13 Қыркүйек 2013, 04:45
(тронное имя Менхеперра), египетский фараон, шестой правитель XVIII династии. Датировка этой династии является предметом дискуссий. Традиционная хронология, базирующаяся на некоторых содержащихся в египетских источниках астрономических свидетельствах, трактуемых как указания на гелиакический восход Сириуса, относит ее примерно к 1575–1350 до н.э. Альтернативная датировка временем примерно между 1025 и 800 до н.э. основана на существовании явных параллелей между событиями, обнаруженными в надписях XVIII династии, и теми, что описаны в исторических книгах Библии и могут быть истолкованы как связанные исключительно с историей Египта.
Тутмос III был сыном фараона Тутмоса от наложницы по имени Исида. Наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, так что по рождению он не мог претендовать на престол. Законная линия престолонаследия восходила к Хатшепсут – дочери Тутмоса и сестре (жене) Тутмоса II. Когда Тутмос II умер (ок. 950 или 1350 до н.э.), Хатшепсут, которая в то время уже фактически правила страной, приняла титул фараона. Поскольку пребывание женщины на престоле было для Египта фактом беспрецедентным, Хатшепсут, по-видимому, сочла целесообразным женить своего юного племянника на собственной дочери – Хатшепсут II, сделав малолетнего Тутмоса номинальным, но не имеющим реальной власти соправителем.
Правившая долиной Нила Хатшепсут установила тесные экономические и политические связи с богатым царством Пунт, или Палестиной. Во время совершенного ею на девятом году правления дружественного путешествия в Пунт (полностью соответствующего посещению царицей, правившей, согласно рассказу об Иосифе, Египтом и Эфиопией, своего зятя – царя Соломона) ее, возможно, сопровождал бывший тогда подростком Тутмос. Во всяком случае, это вполне соответствует проявившимся в то время имперским притязаниям Египта на западные области Азии. На 22-м году правления Хатшепсут была свергнута в результате государственного переворота и убита или изгнана. Тутмос при поддержке группировки, возглавляемой верховным жрецом по имени Менхеперра-сенеб и высшим вельможей Рехмира, сделался единовластным правителем.
В последующие годы Тутмос восстановил господство в Сирии и Палестине. Надписи сообщают, что победа досталась ему легко благодаря тому, что “между азиатами начались раздоры”. Действительно, через 14 лет после того, как “царица, правившая Египтом и Эфиопией”, посетила Соломона, Еврейское государство распалось на Иудею (включая Иерусалим), управляемую Ровоамом, и на основную часть страны, которой правил Иеровоам – союзник Египта. Тутмос захватил в Палестине огромную добычу, включая убранство пышного храма в Кадеше (это слово означает “священный” и употребляется в Библии как одно из обозначений Иерусалима). Оставленное им описание этой добычи в точности совпадает с описанием убранства Соломонова храма в книге Царств, 6:7 и во II книге Паралипоменон, 3:4 (в Библии ограбивший храм фараон именуется Сусаким или Шишак). Но гораздо более ценными для Египта были многочисленные искусные мастера, приведенные в качестве пленников, и дань, которую Тутмос собирал во время ежегодных походов в Палестину и Сирию на протяжении последующих 17 лет.
Завоевания Тутмоса III были по большей части утрачены его преемниками, но переписанная им история пережила тысячелетия. Тутмос стесал упоминания на памятниках о Хатшепсут, уничтожил или изменил многие из сделанных ею надписей, так что само имя царицы отсутствует в изложениях египетской истории у Геродота и Манефона. Даже когда в конце 19 в. египтологи заново открыли Хатшепсут, они характеризовали ее мирное правление как “узурпацию”, а неуемного завоевателя Тутмоса III возводили в ранг “египетского Наполеона”.
ancient.gerodot.ru