16 Қыркүйек 2013, 09:09
Общины, которые обосновались на холмах Рима в VIII в. до н.э., были, наверное, во многом похожими на этрусские. Все они находились под влиянием культуры вилланова, центр которой размещался в Этрурии, но ареал был значительно шире - от долины реки По на севере до Кампании на юге.
Во времена Ромула воины сражались пешими, а оружием их были копья, дротики, мечи, кинжалы и топоры. Только самые богатые могли позволить себе доспех, ограничивавшийся чаще всего шлемом и небольшой пластиной, которая прикрывала лишь грудь. В Гротта Грамичиа, близ Вейев, был обнаружен фрагмент украшенной чеканным рисунком поножи, но, насколько известно автору, это единственный экземпляр, найденный в центральной Италии. Щиты (все одного типа - с расположенной в центре ручкой) варьировались в размерах от большого, ростового, до маленького круглого. Похоже, что колесницами в VIII в. еще не пользовались, но знаменитая находка в гробнице Реголини-Галасси, близ Цере, позволяет сказать, что век спустя они уже были известны. Возможно, колесницы завезли в Италию с востока в рамках происходившего в начале VII в. до н.э. процесса ориентализации. В связи с этим можно упомянуть рассказ Плутарха о Ромуле (правда, неизвестно, насколько он достоверен): убив Акрона, царя ценинского, Ромул устроил торжественную процессию, в которой прошествовал, положив на правое плечо оружие побежденного. Следует обратить внимание на тот факт, что он не ехал в колеснице, как делали это триумфаторы более позднего времени. Похоже, что колесницы появились в Риме только с этрусским завоеванием, в конце VII в. до н.э., да и тогда использовались лишь в торжественных шествиях. Сражались римские пешие воины в строю, вероятно, отдаленно напоминавшем фалангу.
Мечи того времени варьируются от длинного рубящего оружия до более короткого колющего. Длинные мечи относятся в основном к «антенному» типу, который был назван так из-за литой бронзовой рукояти, навершие которой украшали спиральными завитками. Длина клинка, который делался большей частью из бронзы (хотя найдено и несколько железных мечей) была от 33 до 56 см. Большинство этих мечей с «антеннами» были колюще-режущим оружием; у некоторых экземпляров имеется вытянутое острие, пригодное только для колющих ударов; известно несколько мечей со слегка искривленным клинком, напоминающим саблю, который был пригоден только для рубящих ударов. Появились мечи антенного типа в центральной Европе и тесно связаны с позднемикенскими мечами II типа.
Все кинжалы можно приблизительно разделить на три типа - по форме клинка. У большинства из них он листовидной формы; у некоторых экземпляров прямой клинок сужается на расстоянии примерно две трети до острия, которое приобретает из-за этого стилетообразную форму; у последнего типа клинок треугольный. Длина самого клинка, который мог быть как бронзовым, так и железным, варьировалась от 25 до 41 см. Рукояти изготовлялись из дерева, кости или даже камня, но никогда не бывали бронзовыми; заканчивалась рукоять Т-образным навершием, форма которого позволяет отнести эти кинжалы к позднемикенскому типу. На самом деле это так называемое Т-образное навершие - всего лишь металлический язычок, на который насаживалась рукоять; чаще всего это единственное, что от нее осталось. Само же навершие обычно имело форму выпуклого диска.
Ножны для более коротких мечей и кинжалов изготовлялись обычно из кованой бронзы и имели литой бронзовый наконечник. Форма частей, из которых эти ножны состояли, позволяет предположить, что основа ножен была деревянной, как и у более поздних римских экземпляров. Иногда ножны украшали сложной гравировкой, а на некоторых встречается штампованный узор, воспроизводящий рисунок прошитой кожи. Вероятно, что именно кожа была самым распространенным материалом для изготовления ножен. Меч антенного типа, который был найден в Тарквиниях в Этрурии (5), все еще находился в частично уцелевших деревянных ножнах, скрепленных бронзовой проволокой. Наконечник у них был бронзовый. Найдено также еще несколько бронзовых наконечников от ножен мечей антенного типа. Возможно, такие деревянные ножны обтягивали кожей. Устье ножен - как у мечей, так и у кинжалов - всегда изготовлялось отдельно и чаще всего до наших дней не сохранилось. Причина этого заключается в материале, которым была толстая кожа или дерево. Известно, однако, несколько экземпляров, выполненных из бронзы и кости. Прямо под устьем можно разглядеть отчетливо видимый пробел в узоре (8), и он позволяет предположить, что именно в этом месте ножны крепились к перевязи.
Источник:
Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.
Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.
roman-glory.com