В поисках мудрости и долголетия

12 Қыркүйек 2013, 08:45

Из стелы Рамсеса IV из Абидоса мы знаем, что он изучал документы “Дома жизни” — священной храмовой школы и библиотеки, из которых он узнал, что: “Осирис — самый таинственный из всех богов. Он — луна. Он — Нил. Он тот, кто владычествует в мире ином. Каждый вечер Ра спускается к нему, и (они) образуют душу единую, которая правит миром и Тот записывает повеления ее...” Проведав из древних текстов об экспедициях своих предшественников за благородными материалами для статуй и стел, он поручил, согласно одной из надписей из Вади Хаммамат, писцу “Дома жизни”, по имени Рамсесемхеб, совместно с царским писцом Хори и жрецом бога Мина и Исиды в Коптосе, по имени Усермаатранахт, выяснить, какие именно памятники из камня бехен (граувакка), добывавшегося в Вади Хаммамат, были сооружены в фиванском некрополе. Получив желаемые примеры, и убедившись в качестве материала, Рамсес IV снаряжает очередную экспедицию, для того, чтобы найти материал для собственного саркофага: “Год 2-й, второй месяц сезона перет, день 12-й при Его Величестве... царе Рамсесе IV... Вот, этот Благой Бог, прекрасный в мудрости, подобный Тоту, он познал анналы, как тот, кто их создал; он постиг записи Дома священных писаний, сердце его божественное сотворяет вещи прекрасные для владыки богов, его разум познал вещи великолепные, подобные... которые Ра поведал ему в сердце его, чтобы он мог обрести место истины, (где) этот памятник найден в вечности и бесконечности. Он приказал спутникам царским, тем, кто вхож к Его Величеству (...) всем им, писцам и мудрецам Дома (священных писаний), создать этот памятник для дома вечности в этой горе Бехен перед Страной Бога. Царь Рамсес IV, возлюбленный Амоном-Ра, Ра-Хорахте, Мином, владыкой пустыни, Хором, сыном Осириса и Исидой Великой дана жизнь ему”. Как мы видим, царь поспешил включить в число участников экспедиции писцов и мудрецов. Что же представлял из себя египетский “Дом жизни”? Тексты говорят об этом учреждении очень скупо. Точно известно, что они были практически во всех крупных городах Египта. “Дом жизни” тесно связан с представлением египтян о том, что основное назначение многих письменных произведений заключалось в сохранении и обеспечении жизни царя и людей на земле и в потустороннем мире, и не только их жизни, но и жизни богов и, в частности, самого Осириса. Именно об этом говорит фрагмент текста уникального источника — магического папируса Солт 825: “Что касается Дома жизни — будет сотворен он в Абидосе. Создай его из четырех частей, а внутреннюю часть из тростника крытую. Что касается четырех    и одного  , что касается “живущего”, то это — Осирис. Что касается четырех    — это Исида, Нефтида, Геб и Нут. Исида у одной стороны, Нефтида у другой, Хор у одной стороны, Тот у другой. Это четыре угла. Геб — его пол, Нут — его крыша, и бог великий и тайный покоится в нем. Четыре части извне — из камня, и он (“Дом жизни”) как два крыла. Пол его — песок. Вся его наружная сторона (имеет) четыре входа — один южный, другой северный, другой западный, другой восточный. Он (“Дом жизни”) совершенно укрыт. Не будет он ведом, не будет он видим, только солнце узрит его тайну. Люди, которые входят в него, — это книжники Ра, это писцы Дома жизни, люди, которые внутри его (пребывают), — жрец fktj лысый — Шу это, жрец-палач — Хор это, который убивает врагов отца своего Осириса, (и) писец божьей книги — Тот это. Это (именно) он будет читать (ритуал) ежедневно, невидимый, неслышимый и благоприятствующий устами. Укрыты тела и уста их, так как они далеки от нападения внезапного, не вступят в него (в “Дом жизни”) азиаты, не узрит он (азиат) его (бога), ибо ты очень далек от них. Что касается книг, которые в нем (в “Доме жизни”), — это души Ра, чтобы оживить бога этого (Осириса), чтобы сокрушить рабов его. Что касается книжников Дома жизни, — это те, которые внутри его, слуги это Ра, защищающие сына его Осириса”. С “Домом жизни” были также связаны такие божества, как Осирис-Хентиаментиу, богиня письма и счета Сешат, бог Хнум, считавшийся покровителем “Домов жизни” в Эдфу, Эсне и Тоде. Кроме исполнения своих основных функций высокосакральной библиотеки, школы и архива, “Дом жизни” был также тесно связан с медициной и астрономией. Здесь же жрецами передавались из поколения в поколение древние и создавались новые магические тексты, составлялись сборники по онирокритии (толкованию снов), искусству, очень популярному у египтян. Именно в “Домах жизни” были составлены такие важные заупокойные тексты, как Книга Мертвых, а тысячелетия до этого — Тексты саркофагов и Тексты пирамид; кроме того, они были тесно связаны с мумификацией, здесь хранились мирра и умащения. “Дома жизни” ведали художественными работами сакрального характера — например, украшением храмов. Одним словом, “Дома жизни” были центрами духовной жизни страны, в которых создавалась большая часть ценностей египетской цивилизации. Служители “Дома жизни” часто были советниками фараона, да и сам царь, как мы видим, частенько заглядывал в эту обитель в поисках мудрости. Спустя три года интенсивной деятельности Рамсес IV, кажется, был удовлетворен. В тексте стелы, датированной началом 4-го года его правления, воздвигнутой в Абидосе, он благодарит Осириса, Исиду и Хора за дарованные ему блага и просит то, что, видимо, он особенно желал: “... да будешь ты удоволен землей египетской, твоей землей во времена мои. Да удвоишь ты для меня срок долгий, время длительное правления царя Рамсеса II, Великого бога, ради больших дел и благих поступков, которые совершаю я в доме твоем, дабы увеличить твои божественные приношения, дабы найти каждую вещь прекрасную, все благое для святилища твоего день каждый эти четыре года, подобные тем поступкам, которые царь Рамсес II, Великий бог, совершил для тебя в свои шестьдесят семь лет. Да дашь ты мне существование долгое с царствованием длительным, которое даровал ты ему...” К северу от Абидоса следы деятельности Рамсеса IV отнюдь не так многочисленны: из Мемфиса происходит прекрасная статуя царя; здесь же был узурпирован колосс Рамсеса II, стоящий теперь в Каире на площади перед вокзалом. Фрагмент обелиска с именем Рамсеса IV найден в Гелиополе, где царь расширил храм Рамсеса II. Из Дельты Нила (Небеше) происходит статуя царя; другие памятники этого царствования в Дельте не выявлены. Пятым годом правления Рамсеса IV датируется экспедиция на Синай в Серабит эль-Хадим — обитель бирюзовой Хатхор. Здесь были отреставрированы храмы предшественников царя, а также возведен храм “Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона во владениях Хатхор, владычицы бирюзы”, в котором отправлялся прижизненный культ нового владыки Египта. Редкие скарабеи с именем Рамсеса IV и небольшая плита с его надписью обнаружены в Палестине в Телль Дельхамийа, к югу от Генисаретского озера. На другой периферии египетского государства — в Нубии следы Рамсеса IV совсем немногочисленны. “Царский сын Куша” Хори (II), вступивший в должность еще при Рамсесе III засвидетельствован только в надписях крепости Бухен. Помимо наместника Нубии, несколько упоминаний о царе сохранилось в Герф Хуссейне, Ибриме, Анибе, Бухене, западной Амаре. Верховный военачальник царя, Рамсеснахт, оставил граффити совсем далеко на юге: на стене храма Тутанхамона в Каве.   Окружение царя. Эпоха Рамсеса IV Фараон ушел из жизни на 7-м году правления на третьем месяце сезона ахет. Скончался он не в Фивах, так как какое-то время документацию Дейр эль-Мединэ датировали его правлением, не зная о кончине царя.  Мумия Рамсеса IV показывает, что ко времени смерти ему было около пятидесяти лет. Супругой Рамсеса IV была царица Тентипет (Дуатентипет). Она носила титулы “супруги бога” и царицы. Ее погребение обнаружено в Долине цариц (QV74). Возможно, она была матерью наследного принца. Общество времени наследников Рамсеса III вновь было временем достаточно крупных личностей, жизнь которых отличалась гораздо большей стабильностью, нежели “вечное существование” царей. Неферренпет, великий жрец Птаха, занимал должность везира на втором году правления Рамсеса IV и сохранил этот пост вплоть до царствования Рамсеса VI. Подобно ему, верховный жрец Амона Рамсеснахт исполнял свои обязанности до эпохи Рамсеса IX; его сыном и наследником был известный верховный жрец Амона Аменхотеп. Не менее многочисленными, чем раньше, оставались царские виночерпии: 14 человек, носивших этот титул, упомянуты в деле о заговоре против Рамсеса III, кроме них известны еще восемь носителей титула. Один из них, Себекхотеп, играл важную роль в подготовке и осуществлении экспедиции на Синай. Общая картина царствования Рамсеса IV малоутешительна. Впечатляют амбиции царя: в то время, как собственно царским проектам отдавались все силы страны, остальные области жизни государства находились в глубоком кризисе. Рост коррупции и преступности достиг таких размахов, что начались грабежи в царском некрополе в Фивах — первый признак наступающих анархии и общего обнищания. Работники Дейр эль-Мединэ голодали одиннадцать дней на 2-м году правления Рамсеса IV. Этот случай, увы, не стал единственным. Редко посещавшие старую столицу, цари не любили древние Фивы. Центр художественного ремесла стал медленно передвигаться на север. К сожалению, отсутствие источников не дает нам возможности в полной мере выявить, несомненно, очень значительную роль Мемфиса и Дельты в жизни Египта во времена правления фараонов второй половины XX династии. Виктор  Солкин ancient.gerodot.ru

Из стелы Рамсеса IV из Абидоса мы знаем, что он изучал документы “Дома жизни” — священной храмовой школы и библиотеки, из которых он узнал, что:

Осирис — самый таинственный из всех богов. Он — луна. Он — Нил. Он тот, кто владычествует в мире ином. Каждый вечер Ра спускается к нему, и (они) образуют душу единую, которая правит миром и Тот записывает повеления ее...”

Проведав из древних текстов об экспедициях своих предшественников за благородными материалами для статуй и стел, он поручил, согласно одной из надписей из Вади Хаммамат, писцу “Дома жизни”, по имени Рамсесемхеб, совместно с царским писцом Хори и жрецом бога Мина и Исиды в Коптосе, по имени Усермаатранахт, выяснить, какие именно памятники из камня бехен (граувакка), добывавшегося в Вади Хаммамат, были сооружены в фиванском некрополе. Получив желаемые примеры, и убедившись в качестве материала, Рамсес IV снаряжает очередную экспедицию, для того, чтобы найти материал для собственного саркофага:

“Год 2-й, второй месяц сезона перет, день 12-й при Его Величестве... царе Рамсесе IV... Вот, этот Благой Бог, прекрасный в мудрости, подобный Тоту, он познал анналы, как тот, кто их создал; он постиг записи Дома священных писаний, сердце его божественное сотворяет вещи прекрасные для владыки богов, его разум познал вещи великолепные, подобные... которые Ра поведал ему в сердце его, чтобы он мог обрести место истины, (где) этот памятник найден в вечности и бесконечности. Он приказал спутникам царским, тем, кто вхож к Его Величеству (...) всем им, писцам и мудрецам Дома (священных писаний), создать этот памятник для дома вечности в этой горе Бехен перед Страной Бога. Царь Рамсес IV, возлюбленный Амоном-Ра, Ра-Хорахте, Мином, владыкой пустыни, Хором, сыном Осириса и Исидой Великой дана жизнь ему”.

Как мы видим, царь поспешил включить в число участников экспедиции писцов и мудрецов. Что же представлял из себя египетский “Дом жизни”? Тексты говорят об этом учреждении очень скупо. Точно известно, что они были практически во всех крупных городах Египта. “Дом жизни” тесно связан с представлением египтян о том, что основное назначение многих письменных произведений заключалось в сохранении и обеспечении жизни царя и людей на земле и в потустороннем мире, и не только их жизни, но и жизни богов и, в частности, самого Осириса. Именно об этом говорит фрагмент текста уникального источника — магического папируса Солт 825:

“  — это Исида, Нефтида, Геб и Нут. Исида у одной стороны, Нефтида у другой, Хор у одной стороны, Тот у другой. Это четыре угла. Геб — его пол, Нут — его крыша, и бог великий и тайный покоится в нем. Четыре части извне — из камня, и он (“Дом жизни”) как два крыла. Пол его — песок. Вся его наружная сторона (имеет) четыре входа — один южный, другой северный, другой западный, другой восточный. Он (“Дом жизни”) совершенно укрыт. Не будет он ведом, не будет он видим, только солнце узрит его тайну. Люди, которые входят в него, — это книжники Ра, это писцы Дома жизни, люди, которые внутри его (пребывают), — жрец fktj лысый — Шу это, жрец-палач — Хор это, который убивает врагов отца своего Осириса, (и) писец божьей книги — Тот это. Это (именно) он будет читать (ритуал) ежедневно, невидимый, неслышимый и благоприятствующий устами. Укрыты тела и уста их, так как они далеки от нападения внезапного, не вступят в него (в “Дом жизни”) азиаты, не узрит он (азиат) его (бога), ибо ты очень далек от них. Что касается книг, которые в нем (в “Доме жизни”), — это души Ра, чтобы оживить бога этого (Осириса), чтобы сокрушить рабов его. Что касается книжников Дома жизни, — это те, которые внутри его, слуги это Ра, защищающие сына его Осириса”.

С “Домом жизни” были также связаны такие божества, как Осирис-Хентиаментиу, богиня письма и счета Сешат, бог Хнум, считавшийся покровителем “Домов жизни” в Эдфу, Эсне и Тоде. Кроме исполнения своих основных функций высокосакральной библиотеки, школы и архива, “Дом жизни” был также тесно связан с медициной и астрономией. Здесь же жрецами передавались из поколения в поколение древние и создавались новые магические тексты, составлялись сборники по онирокритии (толкованию снов), искусству, очень популярному у египтян. Именно в “Домах жизни” были составлены такие важные заупокойные тексты, как Книга Мертвых, а тысячелетия до этого — Тексты саркофагов и Тексты пирамид; кроме того, они были тесно связаны с мумификацией, здесь хранились мирра и умащения. “Дома жизни” ведали художественными работами сакрального характера — например, украшением храмов. Одним словом, “Дома жизни” были центрами духовной жизни страны, в которых создавалась большая часть ценностей египетской цивилизации. Служители “Дома жизни” часто были советниками фараона, да и сам царь, как мы видим, частенько заглядывал в эту обитель в поисках мудрости.

Спустя три года интенсивной деятельности Рамсес IV, кажется, был удовлетворен. В тексте стелы, датированной началом 4-го года его правления, воздвигнутой в Абидосе, он благодарит Осириса, Исиду и Хора за дарованные ему блага и просит то, что, видимо, он особенно желал:

“... да будешь ты удоволен землей египетской, твоей землей во времена мои. Да удвоишь ты для меня срок долгий, время длительное правления царя Рамсеса II, Великого бога, ради больших дел и благих поступков, которые совершаю я в доме твоем, дабы увеличить твои божественные приношения, дабы найти каждую вещь прекрасную, все благое для святилища твоего день каждый эти четыре года, подобные тем поступкам, которые царь Рамсес II, Великий бог, совершил для тебя в свои шестьдесят семь лет. Да дашь ты мне существование долгое с царствованием длительным, которое даровал ты ему...”

К северу от Абидоса следы деятельности Рамсеса IV отнюдь не так многочисленны: из Мемфиса происходит прекрасная статуя царя; здесь же был узурпирован колосс Рамсеса II, стоящий теперь в Каире на площади перед вокзалом. Фрагмент обелиска с именем Рамсеса IV найден в Гелиополе, где царь расширил храм Рамсеса II. Из Дельты Нила (Небеше) происходит статуя царя; другие памятники этого царствования в Дельте не выявлены.

Пятым годом правления Рамсеса IV датируется экспедиция на Синай в Серабит эль-Хадим — обитель бирюзовой Хатхор. Здесь были отреставрированы храмы предшественников царя, а также возведен храм “Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона во владениях Хатхор, владычицы бирюзы”, в котором отправлялся прижизненный культ нового владыки Египта.

Редкие скарабеи с именем Рамсеса IV и небольшая плита с его надписью обнаружены в Палестине в Телль Дельхамийа, к югу от Генисаретского озера.

На другой периферии египетского государства — в Нубии следы Рамсеса IV совсем немногочисленны. “Царский сын Куша” Хори (II), вступивший в должность еще при Рамсесе III засвидетельствован только в надписях крепости Бухен. Помимо наместника Нубии, несколько упоминаний о царе сохранилось в Герф Хуссейне, Ибриме, Анибе, Бухене, западной Амаре.

Верховный военачальник царя, Рамсеснахт, оставил граффити совсем далеко на юге: на стене храма Тутанхамона в Каве.

 

Окружение царя. Эпоха Рамсеса IV

Фараон ушел из жизни на 7-м году правления на третьем месяце сезона ахет. Скончался он не в Фивах, так как какое-то время документацию Дейр эль-Мединэ датировали его правлением, не зная о кончине царя.  Мумия Рамсеса IV показывает, что ко времени смерти ему было около пятидесяти лет.

Супругой Рамсеса IV была царица Тентипет (Дуатентипет). Она носила титулы “супруги бога” и царицы. Ее погребение обнаружено в Долине цариц (QV74). Возможно, она была матерью наследного принца.

Общество времени наследников Рамсеса III вновь было временем достаточно крупных личностей, жизнь которых отличалась гораздо большей стабильностью, нежели “вечное существование” царей. Неферренпет, великий жрец Птаха, занимал должность везира на втором году правления Рамсеса IV и сохранил этот пост вплоть до царствования Рамсеса VI. Подобно ему, верховный жрец Амона Рамсеснахт исполнял свои обязанности до эпохи Рамсеса IX; его сыном и наследником был известный верховный жрец Амона Аменхотеп. Не менее многочисленными, чем раньше, оставались царские виночерпии: 14 человек, носивших этот титул, упомянуты в деле о заговоре против Рамсеса III, кроме них известны еще восемь носителей титула. Один из них, Себекхотеп, играл важную роль в подготовке и осуществлении экспедиции на Синай.

Общая картина царствования Рамсеса IV малоутешительна. Впечатляют амбиции царя: в то время, как собственно царским проектам отдавались все силы страны, остальные области жизни государства находились в глубоком кризисе. Рост коррупции и преступности достиг таких размахов, что начались грабежи в царском некрополе в Фивах — первый признак наступающих анархии и общего обнищания. Работники Дейр эль-Мединэ голодали одиннадцать дней на 2-м году правления Рамсеса IV. Этот случай, увы, не стал единственным. Редко посещавшие старую столицу, цари не любили древние Фивы. Центр художественного ремесла стал медленно передвигаться на север. К сожалению, отсутствие источников не дает нам возможности в полной мере выявить, несомненно, очень значительную роль Мемфиса и Дельты в жизни Египта во времена правления фараонов второй половины XX династии.

Виктор  Солкин

ancient.gerodot.ru

Бөлісу: