Административный и крупный траспортный узел
С образованием Акмолинской области с центром в городе Акмолинске и строительством в 1939 году железнодорожной ветки Акмолинск-Карталы город превратился в административный и крупный транспортный узел, начал переживать качественно новый этап своего развития. За короткий отрезок времени численность населения города увеличилась в два раза (с 15 тысяч в 1928 г. до 32 тысяч в 1940 г.), значительно возросли темпы и масштабы строительных работ. Антирелигиозная борьба, проводимая Советской властью, особенно усилилась к 30-м годам ХХ-го столетия. Именно в эти годы в Москве был взорван храм Христа Спасителя, а в Акмолинске разрушен собор Александра Невского.
В военные годы эвакуация оборудования и инженерно-технического персонала крупных заводов из западных районов СССР, оккупированных фашистскими войсками, оказала сильное влияние на развитие города. Акмолинск стал приобретать черты индустриального центра.
В послевоенное мирное время заводы, выпускавшие оборонную продукцию, перестроились на выпуск сельскохозяйственной техники и товаров народного потребления.
В военные, а также в первые послевоенные годы Советской властью в Акмолинск были депортированы из Поволжья немцы, из районов Дальнего Востока — корейцы, с территории Северного Кавказа — ингуши, чеченцы и другие народы. В результате население города за 8 лет (1940—1948) увеличилось с 32 до 76 тыс. человек.
Акмолинск 30—40-х годов, вплоть до 1956 года, разрастался стихийно в восточном и западном направлениях вдоль линии железной дороги, образуя новые районы мелкоквартальной усадебной застройки. В южном направлении развитие города шло до соединения со старой застройкой, сложившейся с момента образования военного поселения. С 1957 года застройка города стала регулироваться Генеральным планом, разработанным проектным институтом Казгипрогорсельстрой (гл. арх. проекта Е. Дятлов). Генеральный план предусматривал укрупнение кварталов и совершенствование улично-дорожной сети с учетом новых градостроительных условий, требований и нормативов. Было упорядочено размещение и строительство на территории города производственных объектов. Исходя из учета направлений господствующих ветров, с целью создания благоприятных санитарно-гигиенических условий в жилой застройке, строительство новых промышленных предприятий предусматривалось генеральным планом за линией железной дороги, в специально отведенной промышленно-складской зоне. Исключение составляли насосный завод, завод газовой аппаратуры и завод «Казахсельмаш» (позднее ПО «Целинсельмаш»), основанный в военные годы. Таким образом, генеральным планом была заложена идея территориального зонирования и линейно-полосового развития города. В эти годы начал формироваться своеобразный архитектурный облик застройки ул. Карла Маркса (ныне Кенесары Касымова), Монина (ныне Акжайык). Следует отметить, что фронт этих улиц образовывался капитальными 3—4-этажными жилыми домами, выполненными в едином стиле с украшением фасадов зданий элементами классического декора — пилястрами, колоннами и сандриками, а фронтонов — лепными и резными карту-шами с использованием мотивов советской эмблематики и геральдики. К числу самых значительных зданий, построенных в тот период, можно отнести Дом культуры железнодорожников (ныне Оперный театр им. К. Байсеитовой), гостиницу «Ишим» (ныне «Есиль»), административные здания по ул. Ж. Омарова.
Источник: энциклопедия АСТАНА