Средние века

2 Ақпан 2013, 07:17

В VI – первой половине IX вв. территория Южного Казахстана последовательно входит в состав Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, государства караханидов. Все более сложной становилась этнополитическая ситуация. Эти государства принимали участие в международных политических, хозяйственных и культурных связях с Византией, Сасанидским Ираном, Китаем, Арабским Халифатом, которые осуществлялись по Великому Шелковому пути. В это время возникают многочисленные города. Сейчас на их месте сохранились археологические памятники, городища со сложной топографией. В 15 км от Шымкента располагался «Город на Белой реке» – Испиджаб (Сайрам). Последнее название сохранилось по сей день, что позволяет уверенно локализовать этот город на месте с. Сайрам. Уже в VII в. «Город на Белой реке» упоминается в источниках в числе городов, расположенных на Великом шелковом пути. Источники сообщают еще о нескольких городах на территории Южного Казахстана – это Отрар (Фараб), Шавгар, Газгирд, Шараб (Шаваб), Будухкет. Во второй половине IХ в. начинается новый период в истории Казахстана и Средней Азии. Он характеризуется бурным развитием городской культуры, ростом самих городов в рамках Караханидского государства. Караханиды подчинили себе огромную территорию от Кашгара на востоке до Хорасана на западе, включив в свои владения такие крупные историко-культурные области как Мавераннахр и Хорезм с городами Самарканд и Бухара, а их социальная верхушка слилась с местной знатью. В городах развиваются различные ремесла, главным образом, гончарство, стеклоделие, кузнечное дело и обработка металла, ювелирное ремесло, производство художественных бронз. Они становятся центрами международной и местной торговли. Важную роль играла торговля по Великому Шелковому пути города и степи. В Испиджабе, Будухкете, Отраре, Ясах функционируют монетные дворы. Расширяются и усиливаются связи области со Средней Азией, Ближним и Средним Востоком, Европой, Китаем. В городах распространяется ислам, происходит переход письменности на арабский алфавит. В период расцвета городской культуры на юге Казахстана и в Семиречье жили и творили такие выдающиеся ученые и литераторы как аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Йасави, Сулейман Бакыргани. Крупнейшим городом Южного Казахстана становится Испиджаб (Сайрам) – культурный и экономический центр, самый крупный город на огромной территории к северу от Мавераннахра (Средней Азии). К округу Испиджаб относились сырдарьинские города Арсубаникет, Отрар, Кедер, Ясы, Сыгнак, Сауран, на северных склонах Каратау – города Баладж и Берукет. Благодаря археологическим исследованиям лучше других изучен город Отрар. Здесь ведутся уже несколько десятилетий раскопки городищ Отрартобе и Куйрыктобе, отождествленного с Кедером. На Отраре по уровню слоев IX-XII вв. вскрыты жилища, бани, изучена фортификация. Бани имели крестовидную планировку с комнатой для массажа в центре, с помещениями для мытья, раздевалкой, комнатой отдыха. Отапливались бани системой подпольных дыможаропроводящих каналов. Вода для мытья набиралась из колодцев, облицованных жженым кирпичом. После использования она стекала в кубурные сети и выводилась за пределы бани. Еще в начале XII в. политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана перешло к каракытаям, а затем к найманам. В конце XII – начале XIII в. усиливается Хорезм и подчиняет себе государства Мавераннахра и Хорасана. Борьба между хорезмшахами и каракытаями, хорезмшахами и найманами привела к тому, что хорезмшах Мухаммад приказал опустошить районы Семиречья и Южного Казахстана, разрушить города, чтобы они не достались его противникам. В дополнение к этому в результате монгольских завоеваний многие города были разрушены, жители их уничтожены, захвачены в плен, ремесленники отправлены в Монголию. Были нарушены традиционные связи города и степи, что самым отрицательным образом сказалось на развитии культуры Южного Казахстана. Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

В VI – первой половине IX вв. территория Южного Казахстана последовательно входит в состав Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, государства караханидов. Все более сложной становилась этнополитическая ситуация. Эти государства принимали участие в международных политических, хозяйственных и культурных связях с Византией, Сасанидским Ираном, Китаем, Арабским Халифатом, которые осуществлялись по Великому Шелковому пути. В это время возникают многочисленные города. Сейчас на их месте сохранились археологические памятники, городища со сложной топографией.

В 15 км от Шымкента располагался «Город на Белой реке» – Испиджаб (Сайрам). Последнее название сохранилось по сей день, что позволяет уверенно локализовать этот город на месте с. Сайрам. Уже в VII в. «Город на Белой реке» упоминается в источниках в числе городов, расположенных на Великом шелковом пути. Источники сообщают еще о нескольких городах на территории Южного Казахстана – это Отрар (Фараб), Шавгар, Газгирд, Шараб (Шаваб), Будухкет.

Во второй половине IХ в. начинается новый период в истории Казахстана и Средней Азии. Он характеризуется бурным развитием городской культуры, ростом самих городов в рамках Караханидского государства. Караханиды подчинили себе огромную территорию от Кашгара на востоке до Хорасана на западе, включив в свои владения такие крупные историко-культурные области как Мавераннахр и Хорезм с городами Самарканд и Бухара, а их социальная верхушка слилась с местной знатью.

В городах развиваются различные ремесла, главным образом, гончарство, стеклоделие, кузнечное дело и обработка металла, ювелирное ремесло, производство художественных бронз. Они становятся центрами международной и местной торговли. Важную роль играла торговля по Великому Шелковому пути города и степи. В Испиджабе, Будухкете, Отраре, Ясах функционируют монетные дворы. Расширяются и усиливаются связи области со Средней Азией, Ближним и Средним Востоком, Европой, Китаем.

В городах распространяется ислам, происходит переход письменности на арабский алфавит. В период расцвета городской культуры на юге Казахстана и в Семиречье жили и творили такие выдающиеся ученые и литераторы как аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Йасави, Сулейман Бакыргани. Крупнейшим городом Южного Казахстана становится Испиджаб (Сайрам) – культурный и экономический центр, самый крупный город на огромной территории к северу от Мавераннахра (Средней Азии). К округу Испиджаб относились сырдарьинские города Арсубаникет, Отрар, Кедер, Ясы, Сыгнак, Сауран, на северных склонах Каратау – города Баладж и Берукет.

Благодаря археологическим исследованиям лучше других изучен город Отрар. Здесь ведутся уже несколько десятилетий раскопки городищ Отрартобе и Куйрыктобе, отождествленного с Кедером. На Отраре по уровню слоев IX-XII вв. вскрыты жилища, бани, изучена фортификация. Бани имели крестовидную планировку с комнатой для массажа в центре, с помещениями для мытья, раздевалкой, комнатой отдыха. Отапливались бани системой подпольных дыможаропроводящих каналов. Вода для мытья набиралась из колодцев, облицованных жженым кирпичом. После использования она стекала в кубурные сети и выводилась за пределы бани.

Еще в начале XII в. политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана перешло к каракытаям, а затем к найманам. В конце XII – начале XIII в. усиливается Хорезм и подчиняет себе государства Мавераннахра и Хорасана. Борьба между хорезмшахами и каракытаями, хорезмшахами и найманами привела к тому, что хорезмшах Мухаммад приказал опустошить районы Семиречья и Южного Казахстана, разрушить города, чтобы они не достались его противникам. В дополнение к этому в результате монгольских завоеваний многие города были разрушены, жители их уничтожены, захвачены в плен, ремесленники отправлены в Монголию. Были нарушены традиционные связи города и степи, что самым отрицательным образом сказалось на развитии культуры Южного Казахстана.

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Бөлісу: