Шотокан-рю

18 Қыркүйек 2013, 09:26

Шотокан-рю – крупнейший стиль японского каратэ, был создан в 30-х годах прошлого века ближайшими учениками и сыновьями Фунакоси Гитина. Таким образом, тот Шотокан, который мы знаем сегодня, есть детище таких мастеров, как Фунакоси Йоситака, Накаяма Масатоси, Эгами Сигеру, Хирониси Генсин, Обата Исао, Хироси Ногути. В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу. Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Шотокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и наисовременнейшие приемы спортивного раздела каратэ-до. Шотокан - самый академичный из классических японских стилей, фактически является "азбукой" каратэ-до. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей: Во-первых, этот стиль каратэ-до требует хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи, Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр - тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 "звериных" стилей. Одним из них был стиль тигра, - c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой, предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей. В Шотокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, - полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу иМацумуры, они же стали обязательными и в Шотокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа. Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать: • правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию ки; • своевременность действия; • контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приема; • развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока; В-третьих, обширная программа обучения, недаром Шотокан называют "Азбукой каратэ-до": необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) - основа тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется: • выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек; • вращательным "щелчковым" движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках: • своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности. Формирование психофизических характеристик каратэка идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность. "Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости." Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели - прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника. Философия Шотокан проста: Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Основное оружие - мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: "Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной". К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Шотокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип "иккэн-хисацу" (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: "Каратэ ни сэн тэ нас ли" - "Каратэ: атака не имеет преимущества". Более широкое толкование означает: "Каратэ не есть оружие агрессии". Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Шотокане обязательно начинаются с блокирующего движения. Важнейшее место в системе тренинга Шотокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения - ката. Шотокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более "тяжелые" и "силовые" ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения. Всего в Шотокан изучают более двух десятков основных ката: • Тайкеку 1-3. "Великий Предел". Созданы в 40-х годах Г.Фунакоси. Предназначены для развития силы и координации. • Хэйан 1-5. "Мир и покой". В Сюри-Тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пин-ан. Под таким названием они изучаются в Вадо-Рю, Сито-Рю, Киокушинкай и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката. • Тэкки 1-3. "Железный всадник". Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Серэй-рю. Тэкки Седан - исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях. • Бассай-дай. "Преодоление преграды" или "Взятие крепости". Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-Рю, Сито-Рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Автор неизвестен. Мощная и динамичная ката. • Бассай-Се. Создана Итосу. Практикуется только в Шотокан. • Канку-дай. "Созерцание небес". Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-се в Шотокане, Кусянку в Вадо-Рю, Сихана-Кусянку в Сюри-Тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пин-ан). Любимая ката мастера Фунакоси. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Шотокана. • Канку-се. Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Шотокане. • Эмпи. "Полет ласточки". Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-Рю, Серин-Рю и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до. • Сотин. "Великое умиротворение" или "непоколебимость". Ранее называлась Хакко. Изучается только в Шотокане и Сито-Рю. Происхождение и автор неизвестны. • Мэйке. "Созерцание в зеркале". Прежнее название Рохай. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Г.Фунакоси. • Дзион. Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Шотокане и Вадо-Рю. • Дзи'ин. Еще одна ката из Томари-тэ. Фунакоси называл ее Соке. Модифицирована Итосу. • Дзюттэ. "Десять рук". Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. • Хэнгэтсу. "Полумесяц". Мастер Фунакоси называл ее Сэйсан в книге "Рюкю кэмпо: каратэ". Единственная энергетическая ката в Шотокане. Происходит из Наха-тэ. • Ганкаку. "Журавль на утесе". Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Серэй-Рю. Изучается также в Сито-Рю. В Шотокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до. • Чинтэ. "Редкая рука". Фунакоси называл ее Сеин. Изучается в Сито-Рю. Сэнсэй Канадзава относит ее к ката защитных действий. Происходит из Китая. • Нидзюсихо. "24 шага". В Сито-Рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-Рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. • Ванкан. Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-Рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Шотокане. • Унсу. "Облачная рука" или "Руки, раздвигающие облака". Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается и в Сито-Рю. • Годзюсихо - (дай и се)."54 шага". Фунакоси называл ее Хотаку. В Сито-Рю называется Усэси. Любимейшая ката мастера К.Тоямы. Шотокан сегодня, - крупнейший из японских стилей каратэ. Достаточно сказать, что в Японии его изучает 30% всех занимающихся. Имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Шотокан: • ITKF - многостилевая организация традиционного каратэ, возглавляемая Нисиямой. • ISKF - Международная Федерация Шотокан Каратэ-до, лидер - Оказаки Тэруюки, главный офис в Филадельфии. • SKIF - Международная Федерация Шотокан Каратэ-до, лидер - Хироказу Канадзава, главный офис в Токио. • WSKF - Всемирная Федерация Шотокан каратэ-до, насчитывает в своих рядах более 100 стран, проводит чемпионаты Мира и Европы, другие соревнования. Президент Камианаги 9 дан, шеф-инструктор Хитоши Касуя 8 дан, главный офис в Токио. • ESKA/WSKA - организация, возглавляемая Ч. Нейлором (Великобритания), технический советник - Еноэда. • JKA - Японская ассоциация каратэ, имеющая филиалы по всему миру. Периодически проводит Кубок Сето, - который можно приравнять к чемпионату Мира, и клубные соревнования мирового уровня. • GKF - в Японии - JKA и независимые мастера Шотокан, признанные государством. • FSKA - Ассоциация Фунакоси Шотокан Карате, глава Фунакоси Кеннет. Виднейшие мастера: Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоси Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.   При явном единстве базовой техники, различие школ и стилей каратэ сводятся к характеру исходных стоек, постановке того или иного удара, степени использования бедер при ударе и уходе, способу маневрирования, числу прыжков и звучанию боевого клича (киай). Кроме того, некоторые школы и стили, отстаивающие ценность спортивного каратэ, пропагандируют бесконтактный спаринг с ограниченным контактом или спаринг в защищенном снаряжении. Тактика различных школ и стилей каратэ в основе своей едина и сводится к применению комбинаций ударов и блоков в сочетании с подсечками и бросками. Для бросков чаще всего используются болевой захват руки в запястье или локте, задняя подножка с фронтальным ударом, перебрасывание через колено с приседанием и т.п. Кроме того, в некоторых школах каратэ используют подхват обеими руками за щиколотки противника в нырке, бросок с обхватом бедер после серии подготовительных ударов и даже бросок через бедро с подворотом, характерный для дзюдо. Методика обучения в различных школах каратэ, по сути дела, также одна и также. Первый этап - постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. На этом же этапе закладываются основы духовной и морально-волевой подготовки учеников. Второй этап - разучивание комбинаций (рэндзоку-ваза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском и овладение комплексами формальных упражнений (ката). На этом этапе предполагается активный духовный рост, способствующий достижению совершенства. Третий этап - участие занимающихся в свободных поединках, выработка их индивидуального почерка и оттачивания мастерства. Важное место на этом этапе занимает психологическая подготовка. Четвертый этап - совершенствование в духовной сфере. Начиная с этого этапа для большинства занимающихся каратэ становится основной профессией, смыслом жизни, а сами они становятся носителями духовной мудрости и мастерства каратэ. karate.by

Шотокан-рю – крупнейший стиль японского каратэ, был создан в 30-х годах прошлого века ближайшими учениками и сыновьями Фунакоси Гитина. Таким образом, тот Шотокан, который мы знаем сегодня, есть детище таких мастеров, как Фунакоси Йоситака, Накаяма Масатоси, Эгами Сигеру, Хирониси Генсин, Обата Исао, Хироси Ногути.

В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу.

Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Шотокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и наисовременнейшие приемы спортивного раздела каратэ-до.

Шотокан - самый академичный из классических японских стилей, фактически является "азбукой" каратэ-до. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей:

Во-первых, этот стиль каратэ-до требует хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи, Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр - тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 "звериных" стилей. Одним из них был стиль тигра, - c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой, предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей.

В Шотокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, - полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу иМацумуры, они же стали обязательными и в Шотокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.

Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать:

• правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию ки;

• своевременность действия;

• контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приема;

• развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;

В-третьих, обширная программа обучения, недаром Шотокан называют "Азбукой каратэ-до": необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) - основа тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:

• выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;

• вращательным "щелчковым" движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках:

• своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.

Формирование психофизических характеристик каратэка идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.

"Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости."

Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели - прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника.

Философия Шотокан проста:

Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Основное оружие - мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: "Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной". К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле.

Поэтому последователи Шотокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип "иккэн-хисацу" (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: "Каратэ ни сэн тэ нас ли" - "Каратэ: атака не имеет преимущества". Более широкое толкование означает: "Каратэ не есть оружие агрессии". Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до.

Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Шотокане обязательно начинаются с блокирующего движения.

Важнейшее место в системе тренинга Шотокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения - ката.

Шотокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более "тяжелые" и "силовые" ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения.

Всего в Шотокан изучают более двух десятков основных ката:

• Тайкеку 1-3. "Великий Предел". Созданы в 40-х годах Г.Фунакоси. Предназначены для развития силы и координации.

• Хэйан 1-5. "Мир и покой". В Сюри-Тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пин-ан. Под таким названием они изучаются в Вадо-Рю, Сито-Рю, Киокушинкай и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.

• Тэкки 1-3. "Железный всадник". Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Серэй-рю. Тэкки Седан - исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях.

• Бассай-дай. "Преодоление преграды" или "Взятие крепости". Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-Рю, Сито-Рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Автор неизвестен. Мощная и динамичная ката.

• Бассай-Се. Создана Итосу. Практикуется только в Шотокан.

• Канку-дай. "Созерцание небес". Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-се в Шотокане, Кусянку в Вадо-Рю, Сихана-Кусянку в Сюри-Тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пин-ан). Любимая ката мастера Фунакоси. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Шотокана.

• Канку-се. Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Шотокане.

• Эмпи. "Полет ласточки". Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-Рю, Серин-Рю и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до.

• Сотин. "Великое умиротворение" или "непоколебимость". Ранее называлась Хакко. Изучается только в Шотокане и Сито-Рю. Происхождение и автор неизвестны.

• Мэйке. "Созерцание в зеркале". Прежнее название Рохай. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Г.Фунакоси.

• Дзион. Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:

1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;

2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Шотокане и Вадо-Рю.

• Дзи'ин. Еще одна ката из Томари-тэ. Фунакоси называл ее Соке. Модифицирована Итосу.
• Дзюттэ. "Десять рук". Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации.

• Хэнгэтсу. "Полумесяц". Мастер Фунакоси называл ее Сэйсан в книге "Рюкю кэмпо: каратэ". Единственная энергетическая ката в Шотокане. Происходит из Наха-тэ.

• Ганкаку. "Журавль на утесе". Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Серэй-Рю. Изучается также в Сито-Рю. В Шотокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.

• Чинтэ. "Редкая рука". Фунакоси называл ее Сеин. Изучается в Сито-Рю. Сэнсэй Канадзава относит ее к ката защитных действий. Происходит из Китая.

• Нидзюсихо. "24 шага". В Сито-Рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-Рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу.

• Ванкан. Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-Рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Шотокане.

• Унсу. "Облачная рука" или "Руки, раздвигающие облака". Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается и в Сито-Рю.

• Годзюсихо - (дай и се)."54 шага". Фунакоси называл ее Хотаку. В Сито-Рю называется Усэси. Любимейшая ката мастера К.Тоямы.

Шотокан сегодня, - крупнейший из японских стилей каратэ. Достаточно сказать, что в Японии его изучает 30% всех занимающихся. Имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Шотокан:

• ITKF - многостилевая организация традиционного каратэ, возглавляемая Нисиямой.

• ISKF - Международная Федерация Шотокан Каратэ-до, лидер - Оказаки Тэруюки, главный офис в Филадельфии.

• SKIF - Международная Федерация Шотокан Каратэ-до, лидер - Хироказу Канадзава, главный офис в Токио.

• WSKF - Всемирная Федерация Шотокан каратэ-до, насчитывает в своих рядах более 100 стран, проводит чемпионаты Мира и Европы, другие соревнования. Президент Камианаги 9 дан, шеф-инструктор Хитоши Касуя 8 дан, главный офис в Токио.

• ESKA/WSKA - организация, возглавляемая Ч. Нейлором (Великобритания), технический советник - Еноэда.

• JKA - Японская ассоциация каратэ, имеющая филиалы по всему миру. Периодически проводит Кубок Сето, - который можно приравнять к чемпионату Мира, и клубные соревнования мирового уровня.

• GKF - в Японии - JKA и независимые мастера Шотокан, признанные государством.

• FSKA - Ассоциация Фунакоси Шотокан Карате, глава Фунакоси Кеннет.

Виднейшие мастера: Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоси Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.

 

При явном единстве базовой техники, различие школ и стилей каратэ сводятся к характеру исходных стоек, постановке того или иного удара, степени использования бедер при ударе и уходе, способу маневрирования, числу прыжков и звучанию боевого клича (киай). Кроме того, некоторые школы и стили, отстаивающие ценность спортивного каратэ, пропагандируют бесконтактный спаринг с ограниченным контактом или спаринг в защищенном снаряжении.

Тактика различных школ и стилей каратэ в основе своей едина и сводится к применению комбинаций ударов и блоков в сочетании с подсечками и бросками. Для бросков чаще всего используются болевой захват руки в запястье или локте, задняя подножка с фронтальным ударом, перебрасывание через колено с приседанием и т.п. Кроме того, в некоторых школах каратэ используют подхват обеими руками за щиколотки противника в нырке, бросок с обхватом бедер после серии подготовительных ударов и даже бросок через бедро с подворотом, характерный для дзюдо.

Методика обучения в различных школах каратэ, по сути дела, также одна и также. Первый этап - постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. На этом же этапе закладываются основы духовной и морально-волевой подготовки учеников. Второй этап - разучивание комбинаций (рэндзоку-ваза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском и овладение комплексами формальных упражнений (ката). На этом этапе предполагается активный духовный рост, способствующий достижению совершенства. Третий этап - участие занимающихся в свободных поединках, выработка их индивидуального почерка и оттачивания мастерства. Важное место на этом этапе занимает психологическая подготовка. Четвертый этап - совершенствование в духовной сфере. Начиная с этого этапа для большинства занимающихся каратэ становится основной профессией, смыслом жизни, а сами они становятся носителями духовной мудрости и мастерства каратэ.

karate.by

Бөлісу: