Наша ответственность

5 Желтоқсан 2012, 05:48

  Наша ответственность Писатели - люди ответственной мысли. Что это значит? Прежде всего забудем, что литература гражданственна по самой своей природе. Творить во имя воспитания нового человека- вот ее миссия. Но, кроме этого общего соображения, можно подчеркнуть и еще одну сторону вопроса: каждого писателя особенно обязывает к активной гражданской мысли и деятельности та область жизни, с которой он более всего связан своими творческими интересами, которую он лучше знает, в которой сможет и обязан выступить не только как художник, постигающий все тонкости этого "куска" действительности, но и как публицист- участник событий. Понятие "родина" и всеобъемлюще, и конкретно. В каждом уголке ее сейчас, в семилетку, созидается нечто такое, что должно быть осмыслено во всей масштабности, во всех связях с гигантской работой партии и народа. Это осмысление у писателя должно основываться на скрупулезном знании жизни. Мы часто говорим- писатель и семилетка. Как конкретнее представить себе эту проблему? Для меня, например, семилетка- это прежде всего будущее областей, где живут люди, которых я лучше всего знаю. Я знаю пустыни, полупустыни, редко населенные горные пространства, бывшие скудные кочевья с огромными безводными далями. Я знаю семьи, для которых запасной мешок пшеницы на зиму был когда - то пределом мечтаний. Те земли названы народом "Проклятой степью" (Бетпакдала), или Голодной степью, или Черными песками (Каракумы). Сейчас положение там другое. Лик земли во многом преобразился. Степи, хотя еще и не полностью, покорены. За годы семилетки они станут еще щедрее, еще добрее к человеку. Я представляю себе судьбу этой части своей Родины как края изобилия, края прекрасных житниц. В связи с предстоящим Пленумом ЦК нашей партии по вопросам сельского хозяйства и в связи с общим разговором о месте писателя в жизни я хотел бы затронуть одну сторону жизни республик Советского Востока. Речь пойдет о людях, занимающихся животноводством. В семилетнем плане животноводству, как известно, отводится очень большое место. Дело писателя- посмотреть на эту проблему с точки зрения человеческих взаимоотношений, перевести язык экономики на язык человеческих душ и характеров. Животноводством занята масса людей, оно прочно приковывает их к себе. В республиках Средней Азии и Казахстана - животноводство в значительной степени отгонное. Используются большие площади пустынь, полупустынь, гор. Заботливая мысль писателя призвана познать творческий труд огромных коллективов, помочь им и практически, и художественным воспроизведением правды и героики их сегодняшнего и завтрашнего дня. Животноводы не живут оседло, посезонно бывают и в песках, и в горах. Об этих людях думается и светло, и тревожно. Начать хотя бы с их быта. Не имея постоянного жилья, они вынуждены обитать в очень неудобных, неуютных переносных жилищах, порою даже в шалашах, покрытых одним рядом войлока. Многие семьи чабанов находятся в таких условиях круглый год. Здесь жизнь идет своим чередом. Люди женятся, родятся дети, болеют старики. Связь отдельных кочевий с постоянными культурными пунктами, клубами, больницами, библиотеками иногда вовсе отсутствует. Периодическую печать, книги животноводы получают с опозданием. Та часть молодежи из этих семей, которой удается получить образование в городах, зачастую не возвращается обратно, боясь бытовых трудностей. Получается диспропорция: при значительном росте поголовья скота все больше сложностей возникает с кадрами чабанов - их ряды пополняются медленно. Сложно и с обучением детей животноводов. Для них устраиваются общежития в районных центрах. Это далеко не школы- интернаты. Начальные школы плохо снабжаются книгами, пособиями, учебным инвентарем. В высшую школу молодежь отсюда поступает редко. Крайне необходимо обратить пристальное внимание на эту проблему. Я думаю, что школы- интернаты республики должны гостеприимнее принимать детей из семей, находящихся в районах отгонного животноводства. А потому - побольше интернатов в Алма - Ате, Чимкенте, Караганде, Семипалатинске! Должны быть коренным образом улучшены условия жизни и труда старейших животноводов. Тогда у их детей укрепится желание продолжать важную профессию отцов. Все это относится, я думаю, не только к Казахстану, но и к районам развитого животноводства Средней Азии. Писатель - общественный деятеле... Значит, применительно к тем же республикам его касается все и с точки зрения моральной, и с точки зрения бытового уклада и семейных отношений. Ни для кого не секрет, что здесь у нас не все в порядке. Стоит лишь перелистать комплекты газет районов, областей, республик. На их страницах приводятся возмутительные факты пережитков старого, безобразного отношения к женщине: обычаи сватовства без согласия девушки, двоеженство, калым, обряды прошлого и т. д. Иные из этих явлений наблюдаются и на территории РСФСР. Известно, что большое количество казахского населения живет в Западной Сибири (Алтайский край, Омская, Новосибирская области). Среди этого населения все еще соблюдаются вредные обычаи и обряды. Не встречает должного отпора деятельность мулл и аксакалов - хранителей отрицательных традиций прошлого. И это вблизи от Сибирского отделения Академии наук или старого культурного центра Сибири - Омска! В семилетку мы должны здесь многое изменить. Среди сибирских казахов крайне необходимо распространять литературу, прессу на их родном языке. О всех этих фактах я пишу не как любитель "темных пятен". Любой непредвзятый человек не может не увидеть разительных изменений, когда бывшие пустыни превращаются в житницы страны. Что же говорить о писателе, советском писателе, о его сердце, переполненном чувством гордости от сознания, что подземные озера Бетпакдалы своими водами вскоре оросят огромный край, что богатства недр необитаемых гор и полупустынь превратят этот край в золотое дно, что Иртыш понесет свои воды в карагандинские степи! Строительство коммунизма возрождает колоссальные пространства земли. Эта тема вдохновляет! Писатель, неоднократно подчеркивает Никита Сергеевич Хрущев, - это помощник партии. А помогать - значит взыскательно писать как о большом, так и о малом, как о новом, так и о старом - о неодоленных еще пережитках минувших дней. Недремлющее вдохновенье- вот что должна рождать у нас, писателей, тесная связь с жизнью народа. Мухтар Ауезов  

 

Наша ответственность

Писатели - люди ответственной мысли. Что это значит? Прежде всего забудем, что литература гражданственна по самой своей природе. Творить во имя воспитания нового человека- вот ее миссия. Но, кроме этого общего соображения, можно подчеркнуть и еще одну сторону вопроса: каждого писателя особенно обязывает к активной гражданской мысли и деятельности та область жизни, с которой он более всего связан своими творческими интересами, которую он лучше знает, в которой сможет и обязан выступить не только как художник, постигающий все тонкости этого "куска" действительности, но и как публицист- участник событий.

Понятие "родина" и всеобъемлюще, и конкретно. В каждом уголке ее сейчас, в семилетку, созидается нечто такое, что должно быть осмыслено во всей масштабности, во всех связях с гигантской работой партии и народа. Это осмысление у писателя должно основываться на скрупулезном знании жизни.

Мы часто говорим- писатель и семилетка. Как конкретнее представить себе эту проблему? Для меня, например, семилетка- это прежде всего будущее областей, где живут люди, которых я лучше всего знаю. Я знаю пустыни, полупустыни, редко населенные горные пространства, бывшие скудные кочевья с огромными безводными далями. Я знаю семьи, для которых запасной мешок пшеницы на зиму был когда - то пределом мечтаний. Те земли названы народом "Проклятой степью" (Бетпакдала), или Голодной степью, или Черными песками (Каракумы). Сейчас положение там другое. Лик земли во многом преобразился. Степи, хотя еще и не полностью, покорены. За годы семилетки они станут еще щедрее, еще добрее к человеку.

Я представляю себе судьбу этой части своей Родины как края изобилия, края прекрасных житниц.

В связи с предстоящим Пленумом ЦК нашей партии по вопросам сельского хозяйства и в связи с общим разговором о месте писателя в жизни я хотел бы затронуть одну сторону жизни республик Советского Востока.

Речь пойдет о людях, занимающихся животноводством. В семилетнем плане животноводству, как известно, отводится очень большое место. Дело писателя- посмотреть на эту проблему с точки зрения человеческих взаимоотношений, перевести язык экономики на язык человеческих душ и характеров.

Животноводством занята масса людей, оно прочно приковывает их к себе. В республиках Средней Азии и Казахстана - животноводство в значительной степени отгонное. Используются большие площади пустынь, полупустынь, гор. Заботливая мысль писателя призвана познать творческий труд огромных коллективов, помочь им и практически, и художественным воспроизведением правды и героики их сегодняшнего и завтрашнего дня.

Животноводы не живут оседло, посезонно бывают и в песках, и в горах. Об этих людях думается и светло, и тревожно. Начать хотя бы с их быта. Не имея постоянного жилья, они вынуждены обитать в очень неудобных, неуютных переносных жилищах, порою даже в шалашах, покрытых одним рядом войлока. Многие семьи чабанов находятся в таких условиях круглый год. Здесь жизнь идет своим чередом. Люди женятся, родятся дети, болеют старики. Связь отдельных кочевий с постоянными культурными пунктами, клубами, больницами, библиотеками иногда вовсе отсутствует. Периодическую печать, книги животноводы получают с опозданием.

Та часть молодежи из этих семей, которой удается получить образование в городах, зачастую не возвращается обратно, боясь бытовых трудностей. Получается диспропорция: при значительном росте поголовья скота все больше сложностей возникает с кадрами чабанов - их ряды пополняются медленно.

Сложно и с обучением детей животноводов. Для них устраиваются общежития в районных центрах. Это далеко не школы- интернаты. Начальные школы плохо снабжаются книгами, пособиями, учебным инвентарем. В высшую школу молодежь отсюда поступает редко. Крайне необходимо обратить пристальное внимание на эту проблему. Я думаю, что школы- интернаты республики должны гостеприимнее принимать детей из семей, находящихся в районах отгонного животноводства. А потому - побольше интернатов в Алма - Ате, Чимкенте, Караганде, Семипалатинске!

Должны быть коренным образом улучшены условия жизни и труда старейших животноводов. Тогда у их детей укрепится желание продолжать важную профессию отцов.

Все это относится, я думаю, не только к Казахстану, но и к районам развитого животноводства Средней Азии.

Писатель - общественный деятеле... Значит, применительно к тем же республикам его касается все и с точки зрения моральной, и с точки зрения бытового уклада и семейных отношений. Ни для кого не секрет, что здесь у нас не все в порядке. Стоит лишь перелистать комплекты газет районов, областей, республик. На их страницах приводятся возмутительные факты пережитков старого, безобразного отношения к женщине: обычаи сватовства без согласия девушки, двоеженство, калым, обряды прошлого и т. д. Иные из этих явлений наблюдаются и на территории РСФСР. Известно, что большое количество казахского населения живет в Западной Сибири (Алтайский край, Омская, Новосибирская области). Среди этого населения все еще соблюдаются вредные обычаи и обряды. Не встречает должного отпора деятельность мулл и аксакалов - хранителей отрицательных традиций прошлого. И это вблизи от Сибирского отделения Академии наук или старого культурного центра Сибири - Омска! В семилетку мы должны здесь многое изменить. Среди сибирских казахов крайне необходимо распространять литературу, прессу на их родном языке.

О всех этих фактах я пишу не как любитель "темных пятен". Любой непредвзятый человек не может не увидеть разительных изменений, когда бывшие пустыни превращаются в житницы страны. Что же говорить о писателе, советском писателе, о его сердце, переполненном чувством гордости от сознания, что подземные озера Бетпакдалы своими водами вскоре оросят огромный край, что богатства недр необитаемых гор и полупустынь превратят этот край в золотое дно, что Иртыш понесет свои воды в карагандинские степи! Строительство коммунизма возрождает колоссальные пространства земли. Эта тема вдохновляет!

Писатель, неоднократно подчеркивает Никита Сергеевич Хрущев, - это помощник партии. А помогать - значит взыскательно писать как о большом, так и о малом, как о новом, так и о старом - о неодоленных еще пережитках минувших дней.

Недремлющее вдохновенье- вот что должна рождать у нас, писателей, тесная связь с жизнью народа.

Мухтар Ауезов

 

Бөлісу: