Будущее - за креативными профессиями
Редакция El.kz предлагает вниманию читателей серию рассказов представителей самых разных профессий в Казахстане. О том, как люди становятся профессионалами своего дела, смотрите в проекте «Моя профессия». Герой нашего интервью Серик Буксиков является современным художником , член союза художников Республики Казахстан.
– Здравствуйте, Серик! Из чего складывается Ваша работа, расскажите немного о ней нашим читателям?
– Я считаю себя художником. Закончил академию художеств Республики Казахстан в городе Алмате в 1999 году. Но сочетаю в себе две профессии. Это профессия рекламиста. Работал достаточно долгое время в крупных рекламных агентствах международного уровня в качестве креативного директора, креатором. И осуществляю практику современного художника. Работу креативного директора сложно описать в двух словах, но если говорить об аспекте этой работы ,то она заключается в комплексном видении всей работой, которое ведет рекламное агентство. Ответственность за художественный и творческий уровень лежит на креативном директоре.
– Что вам нравится в Вашей профессии?
– В моей профессии мне нравится момент создания. То есть до момента, когда я приступаю к работе, тот материал,с которым мне приходиться работать, он скажем так больше рационален, он просчитан. В нем нет образов и нет души. Меня привлекает в моей работе то,что я в какой-то степени вдуваю жизнь. Может быть я превращаю неодушевленные предметы в одушевленные.
– Какая у вас зарплата (гонорар)?
– Я вообще не знаю,что такое зарплата уже достаточно давно. Будучи на позиции креативного директора у меня была достаточная стандартная зарплата. Это было последний раз в 2013 или 2014 году. И она исчислялось с тремя тысячами долларами США. После девальвации, после всяких вот этих моментов, наверное в целом на рынке изменились зарплаты. И я вам хочу сказать,что нынешняя моя зарплата она примерно находится в этих пределах. Учитывая конечно общие тренды и общую специфику. Потому что, мы работаем на рынке, а рынок регулирует и зарплату специалистов в рамках, которых они работают в том числе.
– Как вы думаете будет ли востребована ваша профессия и в будущем?
– Профессия креативного директора я считаю всегда будет востребованной и актуальной. Потому что с нее начиналось все человечество. А если говорить о художниках ,то тем более. Потому что это история развития изобразительного искусства.
– В чем заключается Ваша работа?
– То есть,если говорить про креативного директора то слово «креативный» это есть «и создал бог землю». В понятии креатив- это и есть создание. Всегда останется профессия, которая будет одухотворять и вкладывать душу в какие-то рациональные формы ,и осуществлять оживление чего-то посредством каких-то других инструментов, которые может быть возникнут через сотню ,а может двести или тысячи лет. А что касается визуализации, которую я считаю,это моя основная профессия. То есть я не делю между созданием и визуализации. Потому что, для меня по крайней мере визуализация и создание ,это один и тот же процесс. Только под разным ракурсом. И вот с другого ракурса я бы сказал бы ,что профессия художника -визуализатора она самая древняя, и мне кажется, что даже когда еще исчезнут технологии ,благодаря которому мы осуществляем тот инструмент, которым мы занимаемся в нашей работе визуализации. То есть кисти, холсты, компьютерная графика, плакаты, стили. Там и импрессионизм, кубизм и так далее. Все это даже если уйдет, и мы опять же вернемся в палеолит, то все равно останется актуальной профессия художника. Потому что, стены пещер все таки кому-то, нужно будет расписывать.
– Нужно ли академическое образование чтобы стать креативным директором?
– Для креативного директора ,иметь академическое образование нет необходимости. Для художника мне кажется тоже нет надобности. Но, по крайней мере если хочешь стать членом союза художников Республики Казахстан, то оно просто необходимо по протоколу.
– Кто идеал в Вашей профессии?
– В моей профессии много идеалов. Они все находятся в толще истории, то есть если говорить про изобразительное искусство, то культурным людям всегда есть что сказать ,и всегда есть поговорить о том или ином явлении в искусстве человеческой истории. Да и какое воздействие этого явления на человеческую историю, на то или иное изобразительное искусство, та или иная личность осуществляла определенным путем. Мне кажется Малеевич Коземир, который создал «черный квадрат», это человек который визуализировал весь двадцатый век. То есть, те прямоугольные формы в наших девайсах ,это все отклик от его изобретения,от его прихода в своих творческих размышлениях в сторону черного квадрата. То есть,прежде чем прийти к черному квадрату, Коземир прошел все стили и направления в понимании, и решил открыть что-то новое, и ничего новое ему не удалось открыть, как черный квадрат и это и было двадцатый век. В области креатива для меня по крайней мере есть один идеал, но не стоит сотворять себе кумира, но все же человек который вызывает к себе уважение это – Пилевин. То есть, его роман или рассказ которые описывают жизнь креативщика, тот же самый GNP, это примерное описание жизни креатора. Или например, тот который «99 франков» написал про жизнь креативщиков, тоже как бы достаточно. Из нашего цеха вышедший специалист, я повторяю примерно их судьбы скажем так.
– Ваши творческие планы на будущее?
– Мне кажется, что работа в области рекламы она и творческая ,и затрагивает вопросы бизнеса. И каждый из творческих людей имеет право и возможность погружаться в эту сферу, решая какие-то свои задачи и выходить из нее. То есть ,я как художник вошел в сферу рекламы для того, чтобы наверное какие-то задачи там решить ,даже которых не понимаю. И потом я своевременно из этой рекламной сферы вышел и занимаюсь искусством. А потом опять, когда появляется необходимость, я из искусства возвращаюсь в рекламу.
– Каким Вы видите будущее Ваших детей ?
– Я прививаю к моим детям впервую очередь творческое мышление, очень часто рисуем, задаю вопросы. То есть я думаю как бы другого пути нет, но если мой ребенок захочет пойти по другому пути, я пойму.
– Спасибо за беседу!