Основатели Казахского ханства Джанибек и Керей

3 Қыркүйек 2014, 15:57

Однако это вовсе не означало, что все этнические казахи вдруг снялись и перешли под крыло Жанибека и Керея.

Однако это вовсе не означало, что все этнические казахи вдруг снялись и перешли под крыло Жанибека и Керея. Большая часть казахов продолжала сохранять за собой традиционные ареалы обитания, тем самым поддерживая влияние нового государства со стороны приграничных регионов. Свидетельством тому является их выступление против Астраханского ханства на западе казахской степи и против потомков Абулхайыра на юге, что также способствовало укреплению Казахского ханства и расширению его территории. Если на престоле Казахского ханства восседал Керей хан, то главным мозговым центром его был Жанибек. Не случайно Жанибек хана называют в истории казахов не просто Жанибек ханом, а Аз-Жанибек ханом. Этот титул ставит его намного выше хана, сидящего на престоле. Жанибек и Керей правили совместно, и это способствовало еще большему упрочению государства. Дружная совместная работа этих двух великих людей показывает, что для них интересы народа был превыше всего. В истории средневекового Востока это редкий пример доверительной совместной государственной деятельности.

После Керей хана управление страной перешло в руки его сына, Мурундук хана (1480-1511). Пословица гласит: «Брат братом, сват сватом, а денежки не родня». Хотя казахи и узбеки все еще сохраняли в памяти воспоминания о совместном проживании, однако борьба за жизненное пространство диктовала свои условия. Где полюбовно, а где с применением силы, пошли споры за земли по берегам Сырдарьи, за пастбища, за поливные угодья, за города. С одной стороны противостояли потомки Абулхайыра шейбаниды, с другой — наследники Керея и Жанибека. Но в этой борьбе стороны помнили о своих кровных родственных узах и, вступая в конфликты, смерти друг другу не желали. Тем не менее, в этих условиях хан Мурундук сумел расширить владения ханства, приведя в свое подданство города Сузак, Сыганак, Сауран. Однако для устойчивости положения государства, для проведения более гибкой внутренней и внешней политики нужны были люди иного склада, нежели прямой и воинственный Мурундук хан. И вот на историческую арену выходит яркая интеллектуальная личность — Касым хан (1515-1523 гг.). Касым хан был сыном мудрого Аз-Жанибека, основателя Казахского ханства. Причем по материнской линии он приходился родичем Мухаммед Шайбани хану.

Возможно, отцовские деяния сыграли свою роль, а может, общая общественно- политическая ситуация востребовала такую личность, как Касымхан, оказавшимся на редкость одаренным человеком. Такие личности встречаются в истории нечасто. Он отличался полководческим талантом со способностью мыслить в стратегических масштабах. В то же время обладал даром красноречия, мог убедить самого закоренелого скептика, сделать своим приверженцем самого заклятого врага. Он понимал общую ситуацию и придерживался политики мирного сосуществования с соседями, он владел высшим искусством побеждать, не пролив ни капли крови. Ведущим принципом его внешней и внутренней политики было сплочение народа, достижение его единства перед лицом постоянно колеблющейся, грозящей социальными катаклизмами обстановки в мире, где бушевала вражда и насилие, где народы со слабым правителем становились добычей более жестких режимов. Существующие ныне границы Казахстана были установлены именно во времена Касым хана. При нем были заложены основные принципы государственности казахов, определявшие их жизнь до колониального захвата в ХIХ веке. Именно Касым хан выработал и сделал жизнеспособными морально-этические и социально-правовые нормы общества, способствовавшие укреплению единства на более высоком уровне, чем родоплеменные узы. Он поставил перед собой и во многом осуществил цель создания такого государства кочевой цивилизации, которое отличалось бы четко регламентированным порядком и укладом жизни, строго определенными внешними границами и маршрутами кочеваний, обязательными налогами в государственную казну и судебной властью, отлаженным механизмом мобилизации населения в случае войн, стихийных бедствий и т.д. Иначе говоря, в условиях номадизма была сделана попытка обустройства самодостаточной системы на основе скотоводческо-земледельческой и, отчасти, торгово-ремесленной модели экономики. Слава о независимом, устойчивом правовом государстве, каким стало Казахское ханство, обошла весь тогдашний цивилизованный мир. Знали Касым хана и в Европе. Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн в своей книге «Записки о Московских делах» опубликовал интересные материалы о Казахском ханстве, его политическом устройстве, о жизни казахского народа. Касым хан, трудившийся во благо народа, заслуженно пользовался огромным уважением широких народных масс. Поэтому его авторитет через века лишь повышался. Свод законов, разработанный Касым ханом, народ назвал метко и точно «Қасым салған қасқа жол» («Столбовая дорога, проложенная Касым ханом»). Он умер, оплакиваемый всем народом, и был похоронен в городе Сарайчике.

После смерти Касым хана прошло 15 лет, не лучших в истории Казахского ханства. На престол восходили серые личности, родичи Касым хана, не сумевшие продолжить дело великого правителя. Это было время застоя, упадка и чехарды во власти. Правили страной Мамыш (1523-1524), Таир (1524-1529), Буйдаш (1529-1533), Ахмет (1533-1537), Тогум (1537). Удивительно, что эти безынициативные наследники власти не развалили государство окончательно. Видимо, и на это у них не хватило таланта. Но вот в конце туннеля забрезжил свет надежды. К власти пришел сын Касым хана — Акназар хан (1538-1580).

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: