Формы выражения идеалов

24 Қазан 2013, 09:14

По отношению к прежней действительности идеалы неизбежно носят "нереальный", т.е. иллюзорный, "утопический" характер. Их "реальность" может быть оправдана лишь будущей действительностью. Однако и по отношению к последней они далеко не сразу приобретают подходящую для реализации форму. Вначале, когда будущая действительность выступает всего лишь в качестве отдаленной перспективы, и очертания ее лишь смутно угадываются, идеалы могут иметь, как правило, только религиозно-мифологическую форму, характеризуемую такой чертой, как фантастичность. Представления разных народов о "золотом вене" или о рае могут служить здесь достаточной иллюстрацией. Это не значит, что была вполне обоснованной резная критика религиозно-мифологического мировоззрения со стороны так называемого "научного атеизма", именовавшего его "опиумом народа" или "духовной сивухой". Вера в "сверхъестественное", присущая религии, выражает как раз, в конечном счете, именно устремленность к идеалу, хотя и довольно наивным и даже грубым образом. Первобытная религия с ее культом и мифами в "синкретическом" (нерасчлененном) виде со-держала зародыши всех более поздних форм отношения человека к миру, что особенно видно на примере проблемы происхождения искусства. Также и мораль вначале необходимо дол¬жна была иметь религиозную оболочку, а астрономии и химии, как известно, предшествовали астрология и алхимия. Таким образом, религиозно-мифологическое восприятие мира вовсе не стояло в стороне от магистральной линии умственно-культурного развития человечества, представляя собой его закономерный этап. И все же фантастичность этой первоначальной формы выражения идеалов несомненно препятствовала рациональным способам улучшения действительности, а попытки религии прямым образом навязать последней свои установки приводили сплошь .и рядом к губительным последствиям. Достаточно вспомнить практику массовых человеческих жертвоприношений. Поэтому требовалось перейти к следующей форме, в значительной мере преодолевающей прежнюю фантастичность, а потому более близкой к действительности. Такой формой явилась философия, заменившая олицетворение природных сил в образах антропоморфных богов мыслительными понятиями этих сил. В то же время в философии идеалы представлены в самом общем виде, что влечет такую ее характерную черту, как абстрактность (отвлеченность), означающую довольно значительную степень удаленности от действительности. Логичным шагом вперед на этом пути был бы, очевидно, переход я конкретности, каковая и выступает в качестве существенной черты очередных форм: науки, морали и искусства. Оперируя точным знанием фактов и законов, наука создает надежную возможность правильной ориентировки в окружающем мире. Мораль регулирует отношения между людьми таким образом, чтобы в них царило согласие, а соблюдение обеспечивающих это согласие норм поведения гарантировалось бы не внешним принуждением, а внутренним убеждением. Искусство воспроизводит в художественных образах все многообразие человеческих проблем. Но всем этим формам присуща идеальная приподнятость над повседневностью. Высоты науки остаются достоянием выдающихся умов, неукоснительно следуют всем моральным заповедям не столь уж многие, а искусство все-таки переносит нас в воображаемые миры. Необходимо дальнейшее "приземление". Эту задачу выполняет техника с ее отличительной чертой прикладности. Она претворяет научные истины в искусные приемы и хитроумные устройства, разрабатывает систему нравственного воспитания, снабжает художников материальными принадлежностями. Однако благодаря этому разве что мораль получает отчасти прямой выход в самую жизнь, а остальное по-прежнему нуждается для этой цели в посредствующем звене. Таковым оказывается "троица": экономика, право, политика. Их ведущим принципом является эффективность, результативность. Технические изобретения внедряются в производство, наиболее рациональным образом организуются взаимоотношения людей, связанные с их имуществом, личной безопасностью и т.п., строится система управления обществом. На первый взгляд может показаться, что на этом позволительно было Установиться. Но это не так. Конечным пунктом этого процесса следует, очевидно, считать такую ферму осуществления идеалов, которая доходит до каждого отдельного человека, становится его "микросредой", преображает его непосредственную жизнедеятельность. Имеется в виду, конечно, быт, так сказать, "интимная" сфера существования индивида с такой ее специфической чертой, как полезность. Полезность надо понимать в плане не только удовлетворения потребностей, но и развития способностей. Она деляна проявлять себя не только дома, но и на работе. Эта заключительная форма известна, конечно, всей. Знакомство с предыдущими фор-мами менее основательно, а нередко и просто поверхностно. Потому и им со стороны довольно многих не придается должного значения. Роль экономики оценивается с чисто потребительской точки зрения, принудительная функция правовых норм вызывает негативные эмоции, возможность влиять на политику путем участия в выборах не слишком привлекает. Философия и вовсе представляет собой terra incognita. А между тем даже домашние хозяйки должны понимать, что нынешний уровень их быта, на которой замыкаются их интересы, обеспечен всеми названными формами выражения идеалов и что будь, скажем, философия иной, то и он был бы иным. Впрочем, вопрос можно поставить и так: раз пенное в перспективном плане содержание, имеющееся в предыдущих формах, наследуется последующими, принимая в них более подходящий вид, не целесообразно ли просто удовлетвориться результатами, не интересуясь тем, что к ним привело? Что ж, по большей части так и происходит, но именно в силу ограниченности возможностей каждого индивида, его времени и ресурсов, а не в силу отсутствия требующей решения задачи. Дело в том, что первоначальные формы намечают широкое поле возможностей, лишь часть которых реализуется более поздними формами. Потому-то и говорят, что религия и философия занимаются "вечными" вопросам, а для техники фундаментальная наука всегда остается неисчерпаемым источником новых идей. Каждый человек, в принципе, способен, трудясь по своей специальности, приобщаться в той или иной степени и к "высоким материям", проходя в темпе индивидуальной жизни все стадии рассмотренного выше "метаморфоза" идеалов. Итогом станет его "духовное обогащение". studentik.net

По отношению к прежней действительности идеалы неизбежно носят "нереальный", т.е. иллюзорный, "утопический" характер. Их "реальность" может быть оправдана лишь будущей действительностью. Однако и по отношению к последней они далеко не сразу приобретают подходящую для реализации форму. Вначале, когда будущая действительность выступает всего лишь в качестве отдаленной перспективы, и очертания ее лишь смутно угадываются, идеалы могут иметь, как правило, только религиозно-мифологическую форму, характеризуемую такой чертой, как фантастичность. Представления разных народов о "золотом вене" или о рае могут служить здесь достаточной иллюстрацией. Это не значит, что была вполне обоснованной резная критика религиозно-мифологического мировоззрения со стороны так называемого "научного атеизма", именовавшего его "опиумом народа" или "духовной сивухой". Вера в "сверхъестественное", присущая религии, выражает как раз, в конечном счете, именно устремленность к идеалу, хотя и довольно наивным и даже грубым образом. Первобытная религия с ее культом и мифами в "синкретическом" (нерасчлененном) виде со-держала зародыши всех более поздних форм отношения человека к миру, что особенно видно на примере проблемы происхождения искусства. Также и мораль вначале необходимо дол¬жна была иметь религиозную оболочку, а астрономии и химии, как известно, предшествовали астрология и алхимия. Таким образом, религиозно-мифологическое восприятие мира вовсе не стояло в стороне от магистральной линии умственно-культурного развития человечества, представляя собой его закономерный этап.
И все же фантастичность этой первоначальной формы выражения идеалов несомненно препятствовала рациональным способам улучшения действительности, а попытки религии прямым образом навязать последней свои установки приводили сплошь .и рядом к губительным последствиям. Достаточно вспомнить практику массовых человеческих жертвоприношений. Поэтому требовалось перейти к следующей форме, в значительной мере преодолевающей прежнюю фантастичность, а потому более близкой к действительности. Такой формой явилась философия, заменившая олицетворение природных сил в образах антропоморфных богов мыслительными понятиями этих сил. В то же время в философии идеалы представлены в самом общем виде, что влечет такую ее характерную черту, как абстрактность (отвлеченность), означающую довольно значительную степень удаленности от действительности.
Логичным шагом вперед на этом пути был бы, очевидно, переход я конкретности, каковая и выступает в качестве существенной черты очередных форм: науки, морали и искусства. Оперируя точным знанием фактов и законов, наука создает надежную возможность правильной ориентировки в окружающем мире. Мораль регулирует отношения между людьми таким образом, чтобы в них царило согласие, а соблюдение обеспечивающих это согласие норм поведения гарантировалось бы не внешним принуждением, а внутренним убеждением. Искусство воспроизводит в художественных образах все многообразие человеческих проблем. Но всем этим формам присуща идеальная приподнятость над повседневностью. Высоты науки остаются достоянием выдающихся умов, неукоснительно следуют всем моральным заповедям не столь уж многие, а искусство все-таки переносит нас в воображаемые миры. Необходимо дальнейшее "приземление".
Эту задачу выполняет техника с ее отличительной чертой прикладности. Она претворяет научные истины в искусные приемы и хитроумные устройства, разрабатывает систему нравственного воспитания, снабжает художников материальными принадлежностями. Однако благодаря этому разве что мораль получает отчасти прямой выход в самую жизнь, а остальное по-прежнему нуждается для этой цели в посредствующем звене. Таковым оказывается "троица": экономика, право, политика.
Их ведущим принципом является эффективность, результативность. Технические изобретения внедряются в производство, наиболее рациональным образом организуются взаимоотношения людей, связанные с их имуществом, личной безопасностью и т.п., строится система управления обществом. На первый взгляд может показаться, что на этом позволительно было Установиться. Но это не так.
Конечным пунктом этого процесса следует, очевидно, считать такую ферму осуществления идеалов, которая доходит до каждого отдельного человека, становится его "микросредой", преображает его непосредственную жизнедеятельность. Имеется в виду, конечно, быт, так сказать, "интимная" сфера существования индивида с такой ее специфической чертой, как полезность. Полезность надо понимать в плане не только удовлетворения потребностей, но и развития способностей. Она деляна проявлять себя не только дома, но и на работе.
Эта заключительная форма известна, конечно, всей. Знакомство с предыдущими фор-мами менее основательно, а нередко и просто поверхностно. Потому и им со стороны довольно многих не придается должного значения. Роль экономики оценивается с чисто потребительской точки зрения, принудительная функция правовых норм вызывает негативные эмоции, возможность влиять на политику путем участия в выборах не слишком привлекает. Философия и вовсе представляет собой terra incognita. А между тем даже домашние хозяйки должны понимать, что нынешний уровень их быта, на которой замыкаются их интересы, обеспечен всеми названными формами выражения идеалов и что будь, скажем, философия иной, то и он был бы иным.
Впрочем, вопрос можно поставить и так: раз пенное в перспективном плане содержание, имеющееся в предыдущих формах, наследуется последующими, принимая в них более подходящий вид, не целесообразно ли просто удовлетвориться результатами, не интересуясь тем, что к ним привело? Что ж, по большей части так и происходит, но именно в силу ограниченности возможностей каждого индивида, его времени и ресурсов, а не в силу отсутствия требующей решения задачи. Дело в том, что первоначальные формы намечают широкое поле возможностей, лишь часть которых реализуется более поздними формами. Потому-то и говорят, что религия и философия занимаются "вечными" вопросам, а для техники фундаментальная наука всегда остается неисчерпаемым источником новых идей. Каждый человек, в принципе, способен, трудясь по своей специальности, приобщаться в той или иной степени и к "высоким материям", проходя в темпе индивидуальной жизни все стадии рассмотренного выше "метаморфоза" идеалов. Итогом станет его "духовное обогащение".

studentik.net

Бөлісу: