Русский путешественник, этнограф, фольклорист, публицист.

30 Қазан 2013, 09:28

Русский путешественник, этнограф, фольклорист, публицист Григорий Николаевич Потанин родился в 1835 году в станице Ямышевской Акмолинской области в семье казачьего офицера. Окончил Омский кадетский корпус, где учился вместе с Ч. Ч. Валихановым. Служа офицером, занялся изучением родного края. Большую роль в его судьбе сыграл П. П. Семенов-Тян-Шанский. При его содействии Г. Н. Потанин освободился от военной службы. В 1858 году Г. Н. Потанин поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Принимал активное участие в организации кружка для изучения Сибири и общественно-политической работы в нем. Здесь, в кружке сибирских студентов (Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шишков, Ф. Н. Усов и др.), зародилось сибирское областничество. В 60-е годы они выступили за революционную борьбу с самодержавием, за демократические свободы. В 1861 году Потанин за участие в студенческих волнениях был арестован и выслан в Сибирь. В 1874 году ему разрешили поселиться в Петербурге для подготовки к монгольской экспедиции. В последующие годы совершил ряд путешествий по малоизученным областям Сибири и Центральной Азии, где собрал обширные материалы по географии, ботанике, экономике и этнографии. Казахстанская тематика находилась в поле зрения исследователя всю его научную деятельность. За свою долгую жизнь Потанин написал немало о Казахстане. Если попытаться определить круг интересовавших его вопросов, то можно выделить такие основные проблемы: быт и культура казахов, казахско-русские взаимосвязи, крестьянское и казачье население Прииртышья и Алтая. В 1863 году Г. Н. Потанин, по рекомендации П. П. Семенова-Тян-Шанского, принял участие в экспедиции К.Струве на Зайсан. Если целью группы была съемка местности для составления подробных карт, то для Г. Н. Потанина - всестороннее изучение края. Весной 1863 года экспедиция прибыла в казачью станицу Кокпектинскую. Затем, в сопровождении проводника Тана Тлемисова, двинулась к озеру Марка-Коль. Г. Н. Потанин собирал гербарий. Но больше всего молодого путешественника интересовала жизнь населения. В свой отчет он внес "массу любопытнейших сведений о быте казахов", а также немало данных из архивных документов XVIII - начала XIX вв., использовав свои знания материалов Омского архива. Добравшись до озера Марка-Коль, он узнает, что живущие в этом районе казахские аулы рода Кожамбет имеют в Зайсанской долине небольшие посевы, а зимовки в горах, у озера. С интересом наблюдал Г. Н. Потанин каждый вечер рыбную ловлю, когда при свете факелов гонят рыбу вверх по реке к истоку, перегороженному неводами. И так несколько раз. Потом делят улов. Путешественник отмечает стремление казахов к оседлости, распространение у них русских орудий труда и предметов быта в результате торгового обмена: "Казаки, отправляясь на ловлю, берут с собой несколько товаров из кокпектинских лавок и променивают их киргизам на рыбу, продукты скотоводства и даже земледелия. Таким образом, стан их, у Бакланьего мыса, имел вид ярмарки. Этот характер еще увеличивается приездом крестьян, которые пробираются сюда по Нижнему Иртышу из Усть-Каменогорска..." Летом 1864 года К. Струве и Г. Н. Потанин продолжили работу. В совместном труде "Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 г. Карла Струве и Григория Потанина", опубликованном в 1867 г., они подробно осветили свое путешествие. Благодаря стараниям Григория Николаевича многие страницы занимает описание быта казахов (кочевка на джайляу, пословицы и поговорки, загадки, песни, сказки). К отчету приложены обнаруженные в Омском архиве сведения о горах Заир и Ирень-Хабирга, материалы о торговле Семипалатинска в конце 18 века). Г. Н. Потанин один из первых заговорил о взаимовлиянии русских крестьян и казахов. В "Заметках о Сибирском казачьем войске" он рассказывает о том, что в среде казаков казахский язык был разговорным. Кроме того, казаки усвоили многие местные обычаи. Особенно тесно взаимодействуют русские и казахи в районе станиц Коряковской и Ямышевской. Будучи еще казачьим офицером, Потанин часто засиживался в Омском архиве. Результатом его изысканий стали "Материалы для истории Сибири", напечатанные в 1866 г. В эту публикацию вошли, в основном, "пограничные дела", материалы о заселении и земледельческом освоении Казахстанского Прииртышья. Немало казахстанских сюжетов содержит публикация "Памятники сибирской истории 18 века". Последние 20 лет своей жизни Потанин провел в Иркутске, Красноярске и Томске, совершая летние поездки на Алтай, в Забайкалье и Киргизскую степь для сбора народных легенд, сказок, поверий, чтобы дополнить ими свои труды о восточной эпохе. Тесно соприкасаясь с местным населением, Г. Н. Потанин своим поведением и личными качествами, своими беседами содействовал пониманию населением черт русского народа, выступал защитником угнетенных народностей и популяризатором среди русского общества знаний о странах и населении Востока. Умер 30 июня 1920 года.

Русский путешественник, этнограф, фольклорист, публицист Григорий Николаевич Потанин родился в 1835 году в станице Ямышевской Акмолинской области в семье казачьего офицера. Окончил Омский кадетский корпус, где учился вместе с Ч. Ч. Валихановым. Служа офицером, занялся изучением родного края. Большую роль в его судьбе сыграл П. П. Семенов-Тян-Шанский. При его содействии Г. Н. Потанин освободился от военной службы.


В 1858 году Г. Н. Потанин поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Принимал активное участие в организации кружка для изучения Сибири и общественно-политической работы в нем.

Здесь, в кружке сибирских студентов (Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шишков, Ф. Н. Усов и др.), зародилось сибирское областничество. В 60-е годы они выступили за революционную борьбу с самодержавием, за демократические свободы. В 1861 году Потанин за участие в студенческих волнениях был арестован и выслан в Сибирь. В 1874 году ему разрешили поселиться в Петербурге для подготовки к монгольской экспедиции. В последующие годы совершил ряд путешествий по малоизученным областям Сибири и Центральной Азии, где собрал обширные материалы по географии, ботанике, экономике и этнографии.

Казахстанская тематика находилась в поле зрения исследователя всю его научную деятельность. За свою долгую жизнь Потанин написал немало о Казахстане. Если попытаться определить круг интересовавших его вопросов, то можно выделить такие основные проблемы: быт и культура казахов, казахско-русские взаимосвязи, крестьянское и казачье население Прииртышья и Алтая.

В 1863 году Г. Н. Потанин, по рекомендации П. П. Семенова-Тян-Шанского, принял участие в экспедиции К.Струве на Зайсан. Если целью группы была съемка местности для составления подробных карт, то для Г. Н. Потанина - всестороннее изучение края.

Весной 1863 года экспедиция прибыла в казачью станицу Кокпектинскую. Затем, в сопровождении проводника Тана Тлемисова, двинулась к озеру Марка-Коль. Г. Н. Потанин собирал гербарий. Но больше всего молодого путешественника интересовала жизнь населения. В свой отчет он внес "массу любопытнейших сведений о быте казахов", а также немало данных из архивных документов XVIII - начала XIX вв., использовав свои знания материалов Омского архива.

Добравшись до озера Марка-Коль, он узнает, что живущие в этом районе казахские аулы рода Кожамбет имеют в Зайсанской долине небольшие посевы, а зимовки в горах, у озера. С интересом наблюдал Г. Н. Потанин каждый вечер рыбную ловлю, когда при свете факелов гонят рыбу вверх по реке к истоку, перегороженному неводами. И так несколько раз. Потом делят улов.


Путешественник отмечает стремление казахов к оседлости, распространение у них русских орудий труда и предметов быта в результате торгового обмена: "Казаки, отправляясь на ловлю, берут с собой несколько товаров из кокпектинских лавок и променивают их киргизам на рыбу, продукты скотоводства и даже земледелия. Таким образом, стан их, у Бакланьего мыса, имел вид ярмарки. Этот характер еще увеличивается приездом крестьян, которые пробираются сюда по Нижнему Иртышу из Усть-Каменогорска..."

Летом 1864 года К. Струве и Г. Н. Потанин продолжили работу. В совместном труде "Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 г. Карла Струве и Григория Потанина", опубликованном в 1867 г., они подробно осветили свое путешествие. Благодаря стараниям Григория Николаевича многие страницы занимает описание быта казахов (кочевка на джайляу, пословицы и поговорки, загадки, песни, сказки). К отчету приложены обнаруженные в Омском архиве сведения о горах Заир и Ирень-Хабирга, материалы о торговле Семипалатинска в конце 18 века).

Г. Н. Потанин один из первых заговорил о взаимовлиянии русских крестьян и казахов. В "Заметках о Сибирском казачьем войске" он рассказывает о том, что в среде казаков казахский язык был разговорным. Кроме того, казаки усвоили многие местные обычаи. Особенно тесно взаимодействуют русские и казахи в районе станиц Коряковской и Ямышевской.

Будучи еще казачьим офицером, Потанин часто засиживался в Омском архиве. Результатом его изысканий стали "Материалы для истории Сибири", напечатанные в 1866 г. В эту публикацию вошли, в основном, "пограничные дела", материалы о заселении и земледельческом освоении Казахстанского Прииртышья. Немало казахстанских сюжетов содержит публикация "Памятники сибирской истории 18 века".

Последние 20 лет своей жизни Потанин провел в Иркутске, Красноярске и Томске, совершая летние поездки на Алтай, в Забайкалье и Киргизскую степь для сбора народных легенд, сказок, поверий, чтобы дополнить ими свои труды о восточной эпохе. Тесно соприкасаясь с местным населением, Г. Н. Потанин своим поведением и личными качествами, своими беседами содействовал пониманию населением черт русского народа, выступал защитником угнетенных народностей и популяризатором среди русского общества знаний о странах и населении Востока.

Умер 30 июня 1920 года.

Бөлісу: