Наконечники, подковы, пластины

16 Қыркүйек 2013, 09:12

Найдено довольно много бронзовых копейных наконечников и подтоков. Однако они могли изготовляться и из железа - как и мечи, и кинжалы. Несколько обнаруженных в гробницах копий остались в том же положении, в каком их туда поместили. Это предоставило ученым возможность измерить длину копий (поскольку древко не сохранилось). Она равняется 1,45-1,85 м. Размер наконечников бывает самый разнообразный: от полуметровых гигантов (экземпляр, найденный в Марино, Лаций, - 56 см длиной) до менее чем десятисантиметровых крошек, которые предназначались для дротиков. Бронзовый наконечник дротика (14), насаженный на длинную тонкую трубку, является предшественником римских метательных копий - гаста велитарис (hasla velitaris) и пилума (pilum). Все бронзовое оружие отливалось из расплавленного металла. Изделия из железа приходилось ковать, так как не было возможности получить температуру, необходимую для литья. На самом деле кованое железо значительно прочнее литого, а вот бронза - наоборот. В Италии нашли примерно 30 различных типов шлемов, относящихся к культуре вилланова. Больше половины из них имеют металлический гребень (1), похожий на разросшийся держатель для гребня в шлемах центральноевропейского типа. Изготовляли такой шлем из двух частей, которые соединяли по кромке гребня. Одна половина шлема делалась немного больше другой, и выступающая кромка загибалась поверх меньшей половины, закрепляя ее. Нижняя кромка шлема впереди и сзади также заходила друг на друга и соединялась заклепками. Места соединений усиливались двумя прямоугольными пластинками, которые также склепывались вместе (см. рис. 3). Как и все доспехи того времени, шлемы были украшены выпуклыми шишечками. Три длинных шипа, которые выходят из усиливающих пластин, расположенных на стыке шлема спереди и сзади, несут чисто декоративные функции. Их отчетливо видно на статуэтке из Реджонель-Эмилия, благодаря которой становится ясно, как именно носили такой шлем. Двойной кант по нижнему краю шлема на статуэтке должен, по идее, изображать толстый подшлемник. Большинство шлемов этого типа, так же как и более поздние римские шлемы, по размеру явно больше того, что требуется голове - так что похоже, что у них были толстые подшлемники, скорее всего войлочные. Другим распространенным типом шлема был «колоколовидный» (5). У большинства известных экземпляров имеется литой бронзовый держатель для гребня с просверленным отверстием, в которое вставлялся крепивший гребень шплинт. Такой тип был очень популярен за пределами Италии, особенно во Франции и на Балканах; в эту же группу можно отнести и шлем конца XV в. до н.э., найденный в Кноссе. В Фермо, близ Анконы, был обнаружен уникальный образец такого шлема, у которого держатель для гребня выполнен из свернутого трубочкой листа бронзы (4). Самой распространенной формой защиты корпуса воина служили небольшие квадратные бронзовые пластины (8 и 9), которые вешались на грудь или на спину. Размер нескольких найденных образцов варьируется от 15 до 22 см. Сейчас обнаружены буквально сотни нагрудных пластин круглой формы, но похоже, что все они относятся к более позднему времени и их, возможно, следует считать частью этрусского доспеха. Считается, что одна из двух известных кирас альпийского типа найдена в Италии, однако точно ее происхождение не установлено. В Нарции, Этрурия, был обнаружен искусно сделанный панцирь в виде накидки (6). Нашли его вместе с украшенным гребнем шлемом, который принадлежит культуре вилланова и, по датировке Хенкена, относится к концу VIII в. до н.э. Этот панцирь состоит из передней и задней части, намертво скрепленных на плечах; фиксировался он при помощи ремешков, проходивших под мышками. До наших дней дошло несколько поясных пряжек и пластинок (9 и 10). Застежка пояса обычно состояла из прямоугольной пластинки с двумя-тремя прикрепленными к ее краю кольцами и другой такой же пластинки с прикрепленными к краю двумя-тремя крючками. Сам пояс обычно был кожаным. На странице 98 находится рисунок этрусской пряжки более позднего времени, в которую превратились застежки этого типа. Сам пояс нередко украшали накладными пластинками. Источник: Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000. Перевод: С. Лопухова, А. Хромова. roman-glory.com

Найдено довольно много бронзовых копейных наконечников и подтоков. Однако они могли изготовляться и из железа - как и мечи, и кинжалы. Несколько обнаруженных в гробницах копий остались в том же положении, в каком их туда поместили. Это предоставило ученым возможность измерить длину копий (поскольку древко не сохранилось). Она равняется 1,45-1,85 м. Размер наконечников бывает самый разнообразный: от полуметровых гигантов (экземпляр, найденный в Марино, Лаций, - 56 см длиной) до менее чем десятисантиметровых крошек, которые предназначались для дротиков. Бронзовый наконечник дротика (14), насаженный на длинную тонкую трубку, является предшественником римских метательных копий - гаста велитарис (hasla velitaris) и пилума (pilum).

Все бронзовое оружие отливалось из расплавленного металла. Изделия из железа приходилось ковать, так как не было возможности получить температуру, необходимую для литья. На самом деле кованое железо значительно прочнее литого, а вот бронза - наоборот.

В Италии нашли примерно 30 различных типов шлемов, относящихся к культуре вилланова. Больше половины из них имеют металлический гребень (1), похожий на разросшийся держатель для гребня в шлемах центральноевропейского типа. Изготовляли такой шлем из двух частей, которые соединяли по кромке гребня. Одна половина шлема делалась немного больше другой, и выступающая кромка загибалась поверх меньшей половины, закрепляя ее. Нижняя кромка шлема впереди и сзади также заходила друг на друга и соединялась заклепками. Места соединений усиливались двумя прямоугольными пластинками, которые также склепывались вместе (см. рис. 3). Как и все доспехи того времени, шлемы были украшены выпуклыми шишечками. Три длинных шипа, которые выходят из усиливающих пластин, расположенных на стыке шлема спереди и сзади, несут чисто декоративные функции. Их отчетливо видно на статуэтке из Реджонель-Эмилия, благодаря которой становится ясно, как именно носили такой шлем. Двойной кант по нижнему краю шлема на статуэтке должен, по идее, изображать толстый подшлемник. Большинство шлемов этого типа, так же как и более поздние римские шлемы, по размеру явно больше того, что требуется голове - так что похоже, что у них были толстые подшлемники, скорее всего войлочные. Другим распространенным типом шлема был «колоколовидный» (5). У большинства известных экземпляров имеется литой бронзовый держатель для гребня с просверленным отверстием, в которое вставлялся крепивший гребень шплинт. Такой тип был очень популярен за пределами Италии, особенно во Франции и на Балканах; в эту же группу можно отнести и шлем конца XV в. до н.э., найденный в Кноссе. В Фермо, близ Анконы, был обнаружен уникальный образец такого шлема, у которого держатель для гребня выполнен из свернутого трубочкой листа бронзы (4).

Самой распространенной формой защиты корпуса воина служили небольшие квадратные бронзовые пластины (8 и 9), которые вешались на грудь или на спину. Размер нескольких найденных образцов варьируется от 15 до 22 см. Сейчас обнаружены буквально сотни нагрудных пластин круглой формы, но похоже, что все они относятся к более позднему времени и их, возможно, следует считать частью этрусского доспеха. Считается, что одна из двух известных кирас альпийского типа найдена в Италии, однако точно ее происхождение не установлено. В Нарции, Этрурия, был обнаружен искусно сделанный панцирь в виде накидки (6). Нашли его вместе с украшенным гребнем шлемом, который принадлежит культуре вилланова и, по датировке Хенкена, относится к концу VIII в. до н.э. Этот панцирь состоит из передней и задней части, намертво скрепленных на плечах; фиксировался он при помощи ремешков, проходивших под мышками.

До наших дней дошло несколько поясных пряжек и пластинок (9 и 10). Застежка пояса обычно состояла из прямоугольной пластинки с двумя-тремя прикрепленными к ее краю кольцами и другой такой же пластинки с прикрепленными к краю двумя-тремя крючками. Сам пояс обычно был кожаным. На странице 98 находится рисунок этрусской пряжки более позднего времени, в которую превратились застежки этого типа. Сам пояс нередко украшали накладными пластинками.

Источник:

Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.
Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.

roman-glory.com

Бөлісу: