13 Қыркүйек 2013, 05:54
На развитие римской цивитас огромное влияние оказали исторические условия основания Рима. Римляне постоянно враждовали со своими соседями, отсюда их культура изначально была милитаризована. Римская история начинается с конфликта и убийства и закончится в пламени пожаров под победные крики вандалов, герулов и других варварских народов. Рим вынужден был постоянно воевать, заключать союзы с соседями, нарушать их, снова заключать. Поэтому политические обстоятельства способствовали тому, что римляне постоянно присоединяли к своему государству-городу всё новые территории с зависимым, полузависимым и несвободным населением.
Первоначально во главе римской общины стоял царь. Он соединял в себе функции верховного военачальника, судьи и жреца. Царь избирался. Последние римские цари были этрусского происхождения, но неудачи в войне с греками привели к упадку влияния этрусков и усилению латинского начала в культуре. В 509 г. до н. э. последний царь Тарквиний Гордый, по происхождению этруск, был изгнан из Рима. Установился республиканский строй. К IV веку этруски уже забыли свой язык и никто не мог прочитать этрусские надписи. По сути, погибла культура целого народа, уже имевшего опыт жизни в цивилизации, а латины, менее развитые в культурном отношении, дали начало новой, римской культуре. Падение царской власти было предрешено разложением родовых отношений и возвышением аристократии. Родовая аристократия использовала для своего возвышения ager publicum - общественное поле, приватизируя пашню и продукты общественного труда, превращая общественную собственность в частную. Патрициям противостояли плебеи, не получившие ничего при делении общественного достояния.
Второй период в развитии культуры Древнего Рима получил название "республиканский". Он связан с борьбой плебеев и патрициев. Под давлением плебеев были составлены и обнародованы "Законы ХII таблиц", которые хотя и улучшили правовое положение плебеев, но не избавили их от мелочных притеснений. Только в 445 г. до н. э. плебеи формально получили все права гражданства.
Огромнейшая роль, которую играло государство, политика, которая подавляла, подчиняла себе все другие элементы культуры.
В эпоху расцвета гражданского общества, в период республики, когда основной ценностью был сам Рим (родина), римский народ развил политико-правовую культуру, философию.
Но, достигнув власти и величия, Рим стал клониться к упадку. В период империи утрачиваются политические свободы, растёт культ императора, распространяется чувство отчужденности, бессмысленности, страха перед будущим. В этих условиях на первое место в иерархии культуры выдвигается религия. Сам император был объявлен богом и любой чиновник обязан был при вступлении в должность давать клятву, в которой он обязывался чтить, любить и оказывать почести императору, как богу. По всему "вечному городу" были расставлены статуи императора, которым обязаны были поклоняться все. Частая смена императоров приводила и к частой смене скульптур. Но утверждение "политической религии" не спасало положение. Рим был наполнен жрецами всевозможных богов и культов, всевозможными сектами, последователями эзотерических (тайных) учений. Среди многообразия конфессий (религиозных общин) постепенно влияние получает христианство - "религия рабов", а потом и большинства. В последние десятилетия существования Римской империи христианство доминировало в философии, искусстве, правовых учениях.
Рим очень скоро стал крупнейшим городом мира. Население его доходило до 1 млн. человек. Естественно, очень остро стояла проблема городского хозяйства, культуры обеспечения городской жизни. Она обеспечивалась за счёт интенсивного строительства. Тем более, что материал - камень, находился под ногами, в подземных каменоломнях - катакомбах. По мере роста верхнего города рос и подземный, где скрывались беглые рабы, укрывались разбойники и грабители, а позднее - собирались христиане.
К I в. н. э. в Риме насчитывалось 11 водопроводов - акведуков, и около 600 фонтанов. Самый крупный водопровод Марция, сооруженный в 144 г. до н. э. был длиной около 90 км, он действует и в наши дни. К III в. н. э. в Рим поступало ежедневно до 1 млн. м3 воды и римское население было обеспечено водой полностью. На жителя столицы приходилось в сутки 600-900 литров. В начале ХХ века в Петербурге на одного жителя приходилось всего 200 литров, в середине ХХ века в Нью-Йорке - 520 литров. К концу I в. до н. э. в Риме было 170 терм, общественных бань (рис. 8.6), в IV в. н. э. - уже 1000. В среднем на 1 район приходилось 60-80 бань. Плата за посещение общественной бани была очень низкой - 1/4 асса, и доступна даже бедным. Для римлянина баня была тем же, чем для грека - гимнасий. В банях устраивали библиотеки, проходили диспуты. Ежедневное посещение бани стало обычаем ко времени империи. Особенно славились бани Каракаллы. Но Рим вошёл в историю культуры и введением городских врачей - служащих. Антоний Пий установил, что для крупных городов необходимо иметь 10 врачей, 7 для средних и 5 для небольших населённых пунктов.
В отличие от соседней Греции, где пахотной земли было мало, Рим располагался на равнинной территории, и первоначально у него не было проблемы завоза зерна - всё производилось на месте. Была создана высокоразвитая "культура хлеба". Культура хлеба покоилась на развитой для тех условий технике: был изобретён колёсный плуг, использовался безотвальный плуг, применялись жатвенные машины, были известны бороны, веятельные лопаты и т. п. Высокоразвитая техника была дорогой и использовалась на крупных виллах, а не в мелком крестьянском хозяйстве.
Высокоразвитой была и культура обработки почв - передовая агрикультура позволяла получить, по свидетельству Колумеллы, до 10 винных мехов (200 амфор) с 1 югера пашни (4 югера равнялись 1 га). Варрон, Катон, Колумелла - римские учёные, писатели, много внимания уделяли устройству полей, описанию орудий труда, то есть повышению культуры хлеба. Известны труды: Катона "О земледелии" (нач. II в. до н. э.), Варрона "О сельском хозяйстве", в котором самым тщательным образом выясняются вопросы доходности аграрного производства, указывается на необходимость применения удобрений, селекции, акклиматизации культур, специализации хозяйств. Система восстановления почвенного плодородия, как она была осмыслена и разработана в труде Луция Модерата Колумеллы "Сельскохозяйственная энциклопедия" в 60е гг. I в. н. э. оставалась непревзойденной в Европе до начала использования химических удобрений в XIX в.
Широкое использование рабского труда придавало специфику римской культуре. С одной стороны, эксплуатация рабов давала прибавочный продукт, используемый для развития других компонентов культуры - искусства, права, религии, политики. С другой стороны, "рабский труд" разорял свободного земледельца, заставлял его перемещаться в город, искать там приложения своих сил.
Рабы, особенно умелые, ремесленники, стоили дорого. Например, раб-ремесленник (faber) стоил 20-30 тысяч сестерциев, что равнялось годовому доходу среднего поместья в 200 югеров (50 га). Поэтому крестьянин, бывший общинник, не мог купить себе раба. Поскольку раб - "говорящее орудие", стоил дорого, его следовало беречь и без нужды "не портить".
Долгое время римляне довольствовались самыми примитивными видами искусства. Культура "atium'а", досуга, была неразвитой. Аристократия предпочитала заниматься войной и политикой. Для занятий искусством времени и желания не было. Вкус римской публики не пользовался хорошей славой, считалось, что трагедии они предпочитают комедию, а комедии - гладиаторские бои. Общественное положение поэта, артиста оставалось приниженным. Многие из них оставались рабами: грек из Тарента, Андроник, раб, перевёл на латынь "Одиссею", получил имя Ливий Андроник и стал известен как римский писатель, поэт. Сын рабыни, Палемон, был ткачом, затем стал рабом-педагогом (то есть сопровождал сына своего господина в школу), обучился самостоятельно грамоте, получил свободу и новое имя Реммий Палемон. Был известен как учёный-грамматик. Вольноотпущенник Гай Юлий Гигин заведовал библиотекой на Палатине. Таким образом, были рабы-учёные, рабы-филологи, поэты, артисты. Не было только рабов-юристов!
Римляне не были музыкальным народом. Как правило, этими искусствами занимались иноземцы, или рабы, то есть зависимые слои населения. Лишь после победы над Карфагеном римляне стали приобщаться к философии, к занятиям искусством, поэзии. Начало римской прозы, поэзии кроется в народной культуре, сформированной ещё до возникновения цивилизации. В частности, известны братья Салии - религиозное объединение жрецов бога Марса, которые устраивали театрализованные представления. У римлян издавна существовал и погребальный обряд, во время которого устраивались показательные бои. Первых гладиаторов (от слова "гладиус" - меч) поэтому называли бустуариями (от слова "бустум" - костёр, на котором сжигали тело павшего, или само погребение).
Первые организованные игры ещё имели связь с погребением: в 264 г. до н. э. на похоронах Юния Брута его сыновья устроили схватку на мечах. Зрелище настолько поразило римлян, что игры стали традицией и вошли в историю римской культуры как несомненная новация.
Гладиаторские цирки стали строиться повсеместно. В Риме специально был отстроен гигантский гладиаторский театр - Колизей, развалины которого сохранились до наших дней. Возникли гладиаторские школы, где рабов обучали искусству владения мечом.
Гладиаторы пользовались успехом, известностью не меньшей, чем современные звезды, в том числе и у римских матрон.
Римская культура развивалась неравномерно. По сравнению с периодом царей, республиканская форма правления привела первоначально к её снижению. Только спустя столетие наблюдается оживление - дело в том, что в этот период Рим боролся за саму возможность своего существования. Позднее военные удачи способствуют пышному расцвету культуры за счёт ограбления побеждённых народов: греков, кунов, галлов, бриттов. Постепенно Рим втянулся в целую серию войн, что привело культуру в застойное состояние, придало ей милитаристский характер.
Рим прославился своими войсками. Их отличала не только высокая выучка, но и дисциплина. Она устанавливалась прежде всего за счёт наказания: символ власти центуриона - розга, символом власти консула были фасции - топорики, воткнутые в пучок палок. Но наказание, страх присутствовали при строительстве многих армий.
И всё же римская культура погибла.
Таким образом, экономической основой культуры античности, классической её фазы выступает патриархальное рабство с натуральным производством. Именно это положение полнее всего соответствует состоянию производительных сил античного общества и является основой классической фазы в его культуре, вершиной её развития. Расширение рабовладельческого производства, утверждение крупного земледельческого хозяйства и товарно-денежного обращения объективно выходило за рамки отношений собственности и привело в конце концов к упадку и прежний способ производства, и его культуру.
coolreferat.com