Центральный зал. Казандык.

2 Ақпан 2013, 07:37

Мавзолей Ахмеда Йасави являет собой крупное сооружение, в котором зодчие сумели объединить функции мавзолея, мечети, ханака и медресе, что в обычных культовых комплексах выполняют разобщенные строения. Оно включает в себя до 35 разнообъемных помещений. На центральной оси с юга на север располагаются огромный портал, центральный зал – казандык и усыпальница святого. С востока и запада к центральному залу и усыпальнице примыкают боковые помещения. От углов центрального зала отходят восемь двухэтажных коридоров, делящих весь комплекс на восемь отсеков. В плане здание имеет размеры 65,5 х 46,5 м. Создание монументального общественного здания, заменившего собой весь целый комплекс сооружений, было для своего времени новым шагом в развитии архитектуры. Главный (южный) вход в архитектурный комплекс-мавзолей оформлен величественным порталом, возвышающимся над крышей более чем на 20 м и фланкированным по краям башнями-минаретами. Пролет нишы главного портала 18,2 м. Пештак доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность всего сооружения. В прошлом, как пишет М.Е. Массон, два боковых входа, ведущие во внутрь здания через небольшие комнаты, обычно были закрыты, а посетитель пропускался через главный центральный вход с навешанными дверьми прекрасной трехплановой резьбой со следами инкрустации из кости, с прикрепленными ажурными бронзовыми петлями (халка) с надчеканкою серебра и золота. Переступая порог центральной входной двери, посетитель сразу попадает в центральный зал – казандык, который представляет собой огромное квадратное помещение со сторонами 18,5 м. В центре помещения стоит огромный котел – шедевр средневекового бронзолитейного искусства, работы Абд ал-Азиза ибн устад Шараф ад-дина Табризи. Высота котла 158,3 см, наибольший диаметр по краю венчика 243,4 см. Собственный вес казана около двух тонн, он мог вместить 3000 литров воды. Котел специально изготовлен для мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави по приказу Амир Тимура 25 июня 1399 г. Когда-то в котел наливалась подслащенная вода, раздававшаяся по окончанию пятничной молитвы. Казан и дал название центральному залу мавзолея – казандык. К казандыку с восточной и западной сторон примыкают в два этажа небольшие худжры – кельи, жилые комнаты. Казандык перекрыт самым большим в Средней Азии и Казахстане куполом, облицованным снаружи голубыми изразцами. Верхняя точка купола казандыка 39 м. С внутренней стороны он покрыт лепниной – рельефными сталактитами, на которых еще в начале ХХ в. можно было наблюдать следы былой орнаментальной росписи. От древней мозаичной панели, украшавшей центральный зал, сохранились лишь фрагменты в северной нише казандыка. На стене по сторонам от двери, ведущей в усыпальницу, сохранились круглые медальоны с венчающими трилистниками, на гранях северной нишы – крупные восьмилепестковые медальоны (кашинный набор). Фон панели – голубой, набран мозаикой из шестигранных плиток, оконтурен мозаичным бордюром. По мнению Л.Ю. Маньковской, «по изысканности композиции подобных панелей в самаркандских памятниках этого времени нет». В нижней части стен проходит пояс из резного камня-песчаника с растительным орнаментом. В настоящее время в северной нише казандыка, перед дверью, стоит наклонно древко знамени длиною около 8 м с ажурным бронзовым наконечником. Судя по записям Н.И. Веселовского, посетившего мавзолей 1885 г., на древке висело зеленого цвета полотно: «над самою дверью под углом стоит зеленое, длиною сажени четыре, если не более, знамя». Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Мавзолей Ахмеда Йасави являет собой крупное сооружение, в котором зодчие сумели объединить функции мавзолея, мечети, ханака и медресе, что в обычных культовых комплексах выполняют разобщенные строения. Оно включает в себя до 35 разнообъемных помещений. На центральной оси с юга на север располагаются огромный портал, центральный зал – казандык и усыпальница святого.

С востока и запада к центральному залу и усыпальнице примыкают боковые помещения. От углов центрального зала отходят восемь двухэтажных коридоров, делящих весь комплекс на восемь отсеков. В плане здание имеет размеры 65,5 х 46,5 м. Создание монументального общественного здания, заменившего собой весь целый комплекс сооружений, было для своего времени новым шагом в развитии архитектуры.

Главный (южный) вход в архитектурный комплекс-мавзолей оформлен величественным порталом, возвышающимся над крышей более чем на 20 м и фланкированным по краям башнями-минаретами. Пролет нишы главного портала 18,2 м. Пештак доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность всего сооружения. В прошлом, как пишет М.Е. Массон, два боковых входа, ведущие во внутрь здания через небольшие комнаты, обычно были закрыты, а посетитель пропускался через главный центральный вход с навешанными дверьми прекрасной трехплановой резьбой со следами инкрустации из кости, с прикрепленными ажурными бронзовыми петлями (халка) с надчеканкою серебра и золота.

Переступая порог центральной входной двери, посетитель сразу попадает в центральный зал – казандык, который представляет собой огромное квадратное помещение со сторонами 18,5 м. В центре помещения стоит огромный котел – шедевр средневекового бронзолитейного искусства, работы Абд ал-Азиза ибн устад Шараф ад-дина Табризи. Высота котла 158,3 см, наибольший диаметр по краю венчика 243,4 см. Собственный вес казана около двух тонн, он мог вместить 3000 литров воды. Котел специально изготовлен для мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави по приказу Амир Тимура 25 июня 1399 г. Когда-то в котел наливалась подслащенная вода, раздававшаяся по окончанию пятничной молитвы. Казан и дал название центральному залу мавзолея – казандык. К казандыку с восточной и западной сторон примыкают в два этажа небольшие худжры – кельи, жилые комнаты.

Казандык перекрыт самым большим в Средней Азии и Казахстане куполом, облицованным снаружи голубыми изразцами. Верхняя точка купола казандыка 39 м. С внутренней стороны он покрыт лепниной – рельефными сталактитами, на которых еще в начале ХХ в. можно было наблюдать следы былой орнаментальной росписи. От древней мозаичной панели, украшавшей центральный зал, сохранились лишь фрагменты в северной нише казандыка. На стене по сторонам от двери, ведущей в усыпальницу, сохранились круглые медальоны с венчающими трилистниками, на гранях северной нишы – крупные восьмилепестковые медальоны (кашинный набор). Фон панели – голубой, набран мозаикой из шестигранных плиток, оконтурен мозаичным бордюром. По мнению Л.Ю. Маньковской, «по изысканности композиции подобных панелей в самаркандских памятниках этого времени нет». В нижней части стен проходит пояс из резного камня-песчаника с растительным орнаментом.

В настоящее время в северной нише казандыка, перед дверью, стоит наклонно древко знамени длиною около 8 м с ажурным бронзовым наконечником. Судя по записям Н.И. Веселовского, посетившего мавзолей 1885 г., на древке висело зеленого цвета полотно: «над самою дверью под углом стоит зеленое, длиною сажени четыре, если не более, знамя».

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Бөлісу: