Живая легенда

5 Желтоқсан 2012, 03:13

  Живая легенда Простой советский человек... Если вдуматься в эти привычные слова, то какое содержание открывается в них? Мысли об этом с неотразимой силой охватили меня в пути во время моей недавней длительной поездки по Южному Казахстану. Простой человек- гражданин небольшого промышленного города, за десять лет словно чудом поднявшегося из - под земли, - каменщик, строитель, учитель. Простой человек- житель далекого степного аула, чабан, стерегущий несметные стада драгоценных каракульских овец; девушка, собирающая хлопок; тракторист, поднимающий целину. Рядовой великой армии труда, сеющий хлеб, добывающий свинец, растящий овец, тот, чей незаметный, будничный труд - основа народного бытия, самая прочная в мире, реальная основа движения в коммунизм. Откуда он пришел, как сложились черты его характера, что породило его беспримерный в своей скромности героизм, чем обусловлена его сила, верность своему долгу, несокрушимая устремленность в будущее? С чем этот человек вступил в первый год семилетки? Какой мир чувств, мыслей и представлений несет он в своей душе? Объехав свыше десяти районов большой богатой области, посетив города Чимкент, Туркестан, Кентау, Ленгер, я побывал в местах, исторически примечательных. Южно - Казахстанская область, колыбель казахского народа, объединяет около миллиона человек сельского и городского населения. Через эти места в прошлом двигались орды завоевателей с востока на запад. Лишь последними из этих волн были истребительные набеги чингисовских орд, завоевательные походы джунгарских властителей. Неизгладимыми следами этих набегов остались руины разрушенных городов: Отрара, Кумкента, Саудакента, Баба - ата, Сарьяма (ныне Старый Сайрам). Трижды возрождалась здесь жизнь с цветущими садами, плодами, с оросительными каналами, обводнявшими полупустынные степи, чтобы трижды быть растоптанной в прах, поверженной, уничтоженной. В непосредственной близости от цветущих хлопковых и животноводческих совхозов и колхозов, вблизи от новеньких, сияющих чистотой промышленных городов с их мощными, оборудованными по последнему слову техники предприятиями, светлыми школами, театрами и больницами высятся заросшие дремучими травами степные курганы, валы древних городов с могилами павших героев - защитников народа и захватчиков, нашедших смерть среди разоренных ими земель. И ныне в памяти сегодняшнего счастливого и свободного советского человека, сильно своим творческими трудом, - хлопкороба, горнорабочего, животновода, воспитателя - живут героические легенды, в которых выразились мечты его предков, угнетенных двойным гнетом: и своих властителей, и чужеземных поработителей. Народная молва называет озера Акжар, Караколь, Усыктас местами охоты легендарного батыра Камбара, кормившего своим трудом девяносто голодающих семей. Юноши и старики богатых животноводческих совхозов "Кумкент", "Жуантобе", "Тасты" поведают вам сказы о давно погребенном в прах городе Кумкент, память о котором связана со знаменитым эпическим героем Кер - Оглы, который будто бы похитил из этого города своего любимого приемного сына Ауэзхана. Глядя сегодня на выведенные советскими людьми новые породы каракульских овец, могучих одногорбых верблюдов, быстрых, как ветер, скакунов, высокопородных молочных коров, невольно вспоминаешь о сказочных "тулпарах", богатырских коровах- "тынжы". В древности народ воплощал в этих сказочных образах мечту кочевника - скотовода об изобилии. Теперь замечательные новые породы животных- реальное богатство победившего горе и нужду советского труженика. Воплощение своих лучших надежд на спасение и защиту от всех многочисленных врагов народ видел в образах великанов - алпов или могучих одиночек , мудрых, сильных и справедливых, которые при помощи чудесных коней выезжали один против тысяч и побеждали, не щадя своей жизни во имя народного блага. Образы этих всесильных богатырей нередко совмещались в народном представлении со "святыми" посланцами божества - покровителями стад. Но эти образы минувшего, известные и сегодняшним поколениям, одиноко маячат в веках, хотя об иных из них повествуют предания, возникшие более тысячи лет назад. Они поставлены над людьми, над массами, их всегда отделяет от возможностей обычных людей их исключительность. А сегодня простой советский человек в своем будничном, повседневном, труде далеко превзошел их. Превзошел и индивидуальной силой нового человека, и могучей силой множества, несметного множества своих соратников, подобных ему. Он превзошел сказочную силу легендарных героев прошлого, создал и создает ежедневно огромные богатства. Много веков стучалась мысль народа в наглухо запертые от нее тайны земных недр. Отважный герой легенды при помощи магического слова открывал подземные кладовые и выносил на поверхность земли слиток золота с лошадиную голову или выводил к свету солнца заколдованную красавицу. Сегодня рудокоп ежедневно и просто спускается под землю и поднимает нагора несметные сокровища Каратау. И цена этим ежедневно выносимым на свет сокровищам далеко превосходит цену сказочного золотого слитка. Благодаря им возникают заводы с многотысячными коллективами рабочих, строятся прекрасные города. Но для того, чтобы росли, ежедневно умножались несметные народные богатства, чтобы множились заводы и стада, чтобы на месте прежней Голодной степи цвели хлопковые поля, нужен повседневный трудовой творческий подвиг простого советского человека, нужно его светлое коммунистическое сознание, помогающее ему сделаться из одиночки, из человека для себя коллективистом, человеком для людей. "Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу", - говорил Владимир Ильич Ленин. Именно это высокое сознание общественной необходимости своего труда и становится основой трудовых героических подвигов советских людей. Чабан одного из совхозов Шаульдерского района Толеген Бойтанов - один из тысяч чабанов - пас большую овечью отару. В один из зимних дней страшный ураган пустыни, поднимающий в воздух тучи песка, подхватил его отару и погнал ее в безлюдные пески Кызылкумов. Пешим отправился пастух за своими овцами. Кони не выдерживают этого песчаного вихря, верблюды отстают от гонимых ветром овец, но человек в течение долгих восемнадцати дней не отставал от своей отары. Семь дней искали его товарищи, пешие и на верблюдах, и вернулись ни с чем. А он, кого товарищи считали уже погибшим, шел, только изредка останавливаясь со своим стадом на время затишья среди высоких барханов, питаясь мясом одной зарезанной им овцы, и вывел отару назад целой и невредимой через семнадцать дней. Свидетели этой живой легенды - чабаны с увлечением рассказывают ее, разносят славу бескорыстного подвига далеко за пределы своего района. Но с не меньшим восторгом и гордостью говорят они о подобных подвигах пастушьих богатырей и из других, отдаленных от них районов, повествуют о женщине- чабане из Гурьевской области, шесть дней и шесть ночей боровшейся против бурана и спасшей отару, а вместе с тем и новую жизнь, своего будущего ребенка, которого она носила в себе. Рассказывают и о киргизском чабане, который, также спасая отару, четверо суток боролся со стихией - бушующим бураном и трое суток из них провел без крошки еды. Так творится и идет из края в край новая правдивая богатырская легенда. Многие народы знают предания о многоруком божестве, каждая из рук которого творит зло или благо, воплощая в себе определенное жизненное начало. Я вспомнил эти легенды, наблюдая красивую, поистине артистическую работу сборщицы хлопка Зульфии Исмаиловой из колхоза "Коммуна" Туркестанского района, собравшей однажды за день 511 килограммов хлопка при норме 80 килограммов за день. При взгляде на нее казалось, что у этой девушки не две, а множество рук, только все они в полном между собой согласии творят одно лишь благо. На помощь этой юной богатырше в ее героическом подвиге приходит на своем железном тулпаре - хлопкоуборочной машине - молодой покоритель полей Владимир Морозов, умножая сказочную мощь человеческих рук силой механизма. Воля партии объединяет и ведет на подвиги миллионы простых людей, воспитанных в ясном сознании полного единства своих личных, общественных и народных интересов. Чувство семьи единой, включающей в себя людей многих национальностей, связывает их неразрывными узами братства. Не могучие физические силы обусловливают возможность легендарных подвигов чабанов: ведь выстояла в шестидневном бою со стихией обыкновенная женщина. Коммунистическое сознание, бескорыстное стремление к общественному благу вдохновляют простого советского человека, движут его побуждениями и руководят его поступками, когда он совершает свой ежедневный, будничный подвиг, творит живую легенду нового времени. Коммунистическая партийность, определяя творческое отношение к труду, дает человеку силу и любовь к той жизни, которую он творит. Работая для народа, человек работает для себя и, творя для себя, творит для народа. И труд его восходит золотыми нивами хлебов, грудами плодов, шеренгами машин, молодыми счастливыми городами, поселками С зелеными садами, высокими школами, где учатся его дети, день ото дня поднимаясь на новые ступени культуры и знания. Сила советского человека в том, что партия посеяла в его душе благодатное зерно коммунистического сознания. Сила партии в том, что ее посевы всходят в миллионах душ простых людей. Мухтар Ауезов    

 

Живая легенда

Простой советский человек...

Если вдуматься в эти привычные слова, то какое содержание открывается в них? Мысли об этом с неотразимой силой охватили меня в пути во время моей недавней длительной поездки по Южному Казахстану.

Простой человек- гражданин небольшого промышленного города, за десять лет словно чудом поднявшегося из - под земли, - каменщик, строитель, учитель.

Простой человек- житель далекого степного аула, чабан, стерегущий несметные стада драгоценных каракульских овец; девушка, собирающая хлопок; тракторист, поднимающий целину.

Рядовой великой армии труда, сеющий хлеб, добывающий свинец, растящий овец, тот, чей незаметный, будничный труд - основа народного бытия, самая прочная в мире, реальная основа движения в коммунизм.

Откуда он пришел, как сложились черты его характера, что породило его беспримерный в своей скромности героизм, чем обусловлена его сила, верность своему долгу, несокрушимая устремленность в будущее? С чем этот человек вступил в первый год семилетки? Какой мир чувств, мыслей и представлений несет он в своей душе?

Объехав свыше десяти районов большой богатой области, посетив города Чимкент, Туркестан, Кентау, Ленгер, я побывал в местах, исторически примечательных. Южно - Казахстанская область, колыбель казахского народа, объединяет около миллиона человек сельского и городского населения.

Через эти места в прошлом двигались орды завоевателей с востока на запад. Лишь последними из этих волн были истребительные набеги чингисовских орд, завоевательные походы джунгарских властителей.

Неизгладимыми следами этих набегов остались руины разрушенных городов: Отрара, Кумкента, Саудакента, Баба - ата, Сарьяма (ныне Старый Сайрам).

Трижды возрождалась здесь жизнь с цветущими садами, плодами, с оросительными каналами, обводнявшими полупустынные степи, чтобы трижды быть растоптанной в прах, поверженной, уничтоженной. В непосредственной близости от цветущих хлопковых и животноводческих совхозов и колхозов, вблизи от новеньких, сияющих чистотой промышленных городов с их мощными, оборудованными по последнему слову техники предприятиями, светлыми школами, театрами и больницами высятся заросшие дремучими травами степные курганы, валы древних городов с могилами павших героев - защитников народа и захватчиков, нашедших смерть среди разоренных ими земель.

И ныне в памяти сегодняшнего счастливого и свободного советского человека, сильно своим творческими трудом, - хлопкороба, горнорабочего, животновода, воспитателя - живут героические легенды, в которых выразились мечты его предков, угнетенных двойным гнетом: и своих властителей, и чужеземных поработителей.

Народная молва называет озера Акжар, Караколь, Усыктас местами охоты легендарного батыра Камбара, кормившего своим трудом девяносто голодающих семей.

Юноши и старики богатых животноводческих совхозов "Кумкент", "Жуантобе", "Тасты" поведают вам сказы о давно погребенном в прах городе Кумкент, память о котором связана со знаменитым эпическим героем Кер - Оглы, который будто бы похитил из этого города своего любимого приемного сына Ауэзхана.

Глядя сегодня на выведенные советскими людьми новые породы каракульских овец, могучих одногорбых верблюдов, быстрых, как ветер, скакунов, высокопородных молочных коров, невольно вспоминаешь о сказочных "тулпарах", богатырских коровах- "тынжы".

В древности народ воплощал в этих сказочных образах мечту кочевника - скотовода об изобилии. Теперь замечательные новые породы животных- реальное богатство победившего горе и нужду советского труженика.

Воплощение своих лучших надежд на спасение и защиту от всех многочисленных врагов народ видел в образах великанов - алпов или могучих одиночек , мудрых, сильных и справедливых, которые при помощи чудесных коней выезжали один против тысяч и побеждали, не щадя своей жизни во имя народного блага. Образы этих всесильных богатырей нередко совмещались в народном представлении со "святыми" посланцами божества - покровителями стад.

Но эти образы минувшего, известные и сегодняшним поколениям, одиноко маячат в веках, хотя об иных из них повествуют предания, возникшие более тысячи лет назад. Они поставлены над людьми, над массами, их всегда отделяет от возможностей обычных людей их исключительность. А сегодня простой советский человек в своем будничном, повседневном, труде далеко превзошел их. Превзошел и индивидуальной силой нового человека, и могучей силой множества, несметного множества своих соратников, подобных ему. Он превзошел сказочную силу легендарных героев прошлого, создал и создает ежедневно огромные богатства.

Много веков стучалась мысль народа в наглухо запертые от нее тайны земных недр. Отважный герой легенды при помощи магического слова открывал подземные кладовые и выносил на поверхность земли слиток золота с лошадиную голову или выводил к свету солнца заколдованную красавицу. Сегодня рудокоп ежедневно и просто спускается под землю и поднимает нагора несметные сокровища Каратау. И цена этим ежедневно выносимым на свет сокровищам далеко превосходит цену сказочного золотого слитка. Благодаря им возникают заводы с многотысячными коллективами рабочих, строятся прекрасные города.

Но для того, чтобы росли, ежедневно умножались несметные народные богатства, чтобы множились заводы и стада, чтобы на месте прежней Голодной степи цвели хлопковые поля, нужен повседневный трудовой творческий подвиг простого советского человека, нужно его светлое коммунистическое сознание, помогающее ему сделаться из одиночки, из человека для себя коллективистом, человеком для людей.

"Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу", - говорил Владимир Ильич Ленин.

Именно это высокое сознание общественной необходимости своего труда и становится основой трудовых героических подвигов советских людей.

Чабан одного из совхозов Шаульдерского района Толеген Бойтанов - один из тысяч чабанов - пас большую овечью отару. В один из зимних дней страшный ураган пустыни, поднимающий в воздух тучи песка, подхватил его отару и погнал ее в безлюдные пески Кызылкумов.

Пешим отправился пастух за своими овцами. Кони не выдерживают этого песчаного вихря, верблюды отстают от гонимых ветром овец, но человек в течение долгих восемнадцати дней не отставал от своей отары. Семь дней искали его товарищи, пешие и на верблюдах, и вернулись ни с чем. А он, кого товарищи считали уже погибшим, шел, только изредка останавливаясь со своим стадом на время затишья среди высоких барханов, питаясь мясом одной зарезанной им овцы, и вывел отару назад целой и невредимой через семнадцать дней.

Свидетели этой живой легенды - чабаны с увлечением рассказывают ее, разносят славу бескорыстного подвига далеко за пределы своего района. Но с не меньшим восторгом и гордостью говорят они о подобных подвигах пастушьих богатырей и из других, отдаленных от них районов, повествуют о женщине- чабане из Гурьевской области, шесть дней и шесть ночей боровшейся против бурана и спасшей отару, а вместе с тем и новую жизнь, своего будущего ребенка, которого она носила в себе. Рассказывают и о киргизском чабане, который, также спасая отару, четверо суток боролся со стихией - бушующим бураном и трое суток из них провел без крошки еды.

Так творится и идет из края в край новая правдивая богатырская легенда.

Многие народы знают предания о многоруком божестве, каждая из рук которого творит зло или благо, воплощая в себе определенное жизненное начало. Я вспомнил эти легенды, наблюдая красивую, поистине артистическую работу сборщицы хлопка Зульфии Исмаиловой из колхоза "Коммуна" Туркестанского района, собравшей однажды за день 511 килограммов хлопка при норме 80 килограммов за день. При взгляде на нее казалось, что у этой девушки не две, а множество рук, только все они в полном между собой согласии творят одно лишь благо. На помощь этой юной богатырше в ее героическом подвиге приходит на своем железном тулпаре - хлопкоуборочной машине - молодой покоритель полей Владимир Морозов, умножая сказочную мощь человеческих рук силой механизма.

Воля партии объединяет и ведет на подвиги миллионы простых людей, воспитанных в ясном сознании полного единства своих личных, общественных и народных интересов. Чувство семьи единой, включающей в себя людей многих национальностей, связывает их неразрывными узами братства.

Не могучие физические силы обусловливают возможность легендарных подвигов чабанов: ведь выстояла в шестидневном бою со стихией обыкновенная женщина.

Коммунистическое сознание, бескорыстное стремление к общественному благу вдохновляют простого советского человека, движут его побуждениями и руководят его поступками, когда он совершает свой ежедневный, будничный подвиг, творит живую легенду нового времени.

Коммунистическая партийность, определяя творческое отношение к труду, дает человеку силу и любовь к той жизни, которую он творит. Работая для народа, человек работает для себя и, творя для себя, творит для народа. И труд его восходит золотыми нивами хлебов, грудами плодов, шеренгами машин, молодыми счастливыми городами, поселками С зелеными садами, высокими школами, где учатся его дети, день ото дня поднимаясь на новые ступени культуры и знания.

Сила советского человека в том, что партия посеяла в его душе благодатное зерно коммунистического сознания.

Сила партии в том, что ее посевы всходят в миллионах душ простых людей.

Мухтар Ауезов

 

 

Бөлісу: