24 Қазан 2013, 09:26
Философия и наука родственны друг другу ввиду их теоретического характера (теория по-гречески означает "созерцание"). Сферы их компетенции то перекрывалась, то разграничивались. Рассмотрим, как изменялась взаимоотношения философии и науки в хода истории. Здесь можно выделить три этапа.
Первый этап условно датируется УI - III вв. до н.э. В это время еще но существовало отдельных, специальных наук. Имелась лишь единая, сравнительно нерасчлененная совокупность всех научных (по характеру) знаний о мире, называвшаяся мудростью , или философией,
В IУ в. до н.э. Аристотель стал проводить деление между первой философией, которая учила о бытии как таковом, о первых началах сущего, и второй философией, куда входили математические, физические, биологические и другие знания. В I в. до н.э. сочинения Аристотеля были сведены воедино, и на первом месте поставили учение о природе - физику, а первая философия оказалась на втором месте, получив название "метафизика" (то, что идет за физикой). С тех пор это слово стало синонимом слова "философия".
С III в. до н.э. начинается второй этап, отмеченный формированием первых специальных наук, флагманом среди которых была математика. Значительных высот достигла также астрономия. Средние века затормозили этот процесс, развернувшийся в полную силу лишь в эпоху Возрождения и относительно завершившийся к середине XIX в. Это означало, что уже не все знания стали входить в философию, часть их перешла в ведение отдельных наук. Однако обособившиеся науки в своем большинстве еще не стали полностью самостоятельными. Они занимались в основном сбором, описанием и группировкой фактов, позднее - анализом изучаемых явлений, т.е. разложением их на составные части. Примером может служить ботаника с ее попытками классификации видов растений и деления каждого растения на корни, стебель, листья я т.п. Поскольку из фактов было еще недостаточно, ученые опасались делать (поспешные) обобщения, а значит, формулировать законы в своих областях. В этих условиях задача формулирования законов для всех (в принципе) наук осталась за философией, ставшей "наукой наук" ("царицей наук", "госпожой наук"). Недостаток фактов она пыталась компенсировать силой воображения и абстрактно-теоретического мышления. Та часть философии как науки наук, которая предписывала законы точным и естественным наукам, получила название "натурфилософия" (философия природы). Вот, к примеру, какое "логическое" определение тяжести давалось Г.Гегелем: "Тяжесть есть признание ничтожества вне-себя-бытия материи в ее для-себя-бытии". Натурфилософия сплошь и рядом подменяла действительные (но еще неизвестные) отношения между природными явлениями надуманно-фантастическими, но иногда высказывала и гениальные догадки, например, о связи между электричеством и магнетизмом. Знакомый с этой идеей физик Х.Н,Эрстед смог правильно истолковать наблюдавшееся в его эксперименте отклонение магнитной стрелки вблизи про-водника с током. Прежняя зависимость наук от философии оставила след в названии теоретической части этих наук, даже когда они .стали вполне самостоятельными. Так, труд И.Ньютона по механике назывался "Математические начала натуральной философии", труд К.Линнея -"Философия ботаники", труд Ж.-Б.Ламарка - "Философия зоологии" и т.д.
К середине XIX в. большинство наук достигло высокого уровня развития, в том числе в деле установления тесной связи между собой. Накопленный запас фактов, дополненный успехами экспериментирования, позволял уже уверенно делать обобщения и переходить от анализа к синтезу, т.е. к изучению явлений в единстве их частей. Науки осознали свое неотъемлемое право на формулирование собственных законов. Это выразилось в трех великих открытиях XIX в. в области естествознания: клеточной теория строения организмов, законе со-хранения и превращения энергии, эволюционном учении Ч.Дарвина о развитии; та-вой при-роды от простого - к сложному, путем естественного отбора. Это означало утрату философией своей роли как науки наук. Стали высказываться мнения о ее "смерти вообще", о ее не-способности в дальнейшем выполнять какую-либо полезную функцию.
Однако следует иметь в виду, что, кроме так или иначе ограниченных в своей общности законов, изучаемых специальными науками, миру присущи также наиболее общие законы, которые действуют во всех областях природы, общества и мышления. Как ни универсальна, скажем, математика, она все же рассматривает все явления с одной определенной, преимущественно количественной, стороны. Широкие философские обобщения основываются на учете всех сторон действительности и форм ее отражения в сознании. Таким образом, философию на этом третьем, продолжающемся до сих пор этапе можно определить как науку о наиболее общих законах всего сущего.
studentik.net