5 Желтоқсан 2012, 12:02
Поэма "Айман - Шолпан"
Поэма "Айман - Шолпан", названная так по именам героинь ее - родных сестер, относится к группе народных лирико-бытовых эпических песен. Имя певца, слагателя этой песни, не дошло до нас, и поэма долгое время бытовала, как и подобные ей другие виды народного эпоса, изустно, от лица анонимного певца-сказителя.
Судя по именам таких действующих лиц поэмы, как Котибар, Есет и др., живших в середине прошлого столетия и известных по другим источникам как подлинные исторические личности, возникновение поэмы также нужно отнести ко времени не ранее середины XIX века.
Из числа народно-бытовых поэм "Айман - Шолпан" уступая по своим художественно-стилевым поэтическим качествам таким шедеврам казахского лиро - эпоса, как "Кыз Жибек" и "Козы Корпеш - Баян Сулу", все же являлась одной из самых популярных песен прошлого. Популярности ее, очевидно, способствовала реалистически бытовая, жизненно правдивая особенность ее образно-сюжетной основы.
Одним из главных действующих лиц поэмы является старый Котибар. По другим преданиям и историческим данным, Котибар известен как один из крупных участников народного восстания против царизма и ханов - ставленников его. Борьбу Котибара продолжали его сыновья (Есет) и потомки (внук Бекет). Последний в 60-х годах возглавлял огромную напряженную борьбу народа с султаном Арыстаном в пределах нынешней Актюбинской области и, победив султана, обезглавил его, за что народ сложил о нем героическую историческую песню под названием "Бекет".
Но в поэме "Айман - Шолпан" Котибар выведен не со стороны общественно-полезной исторической роли его.
Поэма не историческая, в смысле показа, воспевания каких- нибудь исторических крупных событий, столкновений. Это бытовая поэма, в ней изложен частный бытовой эпизод из жизни Котибара. Основное содержание поэмы заключается в борьбе Котибара с баем Маманом за гегемонию в пределах родовых владений. И сам Котибар изображен здесь как яркий носитель противоречий феодально-родовой старины, феодально-родовой тяжбы за господство среди смежных родов. Его набег на аул Мамана, насильный увод дочерей Мамана Айман и Шолпан, а также попытка его, старика, жениться против ее воли на красавице Айман, наряду с замечательно тонкой и умной борьбой Айман за спасение своей личности переключают всю сюжетно-драматическую линию борьбы в план чисто бытовой драмы или, еще точнее, бытовой трагикомедии.
А Котибар со всеми своими самодурскими, в данном случае, стремлениями и поступками, начавшимися с его набегов и кончающимися беспомощным, вынужденным возвращением Айман к ее жениху Алибеку, становится в поэме иронически изображенным образом. В поэме замечательно правдиво и художественно четко очерчены характеры ее героев, их борьба и вся сложная сеть людских взаимоотношений.
Особо выделяется здесь образ Айман, так умно, последовательно и решительно борющейся за личную свободу и спасающей свою молодость и свое независимое чувство любви к своему жениху.
Мастерство сюжетной ткани поэмы заключается в утонченной борьбе и конечной победе пленницы Айман над сильным и грозным Котибаром. Среди бытовых поэм эта песня отличается таким особо оригинальным и волевым образом девушки-героини. Этой особенностью, очевидно, и объясняется популярность поэмы.
Впервые "Айман - Шолпан" напечатана Казахским издательством в 1905-6-м годах.
Сейчас на эту тему написана музыкальная комедия Ауэзовым и в последние годы это драматическое произведение легло в основу новой казахской оперы "Айман - Шолпан".
Мухтар Ауезов