Погребение Рамсеса IV

12 Қыркүйек 2013, 08:38

Через пятнадцать месяцев после воцарения Рамсеса начались работы по подготовке его погребения в Долине царей (KV2), о чем рассказывает текст одного из остраконов: “...(Год второй, второй месяц сезона ахет), день семнадцатый... правитель города Неферренпет прибыл в Город (т.е. Фивы), а также виночерпий царя Хори и друг царский Аменха, сын Техи... они поднялись в Долину царей, дабы избрать место для вырубки гробницы для Усермаатра Сетепенамона...” Гробница Рамсеса IV была открыта еще в древности, о чем говорят многочисленные греческие и латинские граффити на ее стенах. Предварительное описание усыпальницы и огромного каменного саркофага внутри нее было сделано в XVIII веке Пококом и Брюсом. Дополнительная расчистка гробницы проводилась в 1905 и 1920 годах Эдуардом Айртоном и Говардом Картером. В результате были обнаружены фрагменты погребальной утвари — остраконы, ушебти, фрагменты фаянсовых, стеклянных и каменных сосудов, группа поврежденных богато расписанных керамических сосудов, на части которых были выписаны имена Рамсеса II; в этих сосудах хранили свои краски художники, выполнявшие росписи гробницы. Усыпальница была сильно повреждена коптскими монахами, которые устроили в царском “доме вечности” свое убогое жилище. Перед входом в гробницу были обнаружены девять тайников с ритуальными предметами, использовавшимися при закладке усыпальницы. Сама гробница невелика; она состоит из трех последовательных коридоров, крохотной камеры, предшествующей погребальному покою, самого зала с саркофагом и небольшого заключительного коридора с несколькими дополнительными комнатками. Сохранились два предварительных плана гробницы Рамсеса IV: тщательно выполненный чертеж на папирусе, хранящийся в Турине и деталь дверного проема, запечатленная на известняковом остраконе. Если остракон был всего лишь наброском художника, то уникальный план на папирусе использовался, вероятно, в ритуале освящения гробницы. Декорировка гробницы очень скромна, многие необходимые сюжеты, видимо, из-за нехватки времени, отсутствуют. Первые два коридора содержат традиционные Литании Ра; в третьем впервые появляются фрагменты Книги Пещер. Стены камеры, предшествующей погребальному покою, украшены деталями Книги Мертвых. Сама же погребальная камера синтезирует канонические сюжеты и нововведения. Так, на ее стенах представлены элементы Амдуат и Книги Врат; однако, начиная именно с гробницы Рамсеса IV, потолок покрывает вместо старых астрономических изображений Книга Небес. Списки деканов расположены по двум сторонам потолка, разделенного двойной фигурой богини неба Нут, склоненной в последней попытке защитить погребение своего царственного сына. Маленькие комнаты заключительного коридора содержат сцены Книги Пещер и изображения предметов царского погребального инвентаря. Крышка саркофага Рамсеса IV, украшенная, подобно саркофагам Саптаха и Сети II, скульптурной фигурой царя, которого поддерживают богини Исида, Нефтида и два образа богини-змеи Меретсегер, охранительницы фиванского некрополя, сильно повреждена. Царская мумия еще в древности была перемещена в гробницу-тайник Аменхотепа II (KV35).  Виктор Солкин ancient.gerodot.ru

Через пятнадцать месяцев после воцарения Рамсеса начались работы по подготовке его погребения в Долине царей (KV2), о чем рассказывает текст одного из остраконов:

“...(Год второй, второй месяц сезона ахет), день семнадцатый... правитель города Неферренпет прибыл в Город (т.е. Фивы), а также виночерпий царя Хори и друг царский Аменха, сын Техи... они поднялись в Долину царей, дабы избрать место для вырубки гробницы для Усермаатра Сетепенамона...”

Гробница Рамсеса IV была открыта еще в древности, о чем говорят многочисленные греческие и латинские граффити на ее стенах. Предварительное описание усыпальницы и огромного каменного саркофага внутри нее было сделано в XVIII веке Пококом и Брюсом. Дополнительная расчистка гробницы проводилась в 1905 и 1920 годах Эдуардом Айртоном и Говардом Картером. В результате были обнаружены фрагменты погребальной утвари — остраконы, ушебти, фрагменты фаянсовых, стеклянных и каменных сосудов, группа поврежденных богато расписанных керамических сосудов, на части которых были выписаны имена Рамсеса II; в этих сосудах хранили свои краски художники, выполнявшие росписи гробницы. Усыпальница была сильно повреждена коптскими монахами, которые устроили в царском “доме вечности” свое убогое жилище.

Перед входом в гробницу были обнаружены девять тайников с ритуальными предметами, использовавшимися при закладке усыпальницы. Сама гробница невелика; она состоит из трех последовательных коридоров, крохотной камеры, предшествующей погребальному покою, самого зала с саркофагом и небольшого заключительного коридора с несколькими дополнительными комнатками.

Сохранились два предварительных плана гробницы Рамсеса IV: тщательно выполненный чертеж на папирусе, хранящийся в Турине и деталь дверного проема, запечатленная на известняковом остраконе. Если остракон был всего лишь наброском художника, то уникальный план на папирусе использовался, вероятно, в ритуале освящения гробницы.

Декорировка гробницы очень скромна, многие необходимые сюжеты, видимо, из-за нехватки времени, отсутствуют. Первые два коридора содержат традиционные Литании Ра; в третьем впервые появляются фрагменты Книги Пещер. Стены камеры, предшествующей погребальному покою, украшены деталями Книги Мертвых. Сама же погребальная камера синтезирует канонические сюжеты и нововведения. Так, на ее стенах представлены элементы Амдуат и Книги Врат; однако, начиная именно с гробницы Рамсеса IV, потолок покрывает вместо старых астрономических изображений Книга Небес. Списки деканов расположены по двум сторонам потолка, разделенного двойной фигурой богини неба Нут, склоненной в последней попытке защитить погребение своего царственного сына. Маленькие комнаты заключительного коридора содержат сцены Книги Пещер и изображения предметов царского погребального инвентаря.

Крышка саркофага Рамсеса IV, украшенная, подобно саркофагам Саптаха и Сети II, скульптурной фигурой царя, которого поддерживают богини Исида, Нефтида и два образа богини-змеи Меретсегер, охранительницы фиванского некрополя, сильно повреждена. Царская мумия еще в древности была перемещена в гробницу-тайник Аменхотепа II (KV35).

 Виктор Солкин

ancient.gerodot.ru

Бөлісу: