Популярной достопримечательностью стала мечеть (медресе) Калжан-ахуна в Кызылординской области (ФОТО

1 Қазан 2013, 04:55

                                Посещаемой людьми достопримечательностью стала после реставрации мечеть (медресе) Калжан-ахуна в Кызылординской области, - сообщает корреспондент Bnews.kz. В Жалагашском районе Кызылординской области реставрация мечети и при ней медресе Калжан-ахуна прошла согласно планово-реставрационному заданию Министерства культуры и информации РК в рамках государственной Программы «Культурное наследие». Работы вели сотрудники мастерской — филиала РГП «Казреставрация» по руководством директора филиала Биртая Бижанова. Калжан-ахун родился в 1862 году в Хивинском ханстве. Его отец, Болекбай, был из рода «табын» местечка Жаманкагалы (сейчас это территория Актюбинской области), но в молодости, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост. Скончался чиновник в возрасте 90 лет. Калжану, его сыну, тогда было тринадцать. Тем не менее, юноша получил прекрасное по тем временам образование. После начальных ступеней в медресе Хивы и Бухары, в 27 лет он закончил юридический факультет медресе Кукульдаш и получил звание «ахун», что означало ко всему прочему и принадлежность к числу выдающихся ораторов. В низовья Сырдарьи Калжан-ахун приехал по приглашению Кете Шумекей Ораз имама. Вся жизнь Калжан-ахуна была посвящена просветительской деятельности. Медресе, о котором идет речь, было построено в 1916 году, в едином комплексе с ней расположены также мечеть и дом, в котором просветитель проживал. Кстати, мечеть была построена даже немного раньше медресе. На старинном здании ее была обнаружена табличка – «1334 год хиджры». В переводе на общепринятое летоисчисление это 1913 год. Возведена была мечеть из жженого кирпича размером 27х14х7, скрепленного известковым раствором. Часть двора мечети занята айваном с михрабной нишей. В мечети имеются несколько захоронений, принадлежащих самому Калжан-ахуну и его семье. Рекогносцировка территории выявила в свое время сырцовые стены первого здания медресе, позже практически разрушившегося. Рядом с руинами сырцового медресе позже образовалось кладбище, на котором население близлежащих аулов хоронило своих близких. То медресе, которое отреставрировали – одноэтажное здание, имеющее традиционную планировку. Ориентировано оно главным фасадом на северо-запад, имеет широкий двор. Все помещения расположены по периметру. Фасадные помещения выложены из жженого кирпича, остальные – из сырцового. После революции, с 1917 по 1930 год медресе использовалось как школа-интернат, а в тридцатых годах, в период коллективизации его превратили в скотный двор. Во время Второй Мировой войны здесь снова открывают школу, местные жители говорят, что после на территории комплекса «мечеть-медресе Калжан-ахуна» размещали спецпереселенцев. До реставрации медресе было практически заброшенным зданием, хотя официально признано памятником истории и архитектуры еще в 1986 году. Последний ремонт до восстановления здесь был проведен в 1998 году силами местных жителей. Был полностью снят культурный слой вокруг медресе. Заложены кирпичами некоторые оконные и дверные проемы. Территорию вокруг медресе огородили металлическим забором, установили на входе постамент из бетона, подъездную территорию выложили бетонными плитами. Кстати, это, пожалуй, единственный случай, когда реконструктивная самодеятельность принесла, кроме вреда, и немного пользы. Те захоронения, что были прямо перед фасадом медресе, люди перенесли на кладбище, а, огородив территорию солидным забором, фактически поставили преграду и современным стихийным захоронениям. Реставраторам работа над объектом понравилась. Они вложили в него силу и душу. Место доброе, светлое – рассказывает Куаныш Токтамуратов, бригадир реставраторов. – Мы до этого работали над одним из мавзолеев в Кармакшы, так там история прямо мистическая произошла. Первоначально надо было расчистить мавзолей от мусора, убрать обрушенные части строения, но как только парни входили в него, откуда-то из-под хлама появлялась ядовитая змея, ложилась в центре руины и шипела на людей. Погибнуть от укуса твари никто не хотел, и тогда местные старики посоветовали нам позвать имама. Имам приехал, прочитал в мавзолее молитвы, попросил змею не мешать нам, объяснил, что мы хорошее дело делаем, и она нам больше не мешала. Грелась вблизи на солнышке, но к людям не подползала. А в мечети Калжан-ахуна реставраторы не боялись ночевать, несмотря на близость огромного кладбища и всякие там суеверия. Натягивали пологи от комаров и ложились спать прямо в центральном корпусе. Потому, что под крышей строения прилепили свои гнезда ласточки, а уж они с весьма опасными стражами легенд типа змей, скорпионов и сколопендр рядом не живут. После реставрации мечеть и медресе, расположенные у дороги, посещают не только паломники, но и проезжающие мимо путники. Сейчас старинное строение — это красивейшее здание и одна из самых интересных достопримечательностей в области.   Марьяна КАСИМОВА, фото автора.

               

               

Посещаемой людьми достопримечательностью стала после реставрации мечеть (медресе) Калжан-ахуна в Кызылординской области, - сообщает корреспондент Bnews.kz.

В Жалагашском районе Кызылординской области реставрация мечети и при ней медресе Калжан-ахуна прошла согласно планово-реставрационному заданию Министерства культуры и информации РК в рамках государственной Программы «Культурное наследие». Работы вели сотрудники мастерской — филиала РГП «Казреставрация» по руководством директора филиала Биртая Бижанова.

Калжан-ахун родился в 1862 году в Хивинском ханстве. Его отец, Болекбай, был из рода «табын» местечка Жаманкагалы (сейчас это территория Актюбинской области), но в молодости, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост. Скончался чиновник в возрасте 90 лет. Калжану, его сыну, тогда было тринадцать. Тем не менее, юноша получил прекрасное по тем временам образование. После начальных ступеней в медресе Хивы и Бухары, в 27 лет он закончил юридический факультет медресе Кукульдаш и получил звание «ахун», что означало ко всему прочему и принадлежность к числу выдающихся ораторов.

В низовья Сырдарьи Калжан-ахун приехал по приглашению Кете Шумекей Ораз имама. Вся жизнь Калжан-ахуна была посвящена просветительской деятельности. Медресе, о котором идет речь, было построено в 1916 году, в едином комплексе с ней расположены также мечеть и дом, в котором просветитель проживал. Кстати, мечеть была построена даже немного раньше медресе. На старинном здании ее была обнаружена табличка – «1334 год хиджры». В переводе на общепринятое летоисчисление это 1913 год. Возведена была мечеть из жженого кирпича размером 27х14х7, скрепленного известковым раствором. Часть двора мечети занята айваном с михрабной нишей. В мечети имеются несколько захоронений, принадлежащих самому Калжан-ахуну и его семье. Рекогносцировка территории выявила в свое время сырцовые стены первого здания медресе, позже практически разрушившегося. Рядом с руинами сырцового медресе позже образовалось кладбище, на котором население близлежащих аулов хоронило своих близких.

То медресе, которое отреставрировали – одноэтажное здание, имеющее традиционную планировку. Ориентировано оно главным фасадом на северо-запад, имеет широкий двор. Все помещения расположены по периметру. Фасадные помещения выложены из жженого кирпича, остальные – из сырцового.

После революции, с 1917 по 1930 год медресе использовалось как школа-интернат, а в тридцатых годах, в период коллективизации его превратили в скотный двор. Во время Второй Мировой войны здесь снова открывают школу, местные жители говорят, что после на территории комплекса «мечеть-медресе Калжан-ахуна» размещали спецпереселенцев. До реставрации медресе было практически заброшенным зданием, хотя официально признано памятником истории и архитектуры еще в 1986 году.

Последний ремонт до восстановления здесь был проведен в 1998 году силами местных жителей. Был полностью снят культурный слой вокруг медресе. Заложены кирпичами некоторые оконные и дверные проемы. Территорию вокруг медресе огородили металлическим забором, установили на входе постамент из бетона, подъездную территорию выложили бетонными плитами. Кстати, это, пожалуй, единственный случай, когда реконструктивная самодеятельность принесла, кроме вреда, и немного пользы. Те захоронения, что были прямо перед фасадом медресе, люди перенесли на кладбище, а, огородив территорию солидным забором, фактически поставили преграду и современным стихийным захоронениям.

Реставраторам работа над объектом понравилась. Они вложили в него силу и душу.

Место доброе, светлое – рассказывает Куаныш Токтамуратов, бригадир реставраторов. – Мы до этого работали над одним из мавзолеев в Кармакшы, так там история прямо мистическая произошла. Первоначально надо было расчистить мавзолей от мусора, убрать обрушенные части строения, но как только парни входили в него, откуда-то из-под хлама появлялась ядовитая змея, ложилась в центре руины и шипела на людей. Погибнуть от укуса твари никто не хотел, и тогда местные старики посоветовали нам позвать имама. Имам приехал, прочитал в мавзолее молитвы, попросил змею не мешать нам, объяснил, что мы хорошее дело делаем, и она нам больше не мешала. Грелась вблизи на солнышке, но к людям не подползала. А в мечети Калжан-ахуна реставраторы не боялись ночевать, несмотря на близость огромного кладбища и всякие там суеверия. Натягивали пологи от комаров и ложились спать прямо в центральном корпусе. Потому, что под крышей строения прилепили свои гнезда ласточки, а уж они с весьма опасными стражами легенд типа змей, скорпионов и сколопендр рядом не живут.

После реставрации мечеть и медресе, расположенные у дороги, посещают не только паломники, но и проезжающие мимо путники. Сейчас старинное строение — это красивейшее здание и одна из самых интересных достопримечательностей в области.



 

Марьяна КАСИМОВА, фото автора.
Бөлісу: