Реальности советской жизни

5 Желтоқсан 2012, 08:17

  Реальности советской жизни В сопоставлении — успехов развития советских национальных республик, с одной стороны, и вопиющей отсталости зависимых от капитализма стран, с другой, видна философия истории. Скульптурную рельефность, ощутимую, весомую объемность приобретали цифры таких сопоставлений, сделанных в речи товарища Л.П. Берия на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза. В этих знаменательных цифрах воплощены судьбы народов, поколений, семей и личностей... Основное здесь в той великой, очевидной теперь для всего мира истине, что в социалистическом государстве впервые в истории человечества подлинно справедливо и правильно решаются вопросы отношений между расами, нациями, народностями. Мудрые решения этих проблем, не разрешенных сотнями поколений всех народов и неразрешимых в условиях ни одной общественной формации, кроме социализма, были предуказаны в учении Ленина и Сталина. Возьмем из их гениальных определений в этом вопросе одно лишь следующее положение: угнетенные отсталые народности окраин царской России перейдут при советской власти к социализму, минуя стадию капитализма. Прошло тридцать пять лет после Великой Октябрьской социалистической революции, и перед лицом всего мира любая из этих народностей и все они вместе демонстрируют неопровержимыми данными блестящие, беспрецедентные в истории человечества примеры гигантского культурного роста, являют миру картины коренных перемен в своих исторических судьбах. И как поразительно отличаются картины жизни народов Советского Союза от жизни зарубежных, сопредельных стран Ближнего и Среднего Востока. А ведь прошло только 35 лет с тех пор, когда зараженные панисламизмом и пантюркизмом господствующие верхи многих восточных народностей России — таджиков, узбеков, туркменов, казахов, киргизов — озирались на такие страны, как Иран, Турция, как на оплот мусульманского мира, средоточие восточной образованности и как на страны необычайных возможностей, с древней, устоявшейся культурой. Несмотря на наличие многовековой истории, несмотря на устоявшуюся оседлую городскую культуру у народов, скажем, Турции или Ирана, ныне они далеко отстали от бывших кочевников-скотоводов: казахов, киргизов, туркменов, каракалпаков. Народы советского Востока теперь рождают из своей повседневной социалистической были такие песни и сказания, которые вещают не о грезах, не о фантастических видениях или несбыточных мечтах, а повествуют о счастливом, победном творчестве народов, построивших Большой Ферганский канал имени Сталина в Узбекистане, повествуют о величественном творчестве современных советских фархадов, создающих, на диво миру, Главный Туркменский канал через заколдованное в веках, сказочное, запретное и мертвое царство Кара-Кумов. Полны глубокого значения приведенные товарищем Берия цифры роста промышленности: "Если сравнить названные советские республики с рядом стран Востока по такому важному показателю уровня индустриального развития, как электроэнергетика, то мы увидим, что в пяти советских республиках — Узбекской, Казахской, Киргизской, Туркменской и Таджикской, имеющих населения около 17 млн. человек, вырабатывается электроэнергии втрое больше, чем в Турции, Иране, Пакистане, Египте, Ираке, Сирии и Афганистане, вместе взятых, с их населением в 156 млн. человек". Значительно выше самых развитых капиталистических стран Европы стоят советские республики Востока и по технической оснащенности сельского хозяйства. Они производят хлопка столько же, сколько Индия, Египет, Иран, Турция и Афганистан, вместе взятые. Напомним и о некоторых показателях культуры тех же наших народов, скажем, о состоянии науки и высшего образования. В названных пяти советских республиках, где до революции не было ни одного высшего учебного заведения, сейчас имеется свыше ста высших учебных заведений с контингентом в 104 тысячи студентов. В этих республиках ныне действуют четыре национальные Академии наук (в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Таджикистане). В этих пяти союзных республиках имеется пять университетов. По степени развития высшего образования советские республики намного опередили не только зарубежные страны Востока, но и страны Западной Европы. Так, например, в Таджикской ССР на 10 тысяч человек населения обучаются в высших учебных заведениях 58 человек, в Туркменской - 60, в Киргизской — 64, в Узбекской — 71, в то время как в Иране на 10 тысяч человек населения обучаются в высших учебных заведениях 3 человека, в Индии — 9, Египте и Турции - 12, Швеции — 21, Италии - 32, Дании - 34, Франции — 36. Еще одно сравнение: в настоящее время в Узбекской ССР один врач приходится на 895 человек населения. Узбекская ССР обеспечена врачами несравненно лучше, чем, например, Египет, где один врач приходится на 4350 человек населения, и лучше, чем такие страны Западной Европы, как Франция, где один врач приходится на тысячу человек, или Голландия, где один врач приходится на 1160 человек населения. Эти несколько примеров достаточно красноречиво говорят о том славном пути, который прошли народы советского Востока. Переключим дальше наше внимание лишь на одну из этих республик, на Казахстан, и продолжим обзор наглядных данных, характеризующих культурный рост казахского народа — одной из социалистических наций. В результате осуществления ленинско-сталинской национальной политики и благодаря непрерывной заботе партии Ленина — Сталина, при повседневной братской помощи великого русского народа, в республике созданы 28 высших учебных заведений, созданы своя Академия наук и филиал Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина. В этих научных учреждениях и высших учебных заведениях республики работают 110 докторов наук и 900 кандидатов наук. В Казахстане, имевшем до революции только 2 процента грамотного населения, осуществлено всеобщее начальное обучение, теперь осуществляется всеобщее семилетнее обучение. В республике действуют 9 тысяч школ, 105 техникумов. Число учащихся в школах достигает 1 миллиона 388 тысяч, а в высших учебных заведениях обучается 31 тысяча студентов. Лишь в одном 1949—1950 учебном году вузы и техникумы Казахстана выпустили 11 тысяч специалистов. Замечателен и путь развития музыкально-театрального искусства республики. Здесь имеются академический театр оперы и балета, академический театр драмы, филармония, консерватория. От одиночной домбры — до симфонического оркестра, от одиночного певца, исполнителя народных старинных мелодий, — до арий и хоров классической оперы, от одинокого народного юмориста-увеселителя — до народного артиста Советского Союза, исполняющего на казахском языке произведения русской и мировой классической драматургии, — вот какой путь прошла за 35 лет история развития социалистического искусства в Казахстане. Развитие казахской советской литературы значительно и по содержанию, и по форме. Не было в казахской дореволюционной литературе художественной прозы, драматургии; сегодня они представлены произведениями, ставшими ценным достоянием не только казахской, но и всей многоязыкой советской литературы. Песни великого представителя казахской народной советской поэзии Джамбула переведены на десятки языков, изучаются в школах и пузах всего Советского Союза. О лучших достижениях казахской художественной прозы, о новых романах казахских писателей пишут сочинения школьники Москвы, пишутся дипломные работы, диссертации, объемистые исследования в стенах Московского, Ленинградского университетов и многих других учебных заведений и научно-исследовательских институтов Союза. Достижения казахской литературы и искусства являются достоянием всего Советского Союза. Становятся популярными, прославленными на весь Союз имена передовых деятелей государственной, общественной, культурно- научной жизни республики, лучших людей колхозов и промышленных предприятий Казахстана. Десятки, сотни, тысячи выдающихся людей — передовиков сельского хозяйства, промышленности, культурного строительства — становятся членами правительства, Героями Социалистического Труда, лауреатами Сталинских премий. В этом смысле беспредельна перспектива роста славы и наивысшей оценки заслуг самых рядовых, простых людей труда, независимо от цвета их кожи, пола, национальной принадлежности. Особо хочется сказать о целом ряде типических биографий казахов и казашек, жизненный путь которых характерен, типичен для сотен тысяч представителей казахского народа, прошедшего сказочно великолепный путь за 35 лет социалистической революции, — путь от средневековья к социалистическому обществу. На любой подобной биографии нетрудно установить осуществление предвидений Ленина и Сталина о пути народов, переходящих к социализму, минуя стадию капитализма. Величие пути, пройденного казахским народом, наглядно подтверждается большой, поразительной судьбой людей одного лишь поколения. Вот они, к примеру: был к началу Октябрьской революции маленький подпасок из кочевого аула, пасший байскую отару. Горестно, убого складывалось начало его жизни — точно так же, как протекшая в нужде и рабстве жизнь его отца и матери, его деда, его прадеда. А ныне этот бывший пастушок — видный ученый, академик. Был батрак у очага феодала, разводивший костры, а ныне он — инженер, руководитель сложнейшего промышленного комбината. Была дочь бедняка, насильно взятая баем как третья или четвертая его жена, а ныне она — выдающаяся актриса Казахской академической оперы или драмы. Бедняк крестьянин, некогда покинувший голодный аул, чтобы снискать себе пропитание, — ныне депутат Верховного Совета всего Союза. Подобных биографий — множество, и каждая из них, будучи примечательной сама по себе, является характерной, убедительной иллюстрацией того, как данная, еще вчера отсталая народность в течение жизни одного поколения обновилась столь быстро, что свершилось возможное лишь за многие столетия. Из народа, находившегося в стадии феодальной формации, образовалась культурная, передовая социалистическая нация. Несравнимы, несоизмеримы с жизнью масс зарубежного Востока перспективы и беспредельные возможности, пути-дороги семей, личностей из крестьян, рабочих и интеллигенции советского казахского народа. Их трудом, творческим трудом советских людей, в бывших безбрежных степях созданы индустриальные центры, культурнейшие города, как Караганда, Балхаш, Лениногорск, Джезказган, Темир-Тау, Эмба и другие, проложены железные дороги вдоль бескрайних просторов Казахстана. Они одолели бесплодные пески пустыни, о которых в народных сказаниях веками только и пелось с неизбывной грустью, как о крае, где "сгорают крылья пернатых и копыта земных тварей". Казахстан стал из полудикой страны номадов одной из цветущих передовых аграрно-индустриальных советских республик; неузнаваемо выросло сознание самих народных масс и каждой отдельной свободной личности. Стоит лишь вспомнить о доле казахской женщины, над участью которой накануне Октября тяготели такие позорные, дикие обычаи, как калым (выкуп), многоженство, замужество в детском возрасте и так далее. Помимо этих древних суровых установлений обычного права, над судьбой казахской женщины тяготели и жестокие законы шариата, как они тяготеют еще и поныне над участью турчанок, персиянок, афганок, пакистанок, со всеми видами бесправия, семейного рабства мусульманки-матери на Востоке. Сейчас казахские советские женщины создают семьи, свободные от уз адата и шариата. Вооруженные передовыми знаниями, руководимые революционным сознанием, они равноправно участвуют в управлении государством, в развитии науки, искусства, в хозяйственном строительстве республики. Из их среды уже выдвинулось немало выдающихся талантливых деятельниц науки, искусства. Две замечательные дочери казахского народа - пулеметчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова - были удостоены в Великую Отечественную войну звания Героя Советского Союза. Они доказали, какого высокого сознания гражданства и возвышенного благородства духа достигли они в преданности своему социалистическому отечеству. В упомянутых выше фактах жизни, судеб, достижений советского казахского народа, как и в более широких обобщенных данных, приведенных на XIX съезде партии Ленина—Сталина, видно, как далеко опередили массы нашей страны массу крестьянства, рабочих, всего трудового люда таких стран, как Турция, Иран, Афганистан. Несмотря на древнюю культуру этих стран, подавляющее большинство их населения остается неграмотным, живет в условиях нищеты и бесправия. Таковы неодолимо справедливые реальности, скрывающиеся за цифрами, за теми цифрами, которые светятся для нас в значении осуществленных гениальных предначертаний великих вождей, заботливых отцов и учителей наших народов — Ленина и Сталина! Мухтар Ауезов

 

Реальности советской жизни

В сопоставлении — успехов развития советских национальных республик, с одной стороны, и вопиющей отсталости зависимых от капитализма стран, с другой, видна философия истории. Скульптурную рельефность, ощутимую, весомую объемность приобретали цифры таких сопоставлений, сделанных в речи товарища Л.П. Берия на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза. В этих знаменательных цифрах воплощены судьбы народов, поколений, семей и личностей...

Основное здесь в той великой, очевидной теперь для всего мира истине, что в социалистическом государстве впервые в истории человечества подлинно справедливо и правильно решаются вопросы отношений между расами, нациями, народностями. Мудрые решения этих проблем, не разрешенных сотнями поколений всех народов и неразрешимых в условиях ни одной общественной формации, кроме социализма, были предуказаны в учении Ленина и Сталина.

Возьмем из их гениальных определений в этом вопросе одно лишь следующее положение: угнетенные отсталые народности окраин царской России перейдут при советской власти к социализму, минуя стадию капитализма. Прошло тридцать пять лет после Великой Октябрьской социалистической революции, и перед лицом всего мира любая из этих народностей и все они вместе демонстрируют неопровержимыми данными блестящие, беспрецедентные в истории человечества примеры гигантского культурного роста, являют миру картины коренных перемен в своих исторических судьбах.

И как поразительно отличаются картины жизни народов Советского Союза от жизни зарубежных, сопредельных стран Ближнего и Среднего Востока. А ведь прошло только 35 лет с тех пор, когда зараженные панисламизмом и пантюркизмом господствующие верхи многих восточных народностей России — таджиков, узбеков, туркменов, казахов, киргизов — озирались на такие страны, как Иран, Турция, как на оплот мусульманского мира, средоточие восточной образованности и как на страны необычайных возможностей, с древней, устоявшейся культурой.

Несмотря на наличие многовековой истории, несмотря на устоявшуюся оседлую городскую культуру у народов, скажем, Турции или Ирана, ныне они далеко отстали от бывших кочевников-скотоводов: казахов, киргизов, туркменов, каракалпаков. Народы советского Востока теперь рождают из своей повседневной социалистической были такие песни и сказания, которые вещают не о грезах, не о фантастических видениях или несбыточных мечтах, а повествуют о счастливом, победном творчестве народов, построивших Большой Ферганский канал имени Сталина в Узбекистане, повествуют о величественном творчестве современных советских фархадов, создающих, на диво миру, Главный Туркменский канал через заколдованное в веках, сказочное, запретное и мертвое царство Кара-Кумов.

Полны глубокого значения приведенные товарищем Берия цифры роста промышленности:

"Если сравнить названные советские республики с рядом стран Востока по такому важному показателю уровня индустриального развития, как электроэнергетика, то мы увидим, что в пяти советских республиках — Узбекской, Казахской, Киргизской, Туркменской и Таджикской, имеющих населения около 17 млн. человек, вырабатывается электроэнергии втрое больше, чем в Турции, Иране, Пакистане, Египте, Ираке, Сирии и Афганистане, вместе взятых, с их населением в 156 млн. человек".

Значительно выше самых развитых капиталистических стран Европы стоят советские республики Востока и по технической оснащенности сельского хозяйства. Они производят хлопка столько же, сколько Индия, Египет, Иран, Турция и Афганистан, вместе взятые.

Напомним и о некоторых показателях культуры тех же наших народов, скажем, о состоянии науки и высшего образования. В названных пяти советских республиках, где до революции не было ни одного высшего учебного заведения, сейчас имеется свыше ста высших учебных заведений с контингентом в 104 тысячи студентов. В этих республиках ныне действуют четыре национальные Академии наук (в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Таджикистане). В этих пяти союзных республиках имеется пять университетов.

По степени развития высшего образования советские республики намного опередили не только зарубежные страны Востока, но и страны Западной Европы. Так, например, в Таджикской ССР на 10 тысяч человек населения обучаются в высших учебных заведениях 58 человек, в Туркменской - 60, в Киргизской — 64, в Узбекской — 71, в то время как в Иране на 10 тысяч человек населения обучаются в высших учебных заведениях 3 человека, в Индии — 9, Египте и Турции - 12, Швеции — 21, Италии - 32, Дании - 34, Франции — 36.

Еще одно сравнение: в настоящее время в Узбекской ССР один врач приходится на 895 человек населения. Узбекская ССР обеспечена врачами несравненно лучше, чем, например, Египет, где один врач приходится на 4350 человек населения, и лучше, чем такие страны Западной Европы, как Франция, где один врач приходится на тысячу человек, или Голландия, где один врач приходится на 1160 человек населения.

Эти несколько примеров достаточно красноречиво говорят о том славном пути, который прошли народы советского Востока.

Переключим дальше наше внимание лишь на одну из этих республик, на Казахстан, и продолжим обзор наглядных данных, характеризующих культурный рост казахского народа — одной из социалистических наций.

В результате осуществления ленинско-сталинской национальной политики и благодаря непрерывной заботе партии Ленина — Сталина, при повседневной братской помощи великого русского народа, в республике созданы 28 высших учебных заведений, созданы своя Академия наук и филиал Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина. В этих научных учреждениях и высших учебных заведениях республики работают 110 докторов наук и 900 кандидатов наук.

В Казахстане, имевшем до революции только 2 процента грамотного населения, осуществлено всеобщее начальное обучение, теперь осуществляется всеобщее семилетнее обучение. В республике действуют 9 тысяч школ, 105 техникумов. Число учащихся в школах достигает 1 миллиона 388 тысяч, а в высших учебных заведениях обучается 31 тысяча студентов. Лишь в одном 1949—1950 учебном году вузы и техникумы Казахстана выпустили 11 тысяч специалистов.

Замечателен и путь развития музыкально-театрального искусства республики. Здесь имеются академический театр оперы и балета, академический театр драмы, филармония, консерватория.

От одиночной домбры — до симфонического оркестра, от одиночного певца, исполнителя народных старинных мелодий, — до арий и хоров классической оперы, от одинокого народного юмориста-увеселителя — до народного артиста Советского Союза, исполняющего на казахском языке произведения русской и мировой классической драматургии, — вот какой путь прошла за 35 лет история развития социалистического искусства в Казахстане.

Развитие казахской советской литературы значительно и по содержанию, и по форме. Не было в казахской дореволюционной литературе художественной прозы, драматургии; сегодня они представлены произведениями, ставшими ценным достоянием не только казахской, но и всей многоязыкой советской литературы. Песни великого представителя казахской народной советской поэзии Джамбула переведены на десятки языков, изучаются в школах и пузах всего Советского Союза. О лучших достижениях казахской художественной прозы, о новых романах казахских писателей пишут сочинения школьники Москвы, пишутся дипломные работы, диссертации, объемистые исследования в стенах Московского, Ленинградского университетов и многих других учебных заведений и научно-исследовательских институтов Союза.

Достижения казахской литературы и искусства являются достоянием всего Советского Союза. Становятся популярными, прославленными на весь Союз имена передовых деятелей государственной, общественной, культурно- научной жизни республики, лучших людей колхозов и промышленных предприятий Казахстана. Десятки, сотни, тысячи выдающихся людей — передовиков сельского хозяйства, промышленности, культурного строительства — становятся членами правительства, Героями Социалистического Труда, лауреатами Сталинских премий. В этом смысле беспредельна перспектива роста славы и наивысшей оценки заслуг самых рядовых, простых людей труда, независимо от цвета их кожи, пола, национальной принадлежности.

Особо хочется сказать о целом ряде типических биографий казахов и казашек, жизненный путь которых характерен, типичен для сотен тысяч представителей казахского народа, прошедшего сказочно великолепный путь за 35 лет социалистической революции, — путь от средневековья к социалистическому обществу. На любой подобной биографии нетрудно установить осуществление предвидений Ленина и Сталина о пути народов, переходящих к социализму, минуя стадию капитализма. Величие пути, пройденного казахским народом, наглядно подтверждается большой, поразительной судьбой людей одного лишь поколения. Вот они, к примеру: был к началу Октябрьской революции маленький подпасок из кочевого аула, пасший байскую отару. Горестно, убого складывалось начало его жизни — точно так же, как протекшая в нужде и рабстве жизнь его отца и матери, его деда, его прадеда. А ныне этот бывший пастушок — видный ученый, академик.

Был батрак у очага феодала, разводивший костры, а ныне он — инженер, руководитель сложнейшего промышленного комбината.

Была дочь бедняка, насильно взятая баем как третья или четвертая его жена, а ныне она — выдающаяся актриса Казахской академической оперы или драмы. Бедняк крестьянин, некогда покинувший голодный аул, чтобы снискать себе пропитание, — ныне депутат Верховного Совета всего Союза.

Подобных биографий — множество, и каждая из них, будучи примечательной сама по себе, является характерной, убедительной иллюстрацией того, как данная, еще вчера отсталая народность в течение жизни одного поколения обновилась столь быстро, что свершилось возможное лишь за многие столетия. Из народа, находившегося в стадии феодальной формации, образовалась культурная, передовая социалистическая нация.

Несравнимы, несоизмеримы с жизнью масс зарубежного Востока перспективы и беспредельные возможности, пути-дороги семей, личностей из крестьян, рабочих и интеллигенции советского казахского народа. Их трудом, творческим трудом советских людей, в бывших безбрежных степях созданы индустриальные центры, культурнейшие города, как Караганда, Балхаш, Лениногорск, Джезказган, Темир-Тау, Эмба и другие, проложены железные дороги вдоль бескрайних просторов Казахстана. Они одолели бесплодные пески пустыни, о которых в народных сказаниях веками только и пелось с неизбывной грустью, как о крае, где "сгорают крылья пернатых и копыта земных тварей". Казахстан стал из полудикой страны номадов одной из цветущих передовых аграрно-индустриальных советских республик; неузнаваемо выросло сознание самих народных масс и каждой отдельной свободной личности.

Стоит лишь вспомнить о доле казахской женщины, над участью которой накануне Октября тяготели такие позорные, дикие обычаи, как калым (выкуп), многоженство, замужество в детском возрасте и так далее. Помимо этих древних суровых установлений обычного права, над судьбой казахской женщины тяготели и жестокие законы шариата, как они тяготеют еще и поныне над участью турчанок, персиянок, афганок, пакистанок, со всеми видами бесправия, семейного рабства мусульманки-матери на Востоке.

Сейчас казахские советские женщины создают семьи, свободные от уз адата и шариата. Вооруженные передовыми знаниями, руководимые революционным сознанием, они равноправно участвуют в управлении государством, в развитии науки, искусства, в хозяйственном строительстве республики. Из их среды уже выдвинулось немало выдающихся талантливых деятельниц науки, искусства. Две замечательные дочери казахского народа - пулеметчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова - были удостоены в Великую Отечественную войну звания Героя Советского Союза. Они доказали, какого высокого сознания гражданства и возвышенного благородства духа достигли они в преданности своему социалистическому отечеству.

В упомянутых выше фактах жизни, судеб, достижений советского казахского народа, как и в более широких обобщенных данных, приведенных на XIX съезде партии Ленина—Сталина, видно, как далеко опередили массы нашей страны массу крестьянства, рабочих, всего трудового люда таких стран, как Турция, Иран, Афганистан. Несмотря на древнюю культуру этих стран, подавляющее большинство их населения остается неграмотным, живет в условиях нищеты и бесправия.

Таковы неодолимо справедливые реальности, скрывающиеся за цифрами, за теми цифрами, которые светятся для нас в значении осуществленных гениальных предначертаний великих вождей, заботливых отцов и учителей наших народов — Ленина и Сталина!

Мухтар Ауезов

Бөлісу: