Премия Академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards, букв. Премия Академии, с 1940-х известная как «О́скар», англ. Oscar) — ежегодная кинопремия, традиционно вручающаяся в Лос-Анджелесе. Церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран в прямом эфире.
Непосредственно была задумана боссом студии MGM Луисом Б. Майером в 1929 году. С тех пор правила вручения и голосования постоянно менялись. Премия «Оскар» является самой старой премией в мире в области медиа.
Регламент выбора победителей неоднократно подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции. Невзирая на это, «Оскар» по сей день остаётся наиболее престижной кинопремией на планете. Победа в одной из номинаций — высшая точка в кинокарьере человека, олицетворение профессионального успеха.
Предыстория: Основание Академии
Идея о создании первой киноакадемии США возникла у могущественного главы компании Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Б. Майера в ноябре 1926 года. Основной причиной основания Академии стало объединение в союз всей киноиндустрии Америки, когда девять ключевых кинокомпаний страны и пять союзов подписали «Базовое соглашение киностудий» . Однако это соглашение относилось только к техническим работникам, креативные группы, режиссёры, сценаристы и актёры же всё ещё соблюдали условия стандартных контрактов.
Незадолго до того, как монтажёры, композиторы, художники-постановщики и прочие основали собственные гильдии, Майер решил вступить в дело, и в декабре 1926 года встретился с тремя лидерами отрасли: актёром Конрадом Нэйджелом режиссёром Фредом Нибло и главой Ассоциации кинопродюсеров США Фредом Битсоном. Все они задумали разработку организации, которая выступала бы посредником в различных трудовых конфликтах и усовершенствовала образ Голливуда во всём мире путём помощи офису Хейса в контролировании спорного контента на киноэкране.
При поддержке коллег, Майер назначил самого себя главой комитета по отбору членов будущей организации. 11 января 1927 года он пригласил 36 лидеров отрасли на официальное собрание в отеле «Амбассадор». Майер предложил назвать Академию «Международной», а в её состав утверждать только тех, кто сделал выдающийся вклад в искусство и науку кинопроизводства. Тем не менее, его адвокаты посоветовали убрать слово «Международная» из названия ассоциации. Вскоре Академия стала официально именоваться «Академией кинематографических искусств и наук».
4 мая 1927 года Академия стала легальной корпорацией. Произошло это, когда правительство штата Калифорния предоставило ей некоммерческий статус. Тогда же тридцать шесть её членов избрали первых должностных лиц: актёр Дуглас Фэрбенкс стал президентом, а сценарист Фрэнк Вудс — секретарём. За счёт собственной киностудии Майер созвал три сотни человек на банкет, организованный в отеле «Билтмор» . Там Фэрбенкс произнёс длительную речь, в ходе которой подчеркнул, что киноэкран и все зрители находятся под огромным и тревожным облаком цензуры и презрения.
Развитие «Отличительных наград»
Что же до «Оскара», который тогда назывался «Отличительными наградами» (англ. Merit Awards), то подготовка к первой церемонии шла полным ходом. Фэрбенкс заострил внимание членов Академии на том, что эта премия будет высочайшим достижением из тех, которых только можно достичь в кинопрофессии. В июле 1928 года комитет «Отличительных наград» предложил следующую систему голосования:
Каждый член будет голосовать в той номинации, к которой имеет отношение по долгу службы (актёр — в мужской и женской роли, режиссёр — в режиссёрской работе).
Коллегия судей из каждого профессионального отдела подсчитает голоса.
И, наконец, центральный совет судей с одним человеком от каждого профессионального отдела выберет победителей.
Сразу же возникли споры по поводу того, какого рода фильмы должны быть отмечены. Первым скандальным решением Академии было выдвинуть в нескольких номинациях одну из первых звуковых лент в мире, премьера которой произвела эффект разорвавшейся бомбы — «Певец джаза». На тот момент существовало две самых престижных категории, в каждой из которых «Певец джаза» не мог быть номинированным: «Лучшее производство» («наиболее выдающейся кинокартине, объединившей все лучшие элементы») и «Уникальное художественное исполнение» («лучшей продюсерской компании или отдельному продюсеру»).
15 февраля 1929 года, накануне первой церемонии вручения, центральный совет судей заседал всю ночь. В конце концов, они решили наградить статуэткой за уникальное художественное исполнение драму Кинга Видора «Толпа». Однако Луис Майер был категорически против ввиду слишком мрачного тона фильма. Кроме того, он боялся обвинений в фаворитизме, так как созданием «Толпы» занималась его MGM[. Он же предложил наградить картину Фридриха Мурнау (на тот момент уважаемого в Голливуде режиссёра) «Восход солнца». Судьи прислушались к Майеру и уже на следующий день, в специальном бюллетене, выпускаемом Академией, были опубликованы результаты голосования.
«Оскар»
Впервые слово «Оскар» было использовано на 6-й церемонии вручения премии. По сей день точно не известно, кто дал ей это прозвище. Версии разнятся:
Актриса Бетт Дэвис неоднократно заявляла, что она была первым человеком, кто прозвал статуэтку «Оскаром», так как она напоминала ей её тогдашнего супруга Хармона Оскара Нельсона.
Библиотекарша Маргарет Херрик позже принявшая на себя полномочия исполнительного секретаря Академии, рассказывала, что следующий случай произошёл с ней прямо в её первый день работы, в 1931 году. После того, как она впервые взяла в руки статуэтку, она посмотрела на неё очень пристально, и воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» (Оскар Пирс, на самом деле, был её вторым кузеном, а не дядей). Обозреватель Сидни Сколски, присутствовавший при этом, написал об этом в своей газете, в самом конце упомянув: «Сотрудники Академии ласково кличут свою знаменитую статуэтку „Оскаром“».
Однако, согласно Сколски, он был первым, использовавшим это слово по следующей причине: «Я устал писать о безликой статуэтке в своей статье. Я хотел дать парню имя, не только для того, чтобы было легче писать, но и дабы предоставить ему личность. Я подумал, что „Оскар“ не будет слишком величавым, коими являлись церемонии».
Сама статуэтка была создана скульптором Джорджем Стэнли, а её дизайн разработан художником-постановщиком кинокомпании MGM Седриком Гиббонсом. Гиббонс сделал набросок рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках обоюдоострый меч. В качестве модели он выбрал Эмилио Фернандеса. Пять отверстий на основании катушки представляли собой пять отделов Академии: продюсеров, сценаристов, режиссёров, актёров и техников. Поначалу «Оскары» печатались на листах, после чего изготавливались в золоте. Стэнли воплотил дизайн Гиббонса в глине, а Алекс Смит бросал статуэтки в олово и медь, после чего золотил. Статуэтка «Оскар» в высоте достигает 33 с половиной сантиметра и весит около трёх с половиной килограммов.
Премия Академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards, букв. Премия Академии, с 1940-х известная как «О́скар», англ. Oscar) — ежегодная кинопремия, традиционно вручающаяся в Лос-Анджелесе. Церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран в прямом эфире.
Непосредственно была задумана боссом студии MGM Луисом Б. Майером в 1929 году. С тех пор правила вручения и голосования постоянно менялись. Премия «Оскар» является самой старой премией в мире в области медиа.
Регламент выбора победителей неоднократно подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции. Невзирая на это, «Оскар» по сей день остаётся наиболее престижной кинопремией на планете. Победа в одной из номинаций — высшая точка в кинокарьере человека, олицетворение профессионального успеха.
Предыстория: Основание Академии
Идея о создании первой киноакадемии США возникла у могущественного главы компании Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Б. Майера в ноябре 1926 года. Основной причиной основания Академии стало объединение в союз всей киноиндустрии Америки, когда девять ключевых кинокомпаний страны и пять союзов подписали «Базовое соглашение киностудий» . Однако это соглашение относилось только к техническим работникам, креативные группы, режиссёры, сценаристы и актёры же всё ещё соблюдали условия стандартных контрактов.
Незадолго до того, как монтажёры, композиторы, художники-постановщики и прочие основали собственные гильдии, Майер решил вступить в дело, и в декабре 1926 года встретился с тремя лидерами отрасли: актёром Конрадом Нэйджелом режиссёром Фредом Нибло и главой Ассоциации кинопродюсеров США Фредом Битсоном. Все они задумали разработку организации, которая выступала бы посредником в различных трудовых конфликтах и усовершенствовала образ Голливуда во всём мире путём помощи офису Хейса в контролировании спорного контента на киноэкране.
При поддержке коллег, Майер назначил самого себя главой комитета по отбору членов будущей организации. 11 января 1927 года он пригласил 36 лидеров отрасли на официальное собрание в отеле «Амбассадор». Майер предложил назвать Академию «Международной», а в её состав утверждать только тех, кто сделал выдающийся вклад в искусство и науку кинопроизводства. Тем не менее, его адвокаты посоветовали убрать слово «Международная» из названия ассоциации. Вскоре Академия стала официально именоваться «Академией кинематографических искусств и наук».
4 мая 1927 года Академия стала легальной корпорацией. Произошло это, когда правительство штата Калифорния предоставило ей некоммерческий статус. Тогда же тридцать шесть её членов избрали первых должностных лиц: актёр Дуглас Фэрбенкс стал президентом, а сценарист Фрэнк Вудс — секретарём. За счёт собственной киностудии Майер созвал три сотни человек на банкет, организованный в отеле «Билтмор» . Там Фэрбенкс произнёс длительную речь, в ходе которой подчеркнул, что киноэкран и все зрители находятся под огромным и тревожным облаком цензуры и презрения.
Развитие «Отличительных наград»
Что же до «Оскара», который тогда назывался «Отличительными наградами» (англ. Merit Awards), то подготовка к первой церемонии шла полным ходом. Фэрбенкс заострил внимание членов Академии на том, что эта премия будет высочайшим достижением из тех, которых только можно достичь в кинопрофессии. В июле 1928 года комитет «Отличительных наград» предложил следующую систему голосования:
-
Каждый член будет голосовать в той номинации, к которой имеет отношение по долгу службы (актёр — в мужской и женской роли, режиссёр — в режиссёрской работе).
-
Коллегия судей из каждого профессионального отдела подсчитает голоса.
-
И, наконец, центральный совет судей с одним человеком от каждого профессионального отдела выберет победителей.
Сразу же возникли споры по поводу того, какого рода фильмы должны быть отмечены. Первым скандальным решением Академии было выдвинуть в нескольких номинациях одну из первых звуковых лент в мире, премьера которой произвела эффект разорвавшейся бомбы — «Певец джаза». На тот момент существовало две самых престижных категории, в каждой из которых «Певец джаза» не мог быть номинированным: «Лучшее производство» («наиболее выдающейся кинокартине, объединившей все лучшие элементы») и «Уникальное художественное исполнение» («лучшей продюсерской компании или отдельному продюсеру»).
15 февраля 1929 года, накануне первой церемонии вручения, центральный совет судей заседал всю ночь. В конце концов, они решили наградить статуэткой за уникальное художественное исполнение драму Кинга Видора «Толпа». Однако Луис Майер был категорически против ввиду слишком мрачного тона фильма. Кроме того, он боялся обвинений в фаворитизме, так как созданием «Толпы» занималась его MGM[. Он же предложил наградить картину Фридриха Мурнау (на тот момент уважаемого в Голливуде режиссёра) «Восход солнца». Судьи прислушались к Майеру и уже на следующий день, в специальном бюллетене, выпускаемом Академией, были опубликованы результаты голосования.
«Оскар»
Впервые слово «Оскар» было использовано на 6-й церемонии вручения премии. По сей день точно не известно, кто дал ей это прозвище. Версии разнятся:
-
Актриса Бетт Дэвис неоднократно заявляла, что она была первым человеком, кто прозвал статуэтку «Оскаром», так как она напоминала ей её тогдашнего супруга Хармона Оскара Нельсона.
-
Библиотекарша Маргарет Херрик позже принявшая на себя полномочия исполнительного секретаря Академии, рассказывала, что следующий случай произошёл с ней прямо в её первый день работы, в 1931 году. После того, как она впервые взяла в руки статуэтку, она посмотрела на неё очень пристально, и воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» (Оскар Пирс, на самом деле, был её вторым кузеном, а не дядей). Обозреватель Сидни Сколски, присутствовавший при этом, написал об этом в своей газете, в самом конце упомянув: «Сотрудники Академии ласково кличут свою знаменитую статуэтку „Оскаром“».
-
Однако, согласно Сколски, он был первым, использовавшим это слово по следующей причине: «Я устал писать о безликой статуэтке в своей статье. Я хотел дать парню имя, не только для того, чтобы было легче писать, но и дабы предоставить ему личность. Я подумал, что „Оскар“ не будет слишком величавым, коими являлись церемонии».
Сама статуэтка была создана скульптором Джорджем Стэнли, а её дизайн разработан художником-постановщиком кинокомпании MGM Седриком Гиббонсом. Гиббонс сделал набросок рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках обоюдоострый меч. В качестве модели он выбрал Эмилио Фернандеса. Пять отверстий на основании катушки представляли собой пять отделов Академии: продюсеров, сценаристов, режиссёров, актёров и техников. Поначалу «Оскары» печатались на листах, после чего изготавливались в золоте. Стэнли воплотил дизайн Гиббонса в глине, а Алекс Смит бросал статуэтки в олово и медь, после чего золотил. Статуэтка «Оскар» в высоте достигает 33 с половиной сантиметра и весит около трёх с половиной килограммов.