Непобидимый Джангир

3 Қыркүйек 2014, 15:52

Дальновидность и мудрость всякого правителя в любое историческое время выражается, прежде всего, в подготовке достойных преемников, способных продолжить начатое дело.

Дальновидность и мудрость всякого правителя в любое историческое время выражается, прежде всего, в подготовке достойных преемников, способных продолжить начатое дело. Есим хан может служить ярким свидетельством такой дальновидности и прозорливости. Он, по примеру Шыгай хана, подготовил преемника, достойного во всех отношениях. Это был сын Есим хана — Жангир хан (1645-1652), взошедший на ханский трон в 1645 году, после смерти Есим хана. Народ хорошо знал Жангира. Еще не будучи ханом, Жангир показал себя исключительно храбрым, благородным воином, надежным защитником своего Отечества. Его называли в народе «Салқам Жіңгір» («Непобедимый Жангир»). Это прозвище он получил не зря: в 1644 году во главе 600 отважных воинов Жангир нанес сокрушительное поражение 50-тысячной армии джунгар. (Такие легендарные факты имеют аналоги лишь в случае с 300-ми спартанцами, удерживавшими войска Дария). На пути продвижения грозного врага Жангир приказал выкопать в горном ущелье траншею, спрятав там 300 своих сарбазов. Остальные 300 укрылись в засаде. Джунгары, уверовав в свое численное превосходство, вступили в ущелье, растянувшись длинной колонной. И тут на них обрушились соколы Жангира. 10 тыс. джунгар полегли на поле боя. Тем временем подоспела помощь — 20 тысячное войско Жалантос батыра, который врезался в джунгарское полчище с тыла. Это был такой разгром, после которого джунгары долго не могли оправиться, и Казахская степь получила временную передышку.

Россия внимательно следила за ходом военных действий в Казахской степи. Именно в это время через Сибирь по своим каналам она поставляла джунгарам огнестрельное оружие. Благодаря такой мощной поддержке, джунгары в 1652 г. нанесли поражение казахским войскам. В этом сражении погиб славный хан Жангир. Со времени правления Жангир хана главная ставка (орда) постоянно располагалась в Туркестане. Отсюда же после смерти Жангира страной правили соратники хана, продолжившие его дело, так как дети Жангира — двое сыновей — были еще несовершеннолетними. Звали их Тауке и Апак. Тауке рано приобщился к государственным делам. В 1680 году он взошел на престол и стал решительно проводить в жизнь политику, направленную на сохранение единства и мощи Казахского ханства. Такой линии Тауке придерживался в течение всей своей жизни (1680-1717). В этом отношении можно выделить две стороны мудрого, дальновидного политического курса Тауке хана, чтобы понять образ мыслей этой личности и получить представление о нем. Во-первых, Тауке хан окончательно установил границы Казахского ханства как посредством дипломатической политики, так и путем укрепления вооруженных сил; во-вторых, навел в стране твердый цивилизованный порядок, введя гражданские правовые и уголовно-процессуальные нормы.

Во внешней политике Тауке хан добивался и, в конце концов, достиг равенства сторон во взаимоотношениях с соседними государствами. Он установил паритетные отношения между царской Россией и Казанским ханством, обменивался послами, уделял внимание взаимовыгодному торговому сотрудничеству. Мнение Тауке хана о турецком султане и персидском шахе ясно выражено в его реплике русским послам: «А чем я хуже их?» Эти слова со всей очевидностью давали понять, что Казахское ханство не потерпит политического диктата или нажима ни с чьей стороны. В период внутриполитического устройства, когда правил Тауке хан, возникло выражение-формула «Алты алаш» (Шесть народов). Бразды правления шестью алашами Тауке вручил шести самым популярным биям-старцам: Старший жуз — Толе бию, Средний жуз — Казыбек бию, Младший жуз — Айтеке бию, киргизов — Кокум бию, каракалпаков — Сасык бию, роды Кият, Катаган, Жуз — еще одному доверенному лицу народа, имя которого до нас не дошло. Это было требованием времени. Реформа власти давала возможность биям самостоятельно и быстро решать местные проблемы, не оглядываясь на ханскую ставку. Такая постановка дела позволяла быстро мобилизовать силы для отпора джунгарам в случае их очередного вторжения. Тауке хан проявил в этом отношении недюжинные способности и талант стратега-полководца, искусного военного специалиста. Он использовал тактику, выработанную в течение веков конницей кочевников и использованную в случаях внешнего вторжения. На территории Казахстана и сегодня можно увидеть высокие башни, одиноко и горделиво возвышающие в безлюдной степи на расстоянии 5-10 км друг от друга. В прежние времена на них стояли дозорные, зажигавшие сигнальные костры в случае приближения врага. По цвету и рисунку дыма, по направлению его движения, яркости и интенсивности пламени можно было судить о количественном составе, направлении, скорости вражеского войска. Конный дозорный специальными условными знаками также мог сигнализировать о приближающейся опасности. Такой способ передачи сведений на расстоянии назывался «ат ой салу» — «сигнал на лошади». Уже тогда Тауке хан выработал продуманную систему пограничной службы.

Внутренняя структура гражданского правопорядка вошла в историю казахского народа под названием «Жетi жарғы» — «Семь установлений». Это название имеет широкий смысл. Нельзя буквально понимать слово «жетi» как точное числовое выражение. Речь идет не о конкретных семи положениях. Также не следует полагать, что «Жетi жарғы» — это высказывания семи мудрецов, окружавших Тауке хана. Столь буквальное истолкование свидетельствует о полном непонимании подлинной сути этого правового кодекса. «Жетi жарғы» — документ особой важности, созданный в духе старых традиций, приспособленных к новому времени, к новым условиям. Слово «жетi» надо понимать как нечто «заветное», «святое», поскольку в переносном смысле во множестве выражений именно в значении «святой, заветный, оберегаемый, свято хранимый» выступает это числительное. Вот, например, некоторые из таких оборотов: «жетi ата» (семь поколений предков), «жетi жұрт» (семь народов), «жетi су» (семь рек), «жетi көк» (семь небес), «жетi қат жер» (семь оболочек земли), «жетi ата жау» (враг до седьмого колена), «жетi басты дәу» (семиглавый исполин), «жетi безбүйрек» (семеро жестоких), «жетi дария» (семь озер, семь полноводных рек), «жетi кент» (семь городов), «жетi қазына» (семь кладов), «жетi нан» (семь поминальных лепешек) и т.п. Все эти сочетания имеют смысл «самый священный», «самый полный», «достаточный» и т.д.Следовательно, выражение «Жетi жарғы» следует понимать как «святые установления».

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: