художник И. Ким. Архитектурный облик этого здания (ныне представительство ООН) так же, как и административных зданий по ул. Ж. Омарова и М. Ауэзова, решен в традиционном классическом стиле. Но их отличает от многих, в том числе построенных в последние годы зданий, высокий уровень профессионализма и художественного мастерства.
Учитывая историко-культурную ценность этих объектов, а также домов по ул. Кенесары (от площади до стадиона К. Мунайтпасова) и Акжайык (от ул. Бейбитшилик до ручья Сарыбулак), в разделе «Историко-архитектурный опорный план» Генерального плана было рекомендовано взять их под государственную охрану и, органично включив в ткань новой застройки столицы, сохранить своеобразие и колорит облика городской среды Акмолинска 40—50-х годов XX века.
С началом освоения целинных и залежных земель Акмолинск, оказавшись в эпицентре целинных событий, пережил очередной строительный бум и рост численности населения. За шесть лет (1954—1960) количество жителей города увеличилось с 77 до 129 тысяч. В 1961 году город Акмолинск был переименован в Целиноград и приобрел статус столицы Целинного края. На строительство целинной столицы были мобилизованы лучшие проектные и строительные коллективы СССР. Из Киева, Москвы, Ленинграда в Целиноград направлялись целые эшелоны строительной техники, строительных материалов и коллективов строительных трестов и организаций. Особый вклад в застройку Целинограда внесли строители г. Москвы и Ленинграда, которые взяли шефство над городом. Только в 1961 году они построили и ввели в эксплуатацию 650 квартир, 4 пятиэтажные школы. С 1963 года застройка и развитие города стали вестись в соответствии с проектом Генерального плана, разработанного творческим коллективом проектного института «Ленгорстройпроект» под руководством архитектора Г. Гладштейна. К выполнению разделов Генерального плана были подключены специализированные проектные и научно-исследовательские институты Киева, Москвы и Ленинграда. Научное руководство проектом осуществлялось академиком архитектуры В. Шквариковым. В основу территориального развития города была положена поточно-функциональная схема планировки, разработанная в 30-е годы XX века бывшим наркомом финансов РСФСР Н. Милютиным. Согласно этой схеме территория города разбивалась на функциональные зоны и эти зоны располагались параллельными полосами в следующем порядке с севера на юг: 1) производственно-складская и коммунальная зона; 2) железнодорожные пути; 3) жилая зона; 4) парково-рекреационная зона; 5) пригородная сельскохозяйственная зона.
Схема в наибольшей степени учитывала и приспосабливала застройку города к особенностям рельефа, гидрографии и природно-климатических условий местности. В частности, промышленно-складскую зону предлагалось разместить за железнодорожными путями с наветренной от жилой зоны стороны. Таким образом, планировочными средствами решалась проблема защиты жилой зоны от влияния и воздействия выбросов вредных промышленных предприятий. Жилая зона в свою очередь отделялась от русла реки Ишим широкой лентой парков, служащих буферным пространством, защищающим реку от попадания городских стоков и одновременно прекрасным местом отдыха горожан. Левый низинный берег реки Ишим, подверженный периодическому затоплению, но с весьма плодородными почвами, образовавшимися за десятки тысяч лет весенних разливов и отложений аллювия, предлагалось использовать как пригородную сельскохозяйственную зону, предназначенную для обеспечения горожан овощами, фруктами и продуктами животноводства. В старой части жилой зоны города авторы сочли целесообразным сохранить квартальную застройку с прямоугольной сеткой улиц, при этом, по возможности, укрупнили кварталы и расширили проезжую часть улиц. В новых жилых районах они применили микрорайонную застройку, считавшуюся в то время наиболее перспективной. Исходя из прогнозных расчетов увеличения численности населения Целинограда со 130 тысяч в 1962 г. до 380 тысяч в 1980 г., авторы Генплана разработали полицентрическую модель города и обосновали целесообразность и необходимость формирования нового общегородского административно-культурного центра на месте слияния ручья Акбулак и реки Ишим. Генеральный план развития города Целинограда был отмечен союзной архитектурной общественностью как новаторский и в то же время как классический образец концепции линейно-полосового развития планировочной структуры современного города.
Источник: энциклопедия АСТАНА