Корейская диаспора как связующий мост между двумя странами

13 Желтоқсан 2015, 12:16

После развала СССР корейцы, в отличие от других этнических меньшинств, часть которых избрала путь эмиграции из Казахстана, предпочли остаться и адаптироваться в новых условиях суверенной республики.

В современном мире, который бесповоротно движется по пути глобализации, сила и влияние государства определяются не только запасами минеральных ресурсов, современными технологиями, военной мощью, но и демографическим, людским потенциалом, в том числе и диаспорным. Диаспора, ее роль и функции в международных отношениях стали привлекать в последние десятилетия всеобщее внимание, о ней говорят политики, пишут ученые и спорят журналисты.

Этнический лоббизм стал весьма влиятелен во многих странах мира, а актуальность диаспорной проблематики в государственных делах наглядно можно продемонстрировать на примерах Израиля и Армении, где действуют специальные министерства по делам диаспоры.

После развала СССР корейцы, в отличие от других этнических меньшинств, часть которых избрала путь эмиграции из Казахстана, предпочли остаться и адаптироваться в новых условиях суверенной республики, вставшей на путь демократизации социально-политической системы, перехода на рыночную экономику и многовекторные внешние отношения.

Согласно данным 2-й национальной переписи населения Казахстана, проведенной в феврале 2009 года, число корейцев в республике составило 103 тыс. человек. Они, как и прежде, входят в десятку наиболее многочисленных этносов страны и проживают в основном (около 85%) в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях и городе Алматы. Корейцы отличаются чрезвычайно высокой степенью урбанизированности и доля проживающих в крупных городах (в Астане, Алматы и областных центрах) превышает 80% от их общей численности.

Доля корейцев, депортированных в 1937 году, ныне составляет около 3%, то есть для абсолютного большинства корейцев Казахстан — родина, в которой они родились, выросли, получили образование и в которой они стали неотъемлемой частью народа многонациональной республики. В то же время у корейцев есть еще историческая родина — Корея, в силу исторических обстоятельств разделенная на два государства. Теперь у корейцев Казахстана есть свой Корейлер уйi — Корейский дом, построенный на народные, а также спонсорские средства казахстанских бизнесменов. В нем находятся офис АКК, редакция национальной газеты «Коре ильбо», библиотека, хореографический класс, Молодежное движение корейцев Казахстана, Научно-техническое общество (НТО) «Кахак». Корейский дом постоянно принимает гостей с исторической родины, причем как из Южной, так и Северной Кореи.

Тема этнических корейцев всегда затрагивалась во время казахстанско-южнокорейских саммитов. При этом официальные лица Южной Кореи не раз высказывали благодарность Президенту Н.А. Назарбаеву за заботу и чуткое отношение к казахстанским корейцам. В своем выступлении на Ассамблее народа Казахстана Президент страны сказал об этом следующее: «Недавно я встречался с премьер-министром Южной Кореи. И во время встречи она поблагодарила меня за поддержку корейцев в Казахстане. Я ответил, что не нужно благодарить, потому что это не ваши корейцы, а наши кровные граждане». Он также отметил: «Мы высоко ценим талант, трудолюбие и аккуратность наших сограждан корейского происхождения. В межгосударственных отношениях Кореи и Казахстана они играют надежную роль своеобразного моста, укрепляющего нашу дружбу и доверие друг другу, способствуют расширению деловых связей».

В свою очередь бывший посол Кореи в Казахстане Тхе Сок Вон сказал: «Мы стараемся поддерживать с корейской диаспорой Казахстана хорошие отношения. У корейцев здесь особый характер, хотя они этнически близки нам, однако являются гражданами Казахстана. Мы думаем, корейская диаспора служит надежным мостом между Казахстаном и Кореей для дальнейшего развития дружественных связей».

Республика Корея стала проводить целенаправленную политику в отношении зарубежных корейцев чуть более десяти лет тому назад. Для этого в 1997 году был создан специальный правительственный фонд «Чэви донгпхо чедан» — Фонд зарубежных корейцев, тесно работающий с Министерством иностранных дел. В декабре 2005 года правительство Кореи приняло программу поддержки этнических корейцев, проживающих в странах СНГ.

С момента установления дипломатических отношений между двумя странами корейцы Казахстана стали принимать активное участие в развитии двусторонних связей в разных сферах жизни: экономике, культуре, образовании, науке и т. д.

В начале 1990-х годов, когда экономика суверенного Казахстана остро испытывала потребность во внешних финансовых средствах, Южная Корея занимала одну из первых строк среди зарубежных стран-инвесторов. Ведущие корейские концерны («чхеболи») — «Самсунг», LG, «Дэу», «Хюндай», а также компании малого и среднего бизнеса — внедрились в разные сферы казахстанской экономики. Южнокорейские бизнесмены признают, что им было легче, чем другим, адаптироваться в Казахстане, ибо, во-первых, действовал эффект позитивного имиджа местных корейцев (трудолюбие, исполнительность, образовательный уровень и т. д.); во-вторых, корейцы Казахстана являлись как бы связующим звеном в установлении взаимоотношений, а порой выступали в роли гарантов успешной сделки. Бизнесмены из числа казахстанских корейцев не только сами создавали совместные предприятия с соотечественниками, но и выполняли посредническую роль между ними и местными предпринимателями.

Многие южнокорейские бизнесмены развернули свою деятельность именно благодаря первоначальной поддержке со стороны корейской диаспоры. Двусторонние отношения между Республикой Казахстан и Республикой Корея вступают в новый этап — этап стратегического партнерства, предусматривающего укрепление и наращивание сотрудничества во всех сферах жизни и межгосударственных связей.

В этой связи корейская диаспора Казахстана может и должна сыграть роль медиатора между двумя государствами, ибо этнические корейцы срослись с казахами и другими народами Казахстана тысячами нитей и по-братски воспринимают друг друга. В то же время южнокорейские бизнесмены, желающие закрепиться на казахстанском рынке, должны воспринимать корейцев не просто как диаспорный инструмент для достижения своих целей, а как равноправных партнеров, родственных по происхождению, но иных в силу многих обстоятельств и причин.

В диалоге между Казахстаном и Кореей важное место занимает Ассоциация корейцев Казахстана — общественная организация, консолидирующая корейскую диаспору. АКК сделала многое для сохранения и развития этнической культуры, ее национальных очагов, средств массовой информации, а также тесного сотрудничества с Посольством Республики Корея (Астана), Генеральным консульством (Алматы), Центром просвещения, представительствами KOICA, KOTRA, Ассоциацией южнокорейских граждан. Плодотворное сотрудничество наладилось в последние годы в казахстанской секции Комитета по мирному и демократическому объединению Кореи, членами которой являются представители этнических корейцев и граждан Южной Кореи, проживающих в Казахстане.

Однако в межгосударственном сотрудничестве, а также в развитии связей с исторической родиной корейская диаспора до сих пор не реализовала в полной мере свои потенциальные возможности. Достаточно упомянуть отсутствие на образовательном поле Казахстана совместного казахстанско-корейского университета, хотя другие страны уже преуспели в этом вопросе. Или другой пример: осенью 2009 года крупнейший корейский медиахолдинг «Joong Ang Media Network» и Национально-экономическая палата Казахстана «Союз “Атамекен”» провели крупный казахстанско-корейский инвестиционный форум под названием «Бизнес-караван», в котором не участвовали АКК, а также аффилированная с ней Федерация малого и среднего бизнеса. Естественно, речь идет не о том, чтобы южнокорейский бизнес в Казахстане строился исключительно на этнической основе, а лишь о том, что нерационально упускать взаимную выгоду от делового партнерства с диаспорой. Мировой опыт других диаспор тому свидетельство.

Безусловно, что одним из объективных сдерживающих факторов для более эффективной и интенсивной коммуникации между казахстанскими и южными корейцами является языковой барьер. Причем не следует умалять и субъективную сторону взаимного усвоения языков. Например, на кафедре корееведения КазНУ из более 100 студентов и магистрантов всего 4 человека корейской национальности. С другой стороны — немало южнокорейских бизнесменов и руководителей представительств, проживающих уже многие годы в Казахстане, но так и не изучивших ни русский, ни казахский языки. Хотя язык чрезвычайно важен для взаимопонимания людей, но он все же выполняет инструментальную роль. Гораздо актуальнее барьеры в отношениях между диаспорой и ее этническим ядром, вызванные различием в идентичности, самосознании, менталитете и культуре в ее широком понимании.

Надо постоянно думать о взаимном положительном имидже двух стран и народов. Так получается, что южнокорейский бизнес гораздо более широко представлен в Казахстане.

После кризиса он начнет активизироваться на казахстанском рынке и тогда крупномасштабные бизнес-проекты должны будут содержать не только расчеты, ориентированные на получение экономической прибыли, но и наравне с ними социальные составляющие, включающие культурное, образовательное, гуманитарное содержание. То есть важно не просто входить в рынок страны, а интегрироваться в ней в целях получения нематериальных дивидендов и обретения положительного имиджа, столь необходимого в стратегическом партнерстве.

Наконец, южнокорейской стороне следует по-новому подойти к использованию потенциала и ресурсов корейской диаспоры в Казахстане как связующего моста в двусторонних отношениях. Здесь результативной может быть разработка специальных программ и проектов в рамках деятельности Фонда по поддержке зарубежных корейцев, создание специальной совместной комиссии или иного постоянно действующего органа.

Корейцы Казахстана, как и весь корейский народ, надеются и верят, что отношения между двумя корейскими государствами пройдут период нормализации и со временем произойдет объединение исторической родины. Ассоциация корейцев Казахстана стала предпринимать шаги по установлению связей с Северной Кореей, что нашло поддержку правительства Республики Казахстан и официальных кругов КНДР. Есть возможность использования Казахстана как нейтральной площадки для укрепления межкорейского диалога. Ведь это было не только символично, когда на сцене Корейского театра в Алматы выступали артисты из Южной и Северной Кореи, но и явилось пусть всего лишь одним, но реальным шагом к сближению и объединению Кореи. Казахстан, как безъядерное государство с многовекторной внешнеполитической доктриной и без гегемонистских амбиций, как страна, в которой проживает значимая корейская диаспора, может стать медиатором в межкорейском диалоге.

Говорить о частных вопросах можно долго, а примеров приводить много. Задача же состоит в том, чтобы определить, как корейская диаспора может более эффективно выполнять функцию своеобразного моста, признанную за ней обеими сторонами? Как должны строиться ее отношения с исторической родиной и ее выходцами, проживающими в Казахстане?

Однако на сегодня ответов на эти вопросы нет. Понятно лишь одно, отношения между Казахстаном и Южной Кореей переходят на качественно новый уровень, что предполагает не только динамику роста количественных показателей, но и их перевод на научно обоснованную, структурированную и систематизированную основу. Причем планы сотрудничества надо разрабатывать не в отдельности каждой стороной, а совместно.

Безусловно, казахстанские корейцы будут и впредь прилагать все усилия, чтобы выполнять не только роль «живого моста» взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между Казахстаном и Кореей, но и выступать самим в качестве активных действующих лиц в гуманитарных, межкультурных обменах и деловых связях между двумя странами.


Азиза АЛЬМУКАНОВА

Бөлісу: