13 Желтоқсан 2015, 18:44
На нынешний день, образ коммуникатора (телеведущего) - является значимой смысловой мерой телевизионной передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как объект общения, в следствии этого контакт человека в кадре с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации.
Коммуникатор стает в начале как вероятный компаньон общения, а вслед за тем уже как профессионал в какой-нибудь области. По мнению специалистов по психологии, обоюдное желание людей более ориентируется наружными симптомами человека, нежели его внутренними свойствами. Лицо, владеющее физиологической привлекательностью, воспринимается как личность, которая превосходит иных и по ряду других характеристик (ум, честность и т.д.).
Значит, притягательность коммуникатора становится почвой доверительных отношений меж ним и аудиторией. Люди, каждый день появляющиеся на телеэкране, в зависимости от собственного профессионального амплуа владеют неодинаковыми характеристиками личного само проявления. Их имидж формируется через внешний вид, манеру держаться. В виде диктора воплощаются культурные коды. Их одежда сигнал прогрессивной моды, идеал. Важен и возраст ведущих. Юность, великолепие, очарование дам вызывает симпатию у телезрителей. Например, солидный мужчина телеведущий привлекает больше внимания Его вид ассоциируется с серьезностью, основательностью, собственным опытом.
Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа - многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж - это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.
В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это именно или же намеренно формируемое визуальное впечатлении о личности или же общественной структуре. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или же в пластах обыденного сознания, в чём и определяется его необыкновенная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. В случае если об имидже говорить, как о определенной психической продукции, то она выступает как общественная аппарат, как ценностный стандарт, как престижный знак. Не исключена вероятность его одновременного проявления во всех нареченных сферах психики человека. В случае если адресоваться к «Толковому словарю» Владимира Даля, то в нём в одном ряду с мнением имидж даётся и понятие вид: «оклад и черты лица, наружность облика и выражение лица, физиономия».
Таким образом, в русском истолковании понятие образа как облика более содержательно, чем его иностранная интерпретация. В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как тип, наделённый чертами, которые лежит за пределами духовной сути личности. Не зря имидж знают, как «легенду» или же как кумир времени.
Задачей стиля и технологий его реализации увлекается научно-прикладная ветвь человековедения под заглавием имиджелогия. Ключевое назначение имиджелогии – научно доказать, как создать привлекательный образ, как выстраивать модели добродетельного поведения, адекватные тем жизненным обстановкам, в коих мы оказываемся. Сейчас непросто отыскать большого политического функционера, который бы специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж этих личностей отшлифован практически до мелочей. К примеру, на лицах старых людей мимика сильнее укрепляет возрастные конфигурации, в следствии этого во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной видеокамеры. Или же подобный прецедент: очень важен фон, на котором представлено лицо. Маргарет Тэтчер было непросто получить политическое признание в стране со настолько ограниченными порядками. В следствии этого её телевыступления были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина. Придуманное в начале 20 века телевидение стало важным средством распространения информации. Экранная информация влияет в одно и тоже время на зрение и на слух, синтезируя в себя буквально все скопленные человечеством методы общения. Значимая особенность ТВ – личностный, доверительно-интимный нрав телевизионного общения. Технологические способности ТВ создают обстоятельства, чтобы у зрителя сложились 3 своего рода состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности». Благодаря данным эффектам, телевидение выступает в качестве массивного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей различного возраста, формирующего их миропонимание. Эффективность телевизионного общения с глобальной аудиторией ориентируется личным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение лишь только начинало создавать собственных профессиональных сотрудников, встал вопрос о том, кто содержит право обращаться к аудитории от собственного имени, так как телезрители осознанно или же безотчетно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с человеком, который её передает.
Человек, выступающий перед подобной огромной аудиторией, облекается большой ответственностью: на него глядит и его прослушивает практически все государство, его слова имеют все шансы оказать сильное влияние на понимание людей, на их взоры, осознание ими тех или же других явлений жизни. Вследствие этого особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам телеведущего, его возможности вызвать абсолютное доверие и почтение у зрителей. Особенности ТВ нынешнего дня: многоканальность, внедрение всевозможных методик телевизионного общения, жанровое многообразие телепрограмм, вероятность креативного воплощения самых невообразимых планов, присутствие огромного числа выразительных средств и методик их реализации. Впрочем, при всём этом триумф у телезрителей любой программы во многом характеризуется очарованием личности ведущего.
«Личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».
Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания. Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и огромное удовольствие от своей работы. Ведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране.
«Благоприятные внешние данные являются тем природным качеством, которым следует, умело пользоваться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатлеет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не раз, проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о людях складывается по их внешности».
Каковы же эталоны внешней привлекательности телеведущего? Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества:
1) здоровый вид;
2) гармония черт лица;
3) красивые волосы;
4) стройная и пропорциональная фигура;
5) белые и ровные зубы;
6) приятно звучащий голос;
7) выразительность жестов;
8) живой ум;
9) доверительность.
На самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то, прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные характеристики его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Порой незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. В связи с этим, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей смотрибельности на экране ведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам.
Обратимся к перечисленным качествам телеведущего:
Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм. Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье – обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.
Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах. Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице. Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки лица.
Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.
Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физической формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.
Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пресловутый «эффект смайла», широко используемый в американской и японской практике деловых людей и средствах массовой информации.
Приятно звучащий голос. Вокал – это главнейшее вербальное средство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Обладатель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой.
Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информации. Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.
Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику, и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.
Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением. В профессии телеведущего приоритетный момент фуррора – умение нравиться публике. Но почти все ведущие имеют индивидуальных консультантов по наряду, в следствии этого им нужно проявить особую заботу в технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечении интереса телезрителей к собственным наилучшим личным и профессиональным качествам. Она может помочь завладеть реальным механизмом действенного внешнего вида людей друг на друга. У подобной личности влечение к созданию яркого стиля – мощнейший внутренний мотиватор, побуждающий её на гигантскую работу над собой, на преодоление в себе всего такого, что не дает быть фаворитом или же звездой. Недоступность наружных данных не перекрывает дорогу к собственному имиджу. Более такого, в любом присутствует дар нравиться людям... чем более прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются умственные, художественные, телесные и информационные свойства личности.
В тeхнoлoгию caмoпpeзeнтации В.М. Шeпeля вхoдят чeтыpe мини-тeхнолoгии:
1) визуализация облика;
2) коммуникативная механика;
3) флюидное излучение;
4) вербальный эффект.
Самая выразительная часть личного имиджа – лицо. Coздaть привлекательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы «построения внешности» телеведущего.
Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходим cлeдить зa кoжeй лицa. Не у каждого есть время и возможность посещать косметический салон. Поэтому необходимо знать особенности своей кожи и уметь за ней ухаживать. Хорошо использовать комплексное воздействие на кожу (очищение текстуры, тонизирование, увлажнение, защита), которое даёт хороший результат, помогает держать кожу в тонусе, не затрачивая на это много времени.
Maкияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должно пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. B студию нeoбхoдимo приeзжaть зaрaнee. Heльзя пoявлятьcя пeрeд кaмepoй бeз пpoфeccиoнaльнo cделaннoгo мaкияжа. B этoм пpoцecce бoльшaя poль oтвoдитcя тoниpoвaнию лицa. Xopoшo, ecли нa cтудии ecть визaжиcт, кoтopый пoмoжeт вeдущeму cпpaвитьcя c этoй зaдaчeй. Oднaкo мнoгиe тeлeвeдущиe пpeдпoчитaют этo дeлaть caми, знaя ocoбeннocти cвoeй кoжи и кoнфигуpaцию лицa. Для этoгo нeoбхoдимы cлeдующиe cpeдcтвa: тoнaльный кpeм, кoppeктиpующи или нqйтpaлизующиe мacкиpующиe cpeдcтвa, выcвeтлитeль, кoмпaктнaя или paccыпнaя пудpa.Beдущиe дoлжны учитывaть, чтo кpупный плaн пoзвoляeт увидeть caмыe нeзнaчитeльныe нeдocтaтки, пoдчac дaжe их уcиливaя.
Пpичёcкa. Пpивлeкaтeльнaя пpичёcкa жизнeннo нeoбхoдимa для coздaния хopoшeгo имиджa на экpaнe. Beдущeму вaжнo умeть oцeнить, нacкoлькo фopмa, цвeт и cтpуктуpa пpичёcки «paбoтaют» нaнeгo пepeд глaзoм тeлeкaмepы. Boлocы дoлжны быть нe тoлькo пpичёcaны «вoлocoк к вoлocку», нo выглядeть ecтecтвeннo и быть к лицу. Heт пpoблeм, ecли нa кaнaлe или в пepeдачe paбoтaют oпытныe cтилиcты и пapикмaхepы, чтo cpaзу cтaнoвитcя зaмeтнo. Cлoжнee, кoгдa пpихoдитcя oбхoдитьcя cвoими cилaми. B этoм cлучae нужнa пpичёcка, зa кoтopoй былo бы легкo ухaживaть между визитaми к xopoшeму пapикмaхepу. Гуcтыe вoлocы и xopoшую cтрижку лучшe зaкpeпить гeлeм для вoлoc, пpичёcка будeт выглядeть ecтecтвeнно. Ecли нaнecти мнoгo лaкa пoвepх вoлoc, они будут выглядеть приклеенными. Ведущим программы информационных новостей иметь чрезмерно сложную причёску не желательно. Глаза. При макияже глаз нужно учитывать форму глаз и их цвет. Лучше не подбирать голубые и зелёные оттенки теней. Более естественно смотрятся мягкие коричневые оттенки.
Одежда. При подборе одежды ведущему нужно исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие. В одежде огромное значение имеет шейный вырез. Если у ведущего шея короткая, то лучше не прикрывать её высоким воротником. Идеально подойдёт V-образный вырез. Если шея длинная, то лучше одевать высокие воротники, надевать шарф под жакет, носить более длинные волосы. Важно, чтобы цвет одежды сочетался с цветом кожи, тоном волос, он должен подходить ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Подбирая тон одежды, правильнее уклоняться от крайностей, к примеру, весьма светлых и весьма тёмных цветов. Чёрный тон подавляет, светлый – ослепляет. Наполненный тон, с тона фуксии вплоть до красноватого, в основной массе никак не поддаётся контрастированию.
Подобные тона выглядят «кровоточащими», так как очертания расплываются, будто бы краска. Наиболее милые тона одежи, какие имеют все шансы употреблять мужчины-телеведущие, средне-синий, мягкий угольный, серовато-коричневый и зелёный. Белоснежные рубашки в экране обесцвечивают лица белокожих людей, кажутся серыми и скучными. Преимущественны ясные мягкие тона. При подборе галстука необходимо запоминать, что никак необходимо употреблять галстуки расцветок ярко красных оттенков.
Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест и мимика есть опрометчивое проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране. Имидж телеведущего складывается из усилий многих специалистов – модельеров, визажистов, парикмахеров, парфюмеров, но решающая роль в его создании принадлежит специалисту, который научает личность искусно использовать их помощь – мимически, манерно, коммуникабельно, риторически. Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением. Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов: Выявление целевых групп, изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории. В качестве доминирующих, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа: умение говорить «на языке» своей аудитории; знание того, что именно сегодня ее волнует; острота ума и чувство юмора.
При восприятии ведущих в сознании аудитории случается ориентация на конкретные моменты: даровитость, артистизм, энергичность, организованность, самостоятельность, объективность. Процесс общения устанавливает вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые обязаны максимально отвечать целям коммуникатора. Неувязка восприятия, психолингвистические ее нюансы, культура речи приобретают в критериях глобальной коммуникации особенное значение для заключения вопроса о увеличении информативности выступления. К главному предмету общения примыкает вспомогательный, связанный с качествами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя собственные функции, коммуникатор избирает личную манеру общения с аудиторией.
Стиль «я - центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями партнера, приписывает ему мысли и намерения.
Стиль «другой - центрация»: выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.
Стиль «я - другой - интеграция»: наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.
Часто ведущие выступают доминантой своей программы. Их работа в кадре высоко ценится аудиторией и потому хорошо оплачивается. Так, мировой популярностью пользуются ведущие Владимир Познер, Александр Гордон. В целом популярных ведущих отличают стремление к открытости и искренность. Однако не всегда созданный на экране имидж вызывает положительные эмоции у зрителя. Не всегда совпадают оценки экспертов и телезрителей. Сегодня на телевидении все больше появляется образов менее официальных и более личностно-вовлеченных. С этой целью разрушаются традиционные перегородки между ведущими и аудиторией. Человек, который смотрит телевизор, желает видеть в ведущем не наставника, а живого, эмоционального собеседника, который ясно и понятно рассказывает даже об очень серьезных вещах. Однако, со стороны работающих в кадре многих каналов, особенно провинциальных, отсутствует вообще какое-либо знание своей аудитории. В основном ведущие ориентируются на своего собеседника - чиновника, политика и т.д., совершенно забывая о зрителе. Здесь также сказывается недооценка ими знаний психологии общения.
В отличие от радиовещания, не создающего зрелищной наглядности поведения диктора в студии, на телеэкране мы имеем дело с «раскрытым», видимым в реальном времени ведущим, оживляющих сообщение картиной практических действий. Ведущий начинает восприниматься чуть ли не как персональная конституция событий. В частности, речевые и не речевые средства настолько приобретают характер поступающего сознания, что это ведет к возникновению иллюзии: он - тот человек, благодаря которому создается особый смысл передаваемых сообщений. При всем его инструктивном характере поведения в кадре имеет место элемент творчества. В новых социальных условиях актуализация смысла сообщений не препятствует конкретизации способов воплощения на экране индивидуальной манеры: телеведущие могут выразить, показать себя. В этом случае интерпретация становится содержательным фактором выпуска, допуская стилевую неопределенность как следствие возросшей свободы обращения с фактическим материалом. При обязующем характере профессионального поведения, ведущие должны стремиться к тому, чтобы активизировать потенциал личности зрителя. Фронтальная обращенность ведущего к зрителям образует «фасад» исполнения роли. Его элементами становятся стандартизованные средства выразительности: внешние данные, манера поведения, предметы студийной обстановки. Наполнение фасада должно имитировать ситуационное местонахождение и усиливать суммарное впечатление от облика ведущего. В этом смысле ролевой фасад - его первая и основная исполнительная ориентация, поскольку энергия чувств главным образом фиксируется в пантомимике лица и общем характере движений. Фокус фасада имеет свой композиционный предел и, в частности, не должен приводить к тому, что телеведущий буквально «врастает» в кадр. Оценка ролевого поведения зависит от наблюдательности телезрителей и от умения, ведущего держаться, производить выгодное впечатление, скрывая видимые элементы игры. Если говорить о посылаемой в эфир благовидности облика, характер монологического самовыявления, в наглядном виде ведущий становится не просто посредником в распространении информации, а выдвигается на пересечение сообщений и их зрительского восприятия. Он условно превращается в соприсутствующего событиям, не являясь только посредственно связующим при передаче их хода.
Использование таких социализирующих инструментов внешности, как лица и глаз также является важной частью эфира. Непосредственно коммуникативная функция глаз не имеет того буквального значения, которое появляется в реальном жизненном общении. Однако следует предположить, что и при контакте с видимыми на экране глазами появляется временная связь в определенном отношении между ведущим и телезрителями. Причем, глаза, как наиболее тонкий, раскрывающий состояния и чувства человека, читаемый язык могут соотноситься с аудиторией именно информационно. Например, наблюдая за мимической манерой ряда ведущих, можно сделать вывод о том, что, видимо, без нее понять смысл сообщений можно не иначе, как поверхностно. В определенном смысле общение с аудиторией может выражать стремление к беседе, которое не следует переводить в манеру собеседничества. Собеседника телеведущий должен заслужить своей личностью, культурой, общим впечатлением. Телеведущий должен показать себя человеком, который способен на простоту здравых объяснений.
Итак, всякий телевизионный образ включен в субъективную картину мира. Один и тот же объект репрезентируется у каждого человека по-разному. Один из способов осмысления телеинформации задается через субъективный образ человека на экране. Следовательно, большое значение для явления персонификации имеют его индивидуально-личные характеристики (внешность, физические данные, оформление внешнего облика); коммуникативные качества - тембр голоса, дикция; внутренние характеристики (знание, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).
Лейла АГАЕВА