XVI век

2 Ақпан 2013, 07:20

В начале XVI в. край попадает под власть казахского хана Касыма, затем ташкентского властителя Баба-Султана и вслед за ним бухарского правителя Абдаллаха. В 1597 – 1598 гг. казахский хан Таваккул, разгромив войска Абдаллах-хана, захватил Ташкент, Самарканд, Сайрам, Туркестан. При нем все эти территории стали частью Казахского ханства, а столицей – древний Йасы. Считалось, что в послемонгольское время городская культура находилась в глубоком упадке. Однако археологические исследования выявили сложную и богатую картину развития городской культуры в XV – начале XVIII вв., позволили установить количество городов и их локализацию, выяснить городскую структуру, характер городского жилища, функции городов. Установлена важная роль, которую играли города в жизни Казахского ханства. Среди крупных городов этого времени можно назвать Шымкент, Сайрам, Отрар, Туркестан, Сауран, Сузак. Характер застройки позднесредневекового города можно представить благодаря раскопкам городища Отрартобе (по уровню слоев XVI – XVIII вв.). Позднесредневековый город представлял собой сильно укрепленную крепость, обнесенную высокой стеной с башнями и рвом. В крупных городах, какими были Сауран, Отрар и Шымкент XIX в., имелись мечети, как правило – капитальные постройки из жженого кирпича. Рядом с их порталами поднимались минареты, придававшие городу своеобразный силуэт. Значительный интерес представляют памятники градостроительства и архитектуры, относящиеся к позднесредневековому периоду – мечети, медресе, мавзолеи. Неотъемлемой составной частью мечети является минарет – высокая башня, с которой провозглашается азан – призыв мусульман к намазу. В настоящее время сохранилось несколько минаретов (Сайрам, Туркестан, Шымкент). Усиление роли мечети, превращение ее со временем в идеологический центр определило появление при ней школ – медресе. В Шымкентской области выявлено несколько медресе (Баба-Ата, Аппак Ишан и т.д.). Широкая практика возведения мавзолеев, издавна сложившаяся на юге Казахстана, определила большое разнообразие их типов. Это однокамерные поминальные постройки (Сузак), однокамерные с пристенными глубокими нишами (Турбат), многокамерные по фронту (Абдел-Азиз-баб в Сайраме), мавзолеи без склепа и со склепом (Раби’и Султан Бегим, Есим-хана в г. Туркестане). Изменялись мавзолеи и по планировочному решению: квадратные или прямоугольные в плане (большинство построек), многогранные (Рабиги Султан Бегим, восьмигранный мавзолей в Туркестане), круглые (мавзолей Домалак ана у с. Глинково); по объемно-пространственному решению: без порталов (безымянный в г. Туркестане), с порталами – основное большинство памятников позднего времени, с шатровым покрытием (Турбат), с купольным покрытием и другие. Происходили изменения в конструктивных решениях мавзолеев и в системе их декоративного убранства. Мавзолеи, как наиболее многочисленный вид памятников архитектуры, представляют собой ценный материал для изучения многих аспектов культурных процессов, происходивших в рассматриваемом регионе в период с Х в. и вплоть до ХХ в. Следует сказать и о таких интересных сооружениях как памятники ирригации. Сохранились остатки разновременных магистральных каналов, поливных арыков, полей в Отрарском оазисе. Своеобразными способами подавалась вода к местам водозаборов в городах, расположенных у южных склонов Каратау. Здесь зафиксирована сложная подземная система – так называемые кяризы. В ее основе лежит принцип прокладки самотечного канала, закладываемого в предгорной зоне. Подземный канал шел от гор к равнине с небольшим уклоном. По всей длине канала выкапывались вентиляционные колодцы. У входа для подъема воды сооружались чигири – колеса с закрепленными по периметру керамическими сосудами. Кяризы на южных склонах Каратау функционировали еще в середине XIX в.; русская администрация края рекомендовала их ремонт, считая эффективным средством в водоснабжении и ирригации. Чигири широко применялись и на реках, и на каналах, доставляя воду на поля. Другим гидротехническим сооружением на юге Казахстана была сардоба – подземный резервуар для хранения талой и дождевой воды. Это полуподземная круглая, диаметром около 6-8 м, купольная постройка из жженого кирпича (в нижней части – из камня). Спуск к воде вел по каменной лестнице. Как правило, сардоба сооружалась в комплексе с караван-сараями (например, сардоба Мирза Рабат в Пахтааральском районе). Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

В начале XVI в. край попадает под власть казахского хана Касыма, затем ташкентского властителя Баба-Султана и вслед за ним бухарского правителя Абдаллаха. В 1597 – 1598 гг. казахский хан Таваккул, разгромив войска Абдаллах-хана, захватил Ташкент, Самарканд, Сайрам, Туркестан. При нем все эти территории стали частью Казахского ханства, а столицей – древний Йасы. Считалось, что в послемонгольское время городская культура находилась в глубоком упадке. Однако археологические исследования выявили сложную и богатую картину развития городской культуры в XV – начале XVIII вв., позволили установить количество городов и их локализацию, выяснить городскую структуру, характер городского жилища, функции городов. Установлена важная роль, которую играли города в жизни Казахского ханства.

Среди крупных городов этого времени можно назвать Шымкент, Сайрам, Отрар, Туркестан, Сауран, Сузак. Характер застройки позднесредневекового города можно представить благодаря раскопкам городища Отрартобе (по уровню слоев XVI – XVIII вв.). Позднесредневековый город представлял собой сильно укрепленную крепость, обнесенную высокой стеной с башнями и рвом. В крупных городах, какими были Сауран, Отрар и Шымкент XIX в., имелись мечети, как правило – капитальные постройки из жженого кирпича. Рядом с их порталами поднимались минареты, придававшие городу своеобразный силуэт.

Значительный интерес представляют памятники градостроительства и архитектуры, относящиеся к позднесредневековому периоду – мечети, медресе, мавзолеи. Неотъемлемой составной частью мечети является минарет – высокая башня, с которой провозглашается азан – призыв мусульман к намазу. В настоящее время сохранилось несколько минаретов (Сайрам, Туркестан, Шымкент). Усиление роли мечети, превращение ее со временем в идеологический центр определило появление при ней школ – медресе. В Шымкентской области выявлено несколько медресе (Баба-Ата, Аппак Ишан и т.д.). Широкая практика возведения мавзолеев, издавна сложившаяся на юге Казахстана, определила большое разнообразие их типов. Это однокамерные поминальные постройки (Сузак), однокамерные с пристенными глубокими нишами (Турбат), многокамерные по фронту (Абдел-Азиз-баб в Сайраме), мавзолеи без склепа и со склепом (Раби’и Султан Бегим, Есим-хана в г. Туркестане). Изменялись мавзолеи и по планировочному решению: квадратные или прямоугольные в плане (большинство построек), многогранные (Рабиги Султан Бегим, восьмигранный мавзолей в Туркестане), круглые (мавзолей Домалак ана у с. Глинково); по объемно-пространственному решению: без порталов (безымянный в г. Туркестане), с порталами – основное большинство памятников позднего времени, с шатровым покрытием (Турбат), с купольным покрытием и другие. Происходили изменения в конструктивных решениях мавзолеев и в системе их декоративного убранства. Мавзолеи, как наиболее многочисленный вид памятников архитектуры, представляют собой ценный материал для изучения многих аспектов культурных процессов, происходивших в рассматриваемом регионе в период с Х в. и вплоть до ХХ в.

Следует сказать и о таких интересных сооружениях как памятники ирригации. Сохранились остатки разновременных магистральных каналов, поливных арыков, полей в Отрарском оазисе. Своеобразными способами подавалась вода к местам водозаборов в городах, расположенных у южных склонов Каратау. Здесь зафиксирована сложная подземная система – так называемые кяризы. В ее основе лежит принцип прокладки самотечного канала, закладываемого в предгорной зоне. Подземный канал шел от гор к равнине с небольшим уклоном. По всей длине канала выкапывались вентиляционные колодцы. У входа для подъема воды сооружались чигири – колеса с закрепленными по периметру керамическими сосудами. Кяризы на южных склонах Каратау функционировали еще в середине XIX в.; русская администрация края рекомендовала их ремонт, считая эффективным средством в водоснабжении и ирригации. Чигири широко применялись и на реках, и на каналах, доставляя воду на поля.

Другим гидротехническим сооружением на юге Казахстана была сардоба – подземный резервуар для хранения талой и дождевой воды. Это полуподземная круглая, диаметром около 6-8 м, купольная постройка из жженого кирпича (в нижней части – из камня). Спуск к воде вел по каменной лестнице. Как правило, сардоба сооружалась в комплексе с караван-сараями (например, сардоба Мирза Рабат в Пахтааральском районе).

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Бөлісу: