Деятели Русской культуры в Казахстане

4 Желтоқсан 2012, 09:26

  Культура Казахстана во второй половине XIX века Деятели Русской культуры в Казахстане Общая характеристика культуры. Культурное развитие Казахстана, вопреки реакционной колониальной политике царизма, происходило под могущественным влиянием передовой русской демократической культуры. Царская администрация из среды казахских феодалов готовила чиновников колониального аппарата. Эта формирующаяся феодально-байская интеллигенция, воспринявшая реакционную помещичье-дворянскую культуру, являлась проводником колониальной политики царизма и носителем реакционной патриархально-феодальной идеологии в Казахстане. Идеализируя отсталый патриархально-феодальный строй, феодально-байская интеллигенция защищала кочевой быт и патриархальщину и считала, что все изменения в хозяйстве и быте приведут к потере национальной самобытности и религиозной обособленности казахского народа. Эта служилая интеллигенция являлась орудием царизма. В то же время из толщи казахских народных масс начала выделяться демократическая интеллигенция, воспринимавшая прогрессивные идеи русской общественной мысли, русской культуры. В развитии культуры Казахстана огромное значение имели города, особенно Оренбург, Омск и Семипалатинск. В 1868 г. в Омске открылось Западно-Сибирское отделение Русского географического общества, в 1902 г. в Семипалатинске — подотдел этого же общества. Отделение Русского географического общества было создано и в Оренбурге. Росла, хотя и медленно, школьная сеть. К концу XIX в. в областных городах Казахстана открылись средние учебные заведения — мужские, женские гимназии, учительские семинарии. Население городов увеличивалось, часть казахского населения становилась горожанами. В связи с ростом переселения русских крестьян в Казахстан увеличивалось количество сел и деревень, усиливались культурные связи казахского населения с русским крестьянством. Большое значение в развитии культурных связей России с Казахстаном имела деятельность русских ученых на территории Казахстана и пребывание здесь русских политических ссыльных. Деятельность выдающихся просветителей казахского народа — Ч.Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева — проходила в тесном содружестве с русскими учеными, передовой русской интеллигенцией. Русские ученые в Казахстане. Во второй половине XIX в. успешно развивалась передовая русская наука. Получают развитие общественные науки. Материалистическая философия русских революционеров-демократов — А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова — серьезно двинула вперед развитие естественных наук. Крупнейшие ученые Н.А. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и другие сделали блестящие научные открытия в области естественных и точных наук. С большим успехом были проведены крупнейшие научные экспедиции в другие страны, изучалась обширная территория России с ее многонациональным народонаселением. Крупнейший ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский в 1856 —1857 и в 1888 гг. предпринял путешествие на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию. Он — первый из ученых, который установил отсутствие вулканов в Тянь-Шане. В его многочисленных трудах имеются сведения о географии, естественных богатствах Казахстана, истории и быте казахского народа. П.П. Тян-Шанский был участником кружка Петрашевского. Крупный и талантливый ученый П.П. Тян-Шанский оказал неоценимую помощь первому выдающемуся казахскому ученому Ч.Ч.Валиханову. Много сделал для изучения Казахстана географ И.В. Мушкетов. В результате многолетних исследований он дал географическую карту Средней Азии и опубликовал фундаментальный труд "Туркестан". В работах И. В. Мушкетова имеются также географические очерки отдельных районов Казахстана. И.В. Мушкетов создал школу геологов, в которой вырос А.А. Обручев, также вложивший много труда в изучение природных богатств Казахстана. Большая работа велась русскими учеными в области изучена истории, культуры и языка казахского народа. Известный востоковед И.Н. Березин в своих многочисленных трудах по классификации тюркских языков высказал соображения о формировании казахского языка. Востоковед В.В. Радлов в течение десяти лет путешествовал по Сибири, Алтаю и Туркестану, занимался этнографией и археологическими раскопками в Казахстане. По его инициативе был организован русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии. В его монументальном труде "Образцы народной литературы тюркских племен" был опубликован ряд казахских сказаний. Большую работу по изучению этнографии Казахстана провел и Т.Н. Потанин. Немалых успехов во второй половине XIX в. достигло изучение истории Казахстана. Несмотря на свою буржуазную ограниченность, ученые В.В. Бартольд, В.В. Вельяминов-Зернов, А. Венюков, JI. Мейер, М. Красовский, А.И. Добросмыслов, Н.А. Аристов, А. Харузин и другие своими исследованиями значительно обогатили русское во-стоковедение, в частности историческую литературу о Казахстане. Русские политические ссыльные в Казахстане. После отмены крепостного права в России широко развернулось революционно-демократическое движение во главе с великим революционером-демократом Н.Г. Чернышевским. В.И. Ленин отмечал, что "Падение крепостного права вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности". Царизм жестоко расправлялся с представителями революционного движения. Лучшие представители русского народа — революционные демократы — ссылались на каторгу или на долголетнее поселение в отдаленные районы, в том числе и в Казахстан. Однако жестокая расправа царизма с участниками революционного движения не только не ослабила его, а, наоборот, усилила. Политические ссыльные и в местах ссылки продолжали свою деятельность: пропагандировали демократические и революционные идеи. Русские революционеры с сочувствием и любовью относились к угнетенным народам окраин. Великие русские революционные демократы А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов ставили проблему национальных отношений и положения угнетенных "малых" народов как проблему широкого общественного значения. Свободу русского народа они связывали с признанием свободы других народов. А.И. Герцен считал, что союз народов России в борьбе с царизмом должен быть создан на основе демократического решения земельного вопроса и признания права народов на самоуправление. Статья Н.Г. Чернышевского "Национальная бестактность", опубликованная в 1861 г. в журнале "Современъник", являлась выражением яркого протеста против национально-колониальной политики самодержавия. Царизм прилагал все усилия, чтобы не допускать общения ссыльных русских революционеров с местным населением. Так, возвращение Н.Г. Чернышевского из якутской ссылки держалось в тайне, царское правительство боялось, чтобы народ не узнал, кого везут под конвоем. С 1847 по 1857 гг. в Казахстане отбывал ссылку великий украинский поэт, борец за свободу украинского народа Т.Г. Шевченко. Т.Г. Шевченко внимательно изучал жизнь и быт казахского народа. Несмотря на категорический запрет военной администрации заниматься стихосложением и живописью, он продолжал писать стихи, а также создал картины: "Казахская семья", "Казах на лошади", "Баксы", "Байгуши", "Мальчик топит печь" и другие, в которых реалистически, с большой теплотой запечатлены образы простых казахских людей, их быт. В ряде поэтических произведений поэта-демократа отразилось его резко отрицательное отношение к национально-колониальной политике царизма. В стихотворении "На поле, на воле", сравнивая украинскую природу с казахстанской, Шевченко писал: Здесь спокон века и доныне От нас таился край пустынный. А мы нашли-таки его, И в нем уже твердыни скроим, А скоро и могил настроим, — Всего наделаем, всего... В этом стихотворении Шевченко выражал горячее сочувствие угнетенному царизмом казахскому народу. В таком же духе написано и стихотворение "Валялся топор за дверями у бога": Верблюд заплачет, а кайсак Нахмурится и грустно взглянет На степь и на Кара-Бутак, Сингич-агач кайсак помянет, Тихонько спустится с горы И сгинет в глиняной пустыне. В пятидесятых годах в Омске и Семипалатинске отбывали каторгу и ссылку петрашевцы С.Ф. Дуров и Ф.М. Достоевский. С.Ф. Дуров оказал огромное влияние на формирование общественно-политических взглядов Ч.Ч. Валиханова, с которым сблизился, находясь в ссылке. Во второй половине XIX в. в Семипалатинске жила группа русских политических ссыльных; в их числе был последователь Чернышевского Е.П. Михаэлис. Великий поэт казахского народа Абай Кунанбаев, установив дружественные отношения с Михаэлисом, изучал русскую классическую литературу и политическую жизнь русского общества и, в свою очередь, помогал Михаэлису изучать историю и быт казахского народа. Так в разных городах и селах Казахстана русские политические ссыльные устанавливали связь с передовыми представителями казахского народа. В конце XIX в. в некоторые города Казахстана ссылались члены социал-демократических кружков, которые создали здесь первые марксистские кружки. §2. УЧЕНЫЙ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЧОКАН ВАЛИХАНОВ Идейное формирование Валиханова. Первым представителем демократической интеллигенции казахского народа, формировавшейся под влиянием передовой русской культуры, был ученый-просветитель Чокан Чингисович Валиханов. Чокан Валиханов родился в 1837 г. в семье старшего султана Кушмурунского округа Чингиса Валиханова. Три года Чокан учился в мектебе (школе), а в 1847 г. поступил в Омский кадетский корпус. Одаренный исключительными способностями, Чокан быстро освоился с учебной обстановкой. Он отличался большой начитанностью и любознательностью. Свободное от занятий время Чокан проводил со своими преподавателями, которые уделяли ему большое внимание. Так, инспектор класса, молодой артиллерийский капитан Ждан-Пушкин давал Чокану читать номера журнала "Современник". Преподаватель истории Гонсевский, подробно освещавший на занятиях историю французской революции конца XVLH в. и сочувствовавший ее деятелям, руководил внешкольными занятиями Валиханова. Преподаватель истории русской словесности Костылецкий рассказывал на уроках о статьях Белинского, проводил дополнительные занятия с Валихановым по русской литературе и арабскому языку. Они совместно обсуждали образцы казахского устного творчества. Географ Старков широко ознакомил Чокана с трудами русских путешественников. Таким образом, представления Валиханова о передовой русской общественной жизни сложились уже в стенах кадетского корпуса. Здесь же в нем пробудился интерес к науке. Г.Н. Потанин, который в те же годы учился в Омском кадетском корпусе, писал: "...когда Чокану было 14—15 лет, кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя и, быть может, ученого. Чокан много читал в то время. Чтение развивало в нем критические способности, приложением которых он удивлял нас. как в области нравственных вопросов, так и в области восточной филологии, которая становилась его специальностью". В 1853 г. Валиханов окончил кадетский корпус и был определен на службу в Сибирское линейное казачье войско, но затем получил назначение на должность адъютанта Западно-Сибирского генерал-губернатора. Во время своей службы он продолжал занятия по изучению истории, этнографии, географии Средней Азии и Казахстана; собрал большую библиотеку по востоковедению. В 1854 г. Валиханов познакомился с петрашевцем С.Ф. Дуровым, который после отбытия каторги в Омском остроге работал в областном управлении. Это знакомство имело большое значение для формирования общественно-политических взглядов Валиханова. С.Ф. Дуров в дружеских беседах с Валихановым разоблачал политику царизма и его местной администрации. История петрашевцев, их "идейный заговор" были известны Валиханову благодаря Дурову. В эти же годы Валиханов дружил с Ф.М. Достоевским, жившим после отбытия каторги в Семипалатинске. В одном из своих писем Валиханову Достоевский писал: "не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал России, что такое степь, ее значение и ваш народ относительно России, в то же время служить своей родине". Оживление общественной жизни в предреформенной России дало себя знать и в Омске. Передовая местная интеллигенция читала произведения Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, следила за общественным движением в центре. Вскоре в Омск приехал близкий знакомый Н.Г. Чернышевского Лободовский, окончивший Казанский университет, Капустин и другие, с которыми Ч.Ч. Валиханов также общался. В эти же годы через Омск проезжали освобожденные из ссылки декабристы и петрашевцы. Представления Валиханова о русской общественной жизни еще больше обогатились. Он увидел в России великую силу прогресса, воспринял демократические воззрения ее передовых общественных деятелей. Для укрепления и развития демократических убеждений Валиханова особенно важное значение имело его пребывание в Петербурге в 1861 г. Революционные события накануне реформы наглядно показали Валиханову две России: с одной стороны, Россию "Колокола" и "Современника", являвшихся глашатаями революционно-демократической идеологии, благодаря которым "идея свободы проникла всюду"; с другой стороны, Россию официального чиновного мира, окружавшую колеблющийся трон царя. Борющуюся за свободу прогрессивную, демократическую Россию Валиханов считал своей великой Родиной. Как отмечали современники, в 60-х годах Валиханов "следил за движением русской жизни, за обновлением ее, он читал лучшие журналы". В Петербурге Валиханов посетил Н.Г. Чернышевского. Эта встреча произвела на него сильное впечатление. Он отнесся к Чернышевскому как к другу угнетенных народов, выдающемуся деятелю демократической культуры русского народа. Об этой встрече он писал: "Какой замечательный человек этот Чернышевский и как хорошо он знает жизнь не только русских. Я после беседы с ним окончательно укрепился в том смысле, что мы без России пропадем, без русских — это без просвещения, в деспотии и темноте, без русских мы только Азия, и ничем другим без нее не можем быть. Чернышевский — это наш друг". С позиций демократической, передовой России Чокан Валиханов смотрел на исторические судьбы казахского народа, связывая их с судьбами великого русского народа. Вся деятельность Валиханова была подчинена этой основной цели. В 1861 г. Валиханов заболевает и возвращается к себе в аул для лечения, но здоровье его было подорвано. В 1865 г. Валиханов скончался. Мировоззрение Валиханова. Чокан Валиханов был первым казахским ученым-просветителем. В.И. Ленин раскрыл характерные черты просветительства, заключающиеся в непримиримой вражде "...к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области", в защите "...просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни...", в отстаивании "...интересов народных масс, главным образом крестьян...". Эти черты просветительства нашли свое выражение в трудах и деятельности Ч.Ч. Валиханова. Валиханов пропагандировал прогрессивную русскую культуру, беспощадно критиковал восточный деспотизм, отсталость культурной жизни в азиатских странах, в том числе и Казахстане, являвшихся результатом господства феодализма и развращающего, реакционного влияния ислама. Показательна в этом отношении статья Валиханова о деятельности одного из ханов Среднего жуза — Аблая. Статья об Аблае дает правдивую трактовку отдельных вопросов истории Казахстана и оценку личности Аблая. Автор правильно изображает внешнеполитическую обстановку того периода, когда Аблай принял русское подданство, его реакционную внутреннюю политику, его попытки разжечь межродовую вражду. Он писал: "Устный наказ его (Аблая) детям... обнаруживает общий характер его тамерлановской политики: он советует им никогда не решать вполне межродовых дел киргизских племен, ибо только несогласие и раздоры могут быть незыблемою опорою ханской власти". Валиханов был за ликвидацию ханской власти и ограничение власти феодальной аристократии. Высказывая свое мнение по вопросу административного управления в Казахстане, в одном из своих писем Валиханов писал: "Прежде было основание церемониться с киргизскою (казахскою) властью, теперь же, когда границы наши закреплены, можно положить конец их самоуправству и произволу и дать почувствовать им, что они не владельцы и что правительству нужен народ, а не султаны, ибо математически 100 вернее, полезнее, чем 10". Установление единого российского государственного управления в Казахстане Валиханов считал шагом вперед. Борясь за укрепление политических, экономических и культурных связей с Россией, Валиханов высказывал свои соображения о будущем административном устройстве Казахстана, он указывал, какой вред приносят действия колониальных чиновников и деспотизм казахской феодальной аристократии. Находясь в своем ауле, Валиханов в 1862 г. попытался служить в качестве старшего султана. По этому поводу он писал Ф.М. Достоевскому: "Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, каким может быть для них образованный султан-правитель. Они увидели бы, что человек истинно образованный не то, что русский чиновник, по действиям которого они составили свое мнение о русском воспитании. С этой целью я согласился быть выбранным в старшие султаны Атбасарского округа". Кандидатура Валиханова не была утверждена генерал-губернатором. Желая улучшить положение народных масс, Валиханов писал царской администрации записки об экономических и культурных запросах казахского народа, прося учесть их в новых законах. Так, в 1864 г., при подготовке проекта реформы суда биев, Валиханов подал "Записку о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства", в которой доказывал необходимость учета национальных особенностей страны и насущных нужд народа. Он писал: "Судьба миллиона людей, подающих несомненные надежды на гражданственное развитие, людей, которые считают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно, кажется, заслуживает большего внимания и большей попечительности в таких решительных вопросах, которые формулируются в шекспировском — быть или не быть. Отсутствие разумного самозащищения и всякого рода пассивности, по причине неразвитости, обязывает начальство в отношении нас быть чрезвычайно внимательным и крайне осторожным... Мнения султанов и биев еще менее заслуживают уважения, ибо интерес целой нации, по строгой справедливости, должен предпочитаться выгодам отдельного сословия". Здесь сказались его демократические убеждения. Он выступал против реакционной национальной политики царизма, обрекавшей "инородцев" на застой. Валиханов первый из казахов приобщился к общероссийскому демократическому движению, первый выступал против царизма и его колониальной политики в Казахстане. В своей критике царизма он исходил из взглядов великих русских просветителей — Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Критикуя реакционную колониальную политику царизма, Валиханов писал, что царизм и казахские феодалы совместно эксплуатируют народ, что они договариваются, как удобнее, лучше и больше грабить трудящиеся массы. В частности, описывая работу комиссии по подготовке проекта судебной реформы в Казахстане, он писал: "После взаимных уступок дело при посредстве старших султанов улаживалось таким образом, что бии не могли мешать управителям, управители — биям, а управители и бии — султанам. Почетные ордынцы — не чиновники — были на все согласны, ибо для них, для будущих кандидатов на все эти должности, того и нужно было, чтобы степные власти не мешали друг другу эксплуатировать простой народ". Валиханов понимал, что Новая организация управления Казахстаном закрепляет господство феодально-байской верхушки. Он писал: "Официальные выборы никогда не могут удовлетворить этим высшим условиям, а у нас же в степи выборы, под влиянием законов родового быта, в настоящее время ограничиваются одними родовыми интригами и служат только к удовлетворению тщеславия богатых киргиз и к обогащению русских чиновников, отлично умеющих в мутной воде рыбу ловить". Валиханов верил в силу взаимного экономического и культурного общения русского и казахского народов, в силу единства трудящихся, интересы которых он противопоставлял интересам эксплуататоров. Валиханов протестовал против политики царизма, направленной и на духовное закабаление казахского народа путем насаждения ислама и христианства. В своей официальной записке он писал: "Мы просим и требуем, чтобы правительство не покровительствовало религии, враждебной всякому знанию, и не вводило бы насильственно в степь теологических законов, основанных на страхе и побоях... О вреде мусульманского изуверства и вообще всякого религиозного фанатизма на социальное развитие народов мы считаем излишним распространяться. Известно, что в Европе преобладание теологического духа проявилось в народном развитии самым бедственным образом". Валиханов высказал замечательную идею о возможности перехода казахского народа кратчайшим путем к культурным достижениям человечества, минуя этап так называемой "византийщины", "татарщины", под которыми он разумел длительный период духовного застоя и мертвящего влияния религии. Он признавал развитие человеческого общества от низшей ступени к высшей и добивался того, чтобы ускорить прогрессивное развитие казахского народа путем проведения таких реформ, которые соответствовали материальным и духовным нуждам, его национальному характеру. Валиханов считал, что цель реформы заключается в устранении факторов, мешающих развитию общества, подчеркивал необходимость всесторонне изучить экономические, политические и культурные условия жизни народа, выступал за такую реформу, Которая бы отражала интересы народных масс, а не степных аристократов", "привилегированного класса", "султанов , "знатных киргиз". Общественно политические воззрения Валиханова для своего времени, несомненно, были передовыми. Его борьба за реформысвязана с основной задачей — сближением Казахстана с Россией. Несмотря на то, что Валиханов понимал противоположность реакционной политики царского правительства и стремлений русского народа, он, учитывая уровень развития казахского общества, стоял за проведение в Казахстане прогрессивных реформ. В тех условиях, когда султаны организовывали феодально-монархические восстания против России, Валиханов видел единственное спасение в установлении в Казахстане общероссийских государственных порядков. Он считал, что целостность казахского народа может быть сохранена лишь тогда, когда Казахстан будет в составе России. Отстаивая национальный суверенитет казахского Народа, он считал необходимым руководствоваться "тою истиною, что для нормального роста народа, на какой бы степени развития он ни стоял, необходимо: саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд". Следовательно, "реформизм" Валиханова вовсе не исключал права казахского народа на самостоятельное развитие, а Наоборот, предполагал возможность борьбы народа против насилий и гнета. Так Валиханов пытался применить идеи русской демократической мысли к современной ему казахской действительности. Валиханов воспринял взгляды великих русских материалистов 60-х годов. Он признавал материальность мира и материалистически объяснял законы развития природы. Однако в вопросах развития общественной жизни Ч. Валиханов материалистом не был. Он не понимал законов развития человеческого общества. Историческая ограниченность его воззрений сказалась, в частности, в идеализации патриархальщины. Высказывая правильные соображения об антинародной сущности подготовляемой реформы суда, Валиханов в то же время предлагал сохранить суд биев в его прежнем виде. Ограниченность философских и социально-политических воззрений Валиханова сказалась и в его практической общественной деятельности. Он мечтал стать просвещенным султаном и бороться против произвола колониальных властей и насилия казахских феодалов. Он не понимал того, что султанская должность обязывала бы его стать обычным царским чиновником, а феодалы, против которых он мечтал бороться, являлись бы его же избирателями и, конечно, потребовали бы от него соблюдения их интересов. Однако историческая ограниченность Ч. Валиханова не умаляет значения его научной и общественной деятельности в целом. Научная деятельность Валиханова. В 1856 г. Валиханов принял участие в экспедиции, направлявшейся в район озера Иссык-Куль, которая была снаряжена западно-сибирскими властями для изучения территории Киргизии. Об этой экспедиции Валиханов писал: "Эта первая русская экспедиция в течение 2-х месяцев успела обозреть северную часть озера Иссык-Куль и снять в двухверстном масштабе карту местности по его северному берегу до р. Аксу, по южному — до р. Зауке. Находясь при этой экспедиции, я посетил аул Баранбая, собрал несколько замечательных преданий и составил записку о "дикокаменных киргизах". Валиханов первый со слов киргизских певцов-сказителей записал отрывок киргизской народной поэмы "Манас" под названием "Смерть Кукотай-хана и его поминки", который вошел позднее в собрание его сочинений. Итоги работы этой экспедиции были изложены в "Очерках Джунгарии", опубликованных в "Записках Русского географического общества" в 1861году. Еще более подробные данные о киргизах приводились Валихановым в неопубликованной работе "Родоподразделение киргиз". В "Очерках Джунгарии" Валиханов, описывая современное ему состояние некоторых стран Востока, подчеркивал крайнюю отсталость их общественной и экономической жизни. "Средняя Азия, — писал он, — в настоящем своем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический кризис развития". Он резко критиковал "азиатщину", как воплощение социально-политической и культурной отсталости, и звал народы Востока к приобщению к передовой русской культуре. В том же году Валиханов три месяца прожил в китайском городе Кульдже. Наблюдая жизнь кульджинцев, он писал о тяжелой доле китайской бедноты. Молодой путешественник считал, что общественное устройство среднеазиатских ханств и Китая обрекает трудящихся на темноту и нищету. Материалы своего первого путешествия Валиханов показал П.П. Семенову-Тян-Шанскому, который в это время находился в Омске проездом. Встреча эта имела решающее значение для дальнейшей научной деятельности Валиханова. Семенов-Тян-Шанский исключительно внимательно отнесся к Чокану Валиханову, высоко оценил представленные им материалы и в дальнейшем постоянно оказывал ему помощь. В 1857 г. по рекомендации П.П. Семенова-Тян-Шанского 20-летний Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества. Передовые люди русской науки вывели первого казахского ученого на широкую дорогу науки. П.П. Семенов-Тян-Шанский советовал Чокану пополнить свое образование, он пригласил его в Петербург и принял самое горячее участие в организации путешествия Валиханова в Кашгарию, предпринятого в 1858 году. В те времена Кашгария (Восточный Туркестан) была неизученным краем. Сведения прежних путешественников устарели и не могли удовлетворять требованиям науки. Два европейских путешественника, добравшихся до Кашгарии в середине 50-х годов, погибли во время внутренних волнений в Кашгарии. П.П. Семенов-Тян-Шанский исследовал Иссык-Кульскую котловину; продолжая его маршрут, Валиханов через горы Тянь-Шаня проник в Кашгарию. Из десяти с половиной месяцев путешествия более половины он прожил в Кашгарии, ведя изыскания в области географии, истории, этнографии и современного экономического и политического положения этого края. В трудной, напряженной обстановке Валиханов занимался научными исследованиями. Благодаря этому путешествию имя его стало известным в ученом мире. Отчеты, опубликованные Валихановым в изданиях Русского географического общества в 1861 г., открыли завесу над неведомым, загадочным в то время краем — Восточным Туркестаном. Кроме отчетов, Валиханов написал большую научную статью "О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)" в 1858— 1859 гг. В этой статье он дал историко-географический очерк о Кашгарии. Статья эта была опубликована в 1861 г. Она переиздавалась и за рубежом. Валиханов составил глубоко научное описание горных переходов, торговых путей, флоры, фауны и населения этого края. В "Известиях Географического общества" в 1863 г. отмечалось, что "Валиханову принадлежит честь быть первым образованным, посетившим эти страны". Валиханов тщательно описывал особенности каждого осмотренного им района, его рельеф, почвы, климат, речные системы, отмечал хозяйственное значение отдельных районов, указывал памятники материальной культуры, собирал сведения об историческом прошлом народов, населявших эти районы, их обычаях, их образе жизни, о языке, культуре и т.д. Он собрал богатую геологическую, орнитологическую, этнологическую коллекции, а также коллекцию старых монет, найденных им в развалинах древнего Алмалыка. Особенно интересовался Валиханов жизнью народов, их историей и современным состоянием их экономики и культуры. Валиханов рассказывая в своих трудах о жизни и общественном устройстве народов Восточного Туркестана, писал: "Между дворянством и народом лежит неодолимая преграда. Дворянство отдалено от народа интересами, привилегиями и происхождением. Податный класс народа находится в Восточном Туркестане в самом жалком состоянии... Народ трудится, чтобы уплатить законные налоги, насытить корыстолюбие китайцев (чиновников) и беков, чтобы не умереть с голоду". Валиханов указывал на беспросветную нужду, которую терпели трудящиеся Восточного Туркестана в результате социального и колониального гнета феодалов и чиновников циньского императора. Путешествия в азиатские страны, изучение общественного строя азиатских государств дали Валиханову возможность сравнить уровень культуры и экономики этих стран с Россией. Он все больше убеждался в прогрессивном значении России и ее передовой культуры, в необходимости укрепления экономических и культурных связей казахского народа с Россией. Историческое значение деятельности Валиханова. В истории общественной и культурной жизни казахского народа Чокан Валиханов положил начало приобщению к передовой русской культуре и явился первым ее пропагандистом-просветителем. Восприняв передовые идеи великих русских демократов, он высказывал глубокие и оригинальные мысли применительно к казахской действительности, он явился основоположником демократического направления в истории казахской общественной мысли. Как ученый, Валиханов занял видное место среди передовых представителей науки своего времени. В его лице казахский народ внес первый крупный вклад в сокровищницу передовой науки. Валиханов — талантливый сын своей великой родины России и национальная гордость казахского народа. §3. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИБРАГИМ АЛТЫНСАРИН Развитие народного образования во второй половине XIX века. Народное просвещение в Казахстане в середине XIX в. было развито очень слабо. Царское правительство всячески ограничивало просвещение "простого народа" не только на окраинах, но и в самой России. Однако в 50-х годах, когда присоединение всей территории Казахстана к России шло к концу, возникла необходимость расширить сеть русских школ для казахов. Так, в 1850 г. в Оренбурге была открыта школа с семилетним обучением, которая являлась первой светской школой для казахского населения. Устав этой школы определил контингент учащихся — в школу принимались только дети казахов, которые "оказали услуги правительству или же известны по своей особенной ему преданности", т.е. дети служилой казахской феодальной верхушки. Школа эта просуществовала до 1868 г. В 1856 г. в Омске было открыто училище для русских и казахских детей, которое существовало до 1881 г. Число окончивших эти школы в целом не превышало ста человек. Рост промышленности, торговли и развитие городов в России после реформы 1861г. сопровождались общим подъемом культуры в стране. Увеличилось количество высших и средних учебных заведений. Изменился состав учащейся молодежи. Росла разночинная интеллигенция. Значительное развитие получила земская общественная школа. Развивалось народное образование и в Казахстане. В городах для русского населения открывались гимназии, прогимназии, училища и значительно выросло количество начальных школ. Большую роль в организации этих школ и других культурных учреждений сыграла передовая русская интеллигенция. Но царское правительство стремилось задержать развитие просвещения в стране. Характеризуя действия царизма в области просвещения, В.И. Ленин писал, что царизм действовал как "...величайший враг народного просвещения в России". Этим определялось и содержание реформы народного образования для казахского населения. Согласно Положению 1867—1868 гг. предполагалось устройство "русско-киргизских школ" в целях руссификации казахов. Однако, вопреки политике царского правительства, эти школы сыграли прогрессивную роль в развитии культуры казахского народа. Это произошло в результате идейного и культурного влияния на казахскую интеллигенцию передовой части русской интеллигенции, боровшейся против царской лжекультуры. Борьба двух культур в области образования, которая происходила в России, распространилась и на окраины, в частности на Казахстан. В противовес политике царизма, которая ставила культуру на службу интересов господствующих классов, русские революционеры-демократы и просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, проникнутые глубоким чувством патриотизма и любви к народу, проповедовали идеи служения народу и распространения подлинного просвещения. Передовая часть русских учителей в Казахстане руководствовалась просветительскими идеями прогрессивной, демократической России. Росла культурная связь между русским и казахским народами. Ярким свидетельством дружбы передовых русских и казахских педагогов является деятельность во второй половине XIX в. выдающегося казахского просветителя, педагога и поэта Ибрагима Алтынсарина. Идейное формирование Ибрагима Алтынсарина. Ибрагим Алтынсарин родился в 1841 г. в Убаганском районе Кустанайской области (по нынешнему административному делению). Еще в раннем детстве лишившись отца, он воспитывался в доме дяди, известного бия Балхожи Джамбуршина, который служил в Оренбургской пограничной комиссии в чине подполковника. Узнав о том, что в Оренбурге открывается школа для детей казахской феодальной верхушки, Балхожа определил в нее Ибрая. В Оренбургской казахской школе (школа была открыта 22 августа 1850 г.) преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, татарский язык, делопроизводство, труд, музыка и гимнастика. В уставе школы говорилось, что учителя "должны стараться, чтобы вверенные им дети не только без затруднения понимали их наставления, но и привыкли чувствовать всю важность своих будущих обязанностей к богу, к самим себе и ближним". С 1854 г., когда во главе пограничной комиссии стал известный ученый востоковед В.В. Григорьев, по его указанию вносятся изменения в бытовую обстановку школы: вместо мусульманских порядков — соблюдения мусульманских праздников, обязательного разговора на татарском языке, что считалось признаком "хорошего тона" — В.В. Григорьев ввел новые порядки, направленные на приобщение учащихся к русской культуре и усвоение русского языка. В школе устраивались литератур- номузыкальные вечера, что способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку и литературе. Ибрагим Алтынсарин был лучшим учеником школы. После окончания школы в 1857 г., до середины 1859 г. Ибрагим находился в ауле своего дяди Балхожи. С августа 1859 г. до середины 1860 г. он работал младшим письмоводителем Оренбургского областного управления. В 1860 г. по проекту В.В. Григорьева для казахов Оренбургского ведомства должны были быть открыты чет

 

Культура Казахстана во второй половине XIX века

Деятели Русской культуры в Казахстане

Общая характеристика культуры.

Культурное развитие Казахстана, вопреки реакционной колониальной политике царизма, происходило под могущественным влиянием передовой русской демократической культуры.

Царская администрация из среды казахских феодалов готовила чиновников колониального аппарата. Эта формирующаяся феодально-байская интеллигенция, воспринявшая реакционную помещичье-дворянскую культуру, являлась проводником колониальной политики царизма и носителем реакционной патриархально-феодальной идеологии в Казахстане. Идеализируя отсталый патриархально-феодальный строй, феодально-байская интеллигенция защищала кочевой быт и патриархальщину и считала, что все изменения в хозяйстве и быте приведут к потере национальной самобытности и религиозной обособленности казахского народа. Эта служилая интеллигенция являлась орудием царизма. В то же время из толщи казахских народных масс начала выделяться демократическая интеллигенция, воспринимавшая прогрессивные идеи русской общественной мысли, русской культуры.

В развитии культуры Казахстана огромное значение имели города, особенно Оренбург, Омск и Семипалатинск. В 1868 г. в Омске открылось Западно-Сибирское отделение Русского географического общества, в 1902 г. в Семипалатинске — подотдел этого же общества. Отделение Русского географического общества было создано и в Оренбурге. Росла, хотя и медленно, школьная сеть. К концу XIX в. в областных городах Казахстана открылись средние учебные заведения — мужские, женские гимназии, учительские семинарии. Население городов увеличивалось, часть казахского населения становилась горожанами. В связи с ростом переселения русских крестьян в Казахстан увеличивалось количество сел и деревень, усиливались культурные связи казахского населения с русским крестьянством.

Большое значение в развитии культурных связей России с Казахстаном имела деятельность русских ученых на территории Казахстана и пребывание здесь русских политических ссыльных. Деятельность выдающихся просветителей казахского народа — Ч.Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева — проходила в тесном содружестве с русскими учеными, передовой русской интеллигенцией.

Русские ученые в Казахстане.

Во второй половине XIX в. успешно развивалась передовая русская наука. Получают развитие общественные науки. Материалистическая философия русских революционеров-демократов — А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова — серьезно двинула вперед развитие естественных наук. Крупнейшие ученые Н.А. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и другие сделали блестящие научные открытия в области естественных и точных наук. С большим успехом были проведены крупнейшие научные экспедиции в другие страны, изучалась обширная территория России с ее многонациональным народонаселением.

Крупнейший ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский в 1856 —1857 и в 1888 гг. предпринял путешествие на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию. Он — первый из ученых, который установил отсутствие вулканов в Тянь-Шане. В его многочисленных трудах имеются сведения о географии, естественных богатствах Казахстана, истории и быте казахского народа. П.П. Тян-Шанский был участником кружка Петрашевского. Крупный и талантливый ученый П.П. Тян-Шанский оказал неоценимую помощь первому выдающемуся казахскому ученому Ч.Ч.Валиханову.

Много сделал для изучения Казахстана географ И.В. Мушкетов. В результате многолетних исследований он дал географическую карту Средней Азии и опубликовал фундаментальный труд "Туркестан". В работах И. В. Мушкетова имеются также географические очерки отдельных районов Казахстана. И.В. Мушкетов создал школу геологов, в которой вырос А.А. Обручев, также вложивший много труда в изучение природных богатств Казахстана.

Большая работа велась русскими учеными в области изучена истории, культуры и языка казахского народа.

Известный востоковед И.Н. Березин в своих многочисленных трудах по классификации тюркских языков высказал соображения о формировании казахского языка. Востоковед В.В. Радлов в течение десяти лет путешествовал по Сибири, Алтаю и Туркестану, занимался этнографией и археологическими раскопками в Казахстане. По его инициативе был организован русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии. В его монументальном труде "Образцы народной литературы тюркских племен" был опубликован ряд казахских сказаний. Большую работу по изучению этнографии Казахстана провел и Т.Н. Потанин.

Немалых успехов во второй половине XIX в. достигло изучение истории Казахстана. Несмотря на свою буржуазную ограниченность, ученые В.В. Бартольд, В.В. Вельяминов-Зернов, А. Венюков, JI. Мейер, М. Красовский, А.И. Добросмыслов, Н.А. Аристов, А. Харузин и другие своими исследованиями значительно обогатили русское во-стоковедение, в частности историческую литературу о Казахстане.

Русские политические ссыльные в Казахстане.

После отмены крепостного права в России широко развернулось революционно-демократическое движение во главе с великим революционером-демократом Н.Г. Чернышевским. В.И. Ленин отмечал, что "Падение крепостного права вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности".

Царизм жестоко расправлялся с представителями революционного движения. Лучшие представители русского народа — революционные демократы — ссылались на каторгу или на долголетнее поселение в отдаленные районы, в том числе и в Казахстан. Однако жестокая расправа царизма с участниками революционного движения не только не ослабила его, а, наоборот, усилила. Политические ссыльные и в местах ссылки продолжали свою деятельность: пропагандировали демократические и революционные идеи. Русские революционеры с сочувствием и любовью относились к угнетенным народам окраин. Великие русские революционные демократы А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов ставили проблему национальных отношений и положения угнетенных "малых" народов как проблему широкого общественного значения. Свободу русского народа они связывали с признанием свободы других народов. А.И. Герцен считал, что союз народов России в борьбе с царизмом должен быть создан на основе демократического решения земельного вопроса и признания права народов на самоуправление. Статья Н.Г. Чернышевского "Национальная бестактность", опубликованная в 1861 г. в журнале "Современъник", являлась выражением я

Бөлісу: