12 Қыркүйек 2013, 06:21
Семья Рамсеса III
Крайне скудны наши знания о семье Рамсеса III. Единственное упоминание о его “великой супруге” сохранилось на базе статуи в храме Рамсеса во владениях Мут: это была царица Исида, сестра (?) царя. Кроме нее существовала, по крайней мере, еще одна женщина, предположительно царица Тити, обладательница красивой гробницы в Долине цариц (QV52), родившая царю одного из наследников, будущего Рамсеса IV. Полное отсутствие данных о второстепенных женах становится менее удивительным, если учесть, что даже главная супруга — Исида была упомянута только благодаря сыновьей памяти одного из своих детей — будущего Рамсеса VI, по приказу которого имя матери высекли на цоколе статуи отца. Свидетельством полного отсутствия у Рамсеса III внимания к своим женам стали пустые катуши у статуй цариц в Мединет Абу: их сыновья не удосужились оставить для истории имена матерей. Пытаясь во всем повторять Рамсеса Великого, Рамсес III имел большое потомство: все его преемники от Рамсеса IV до Рамсеса IX были его сыновьями и внуками. В Долине цариц обнаружены шесть гробниц сыновей Рамсеса III, отличающиеся высоким художественным уровнем росписей. Рамсес изображен представляющим умерших царевичей — Парахерунемефа (QV42), Хаэмуаса (QV44) и Рамсеса Аменхерхепешефа (QV55) богам загробного мира; другие три гробницы остались невостребованными, ввиду того, что их потенциальным обладателям удалось воссесть на престол. Все три гробницы принцев с захоронениями, а также еще одна в Долине царей были ограблены еще в древности.
Амбициозные претензии взрослых сыновей, бесспорно, стали причиной знаменитого заговора против фараона. Рамсес III был убит 14-го числа третьего месяца сезона шему на 32-м году правления.
Военные действия
Грандиозные триумфальные рельефы храма Мединет Абу упоминают три важные даты, связанные с войнами Рамсеса III: 5-й, 8-й и 11-й годы правления царя. Каждая дата фигурирует в начале длинной надписи, состоящей в основном из наименований вражеских народов, поверженных египетскими войсками. Военные действия 5-го и 11-го года были связаны с восстаниями ливийцев, события 8-го года стали продолжением эпопеи Мернептаха против “народов моря”. В источниках также имеются упоминания о нубийском и сирийском походах Рамсеса III, но так как какая-либо конкретная информация и датировки в текстах о сирийском походе из Карнака и Мединет Абу отсутствуют, они традиционно считаются фиктивными.
Наверное, одним из самых популярных в литературе аспектов военных событий эпохи Рамсеса III стала идентификация наименований народов, выступивших против Египта под собирательным названием “народы моря”. В них видели жителей островов Эгейского моря, филистимлян, обитателей Сицилии и Кипра. Бесчисленные догадки и гипотезы в настоящее время составляют десятки объемистых томов. События войны с “народами моря” как бы обрамлены двумя ливийскими войнами. Согласно анализу фрагментов папируса Харрис становится очевидным тот факт, что все три кампании были в какой-то мере связаны друг с другом; версия об их изолированности безнадежно устарела. Более того, перечень народов на стенах Мединет Абу абсолютно совпадает с “военными” документами Мернептаха, как будто с тех пор ничего не изменилось. Как и тогда фараон столкнулся с тремя направлениями военных действий – юг, запад и северо-восток.
К сожалению, тексты, посвященные югу — то есть пустынной части Куша — Нубии, высеченные на западной части внешней стены храма Мединет Абу практически не сохранились.
На западе военная угроза исходила вновь от населения земель Чемеху, Лебу и близких им Мешауаш. Совсем незначительную роль в войне играли Чехенну, хотя они и присутствуют в ряде текстов. Так или иначе, уже к моменту назревания волнений среди этих народов первые отряды ливийских воинов стояли на тех рубежах, где их когда-то остановил Мернептах. Большая надпись 5-го года в Мединет Абу является основным источником, повествующим о произошедших событиях. Наиболее часто, как и в папирусе Харрис, здесь упоминаются Лебу, в то время как народы, упомянутые в других источниках, например, Сепеду, опускаются вовсе. В сцене представления царем трофеев кампании, четыре вида пленников, которых он приводит, названы только как Лебу.
“Год пятый Его Величества Хора (...) царя Верхнего и Нижнего Египта, Повелителя Дня, Обладателя молодости и сияния, сверкающего, как луна (...) Сына Ра, Рамсеса, Властителя Гелиополя, первого в победе, появляющегося в Египте, когда Ра ожидает его с жертвованиями, которому божественная Эннеада даровала... победу, владыка доблести, воин, образом подобный сыну Нут (...) Образом подобный Ра в его утреннем появлении (...) Вот... вождь аморейцев в крови, нет семени его, народ его взят в плен, уведен... Каждый из земли его приходит с мольбой, дабы великое Солнце Египта посмотрело на них, дабы солнечный диск повернулся к ним (...) Сказали они (народ): “Велико Солнце земли нашей! Были мы потеряны на земле днем во тьме, когда царь Рамсес III взошел. Земли и страны повержены и приведены в Египет как рабы; собраны дары для насыщения богов его: провизия, другое добро наводнили Обе земли. В радости все в земле этой, нет опечаленного, ибо Амон установил сына своего на престоле его. Ход солнца во власти его. Он поверг азиатов и Чехенну. Уведены те, кто грабил добро Египта. Вот, была земля в опасности страшной со времен предшествующих царей. Были покинуты как боги, так и люди. Не было героя, дабы объединить их, когда были они в отступлении. Вот, был юноша, подобный грифону... быку, готовому к бою... на поле. Его кони подобны соколам... рыча подобно льву, ужасному в гневе. Воины (snn) могучи, как Решеп, когда они видят также десять тысяч... подобно Монту. Его имя как пламя, страх перед ним в землях. Земля Чемех собрана воедино в Ливии... и Мешауаш... Вот, сердце Его Величества наполнено мощью, (как) у льва грозного, бросившегося на овцу...
Вслед за этим поэтическим, но мало информативным вступлением, описывающим победу над народами запада, Большая надпись 5-го года неожиданно упоминает о двух народах, входящих в конгломерат “народов моря”: филистимлянах (Pw-rA-sA-ty) и джеккера (*A-k-kA-rA):
“... Страны северные неспокойные в членах своих, даже филистимляне и джеккера, которые опустошили земли свои. Душа их пришла в крайней нужде. Были они воинами (t-h-rA) на земле, а также на море. Те, кто пришел на (землю)... Амон Ра был позади них, уничтожая их (...) Вожди их схвачены, уничтожены, повергнуты ниц. Стали они рабами...”
Интересен тот факт, что в надписи названия этих народов детерминированы иероглифами мужчины и женщины, что подчеркивало — речь шла не столько о воинах, сколько о целом народе. О их происхождении ничего не известно; кроме того, они не входили в число народов, с которыми воевал Мернептах.
В Большой надписи 8-го года, в качестве врага Египта выступают уже не Лебу, но только “народы моря”. Грандиозные сцены настоящих битв на суше и на море в последний раз покрыли стены египетских храмов, прославляя могущество и смелость царя и его войска, рассказывая о “тьме” египетских стрел, повергнувших врага, когда он был еще на кораблях. Тексты, сопровождающие изображения жестоки, однако тот факт, что некоторые из этих народов появлялись на египетской земле еще при Мернептахе, уточняет важное обстоятельство: египтяне с трудом отстаивали рубежи своего государства. Несколько сохранившихся определений воинственных племен представляют несомненный интерес: “иноземцы с севера, что были на своих островах”, “проникшие в устья Нила”, войска которых после разгрома “были рассеяны в море (Уадж ур)”.
Помимо филистимлян и джеккера, уже упоминавшихся в текстах 5-го года Рамсеса III, в документах 8-го года упомянуты народы Шекелеш, Шардана, Дануна, Уешеш. Фараон прибыл навстречу вражеским войскам в местность Джахи. В уже упоминавшихся “Восхвалениях царской резиденции”, в тексте, повествующем о красотах Пер-Рамсеса, говорится, что столица находится между Джахи и Землей Возлюбленной (т.е. Египтом). Таким образом, местность Джахи находилась близ Пелусийского русла Нила на восточной границе Дельты.
События 8-го года правления Рамсеса III недаром часто называют “нашествием народов моря”. В тексте упоминается большой перечень стран, не устоявших перед несокрушимыми армиями пришельцев: “Ни одна страна не выстояла против их рук, Хета (#tA), Кеди (Qdy), Кархемиш (Q-rA-qA-m-s A), Ирчу (A-rA-Tw), Ирса (A-rA-sA)”; единственная остановка была сделана в земле Амор. Если следовать традиционной локализации, согласно которой Хета — Хеттское государство в Малой Азии, Кеди располагался рядом с Угаритом, Кархемиш стоял на верховьях Евфрата, Ирчу (Арцава?) находился где-то на юге современной Турции, а Ирса было древним названием Кипра, то грандиозный размах “нашествия” действительно впечатляет.
Насколько красноречивыми кажутся грандиозные рельефные композиции, иллюстрирующие войны Рамсеса III, настолько же краток рассказ о произошедшем. Не вызывает сомнения, что состоялись две битвы: одна на суше, когда были практически уничтожены вражеские колесницы, другая — на море. Рельефы показывают египетских воинов, берущих на абордаж вражеские суда.
“Год 8-й Величества Хора, Быка могучего, Льва храброго, сильного руками, владыки силы, пленяющего азиатов, Любимца Двух Владычиц, Мощного в силе, подобного своему отцу Монту в разрушении Девяти Луков, изгнании их из земель их, Сокола, божественного рождением, превосходного и возлюбленного яйца Хорахте, властителя, прекрасного наследника богов, создавшего образы их на земле, удвоившего приношения им, царя Верхнего и Нижнего Египта, Владыки Обеих Земель, Усермаатра Мериамона, сына Ра Рамсеса, Властителя Гелиополя, царя, господина доблести, простирающего обе руки и уносящего дыхание жизни из стран жаром членов своих, великого властью Монту... (...) Он сметает миллионы один, рукой своей, все земли презренные и ничтожные перед ним, призывая... Приходят они, дабы увидеть Египет, простершись ниц, в поклоне перед ним. Говорят они в день каждый: “Монту в образе великом своем, тот, что в Египте среди вас, подняв свой могучий меч. Да разрешите вы нам всем прийти, чтобы мы могли сотворить для него... в его кулаке, царя Рамсеса III.” Великолепно появление царя, подобного сыну Исиды, защитнику, первенца Ра-Атума... носящего белую корону, носящего красную корону, прекрасноликого, увенчанного двумя перьями подобно Татенену. Его великолепие... раним утром, прекрасным, восседая на троне подобно Атуму, когда возложены на него регалии Хора и Сета; Нехбет и Буто, змеевенец Юга и змеевенец Севера, место их на голове его. Сжимают руки его скипетр хекет и плеть нехеху,... осознавая власть... (среди) Девяти Луков (...) Рамсес III, царь сам, говорит: “Слушайте меня, вся страна, собравшись в одном месте, двор, царские дети и вельможи, ... живущие... все молодые люди, живущие в земле этой. Да прислушаетесь вы к сказанному мной, дабы знали вы о том, что решил я для жизни вашей, дабы поняли вы силу отца моего божественного, Амона Кематефа, творца красоты моей. Велика мощь его..., победоносного над любым повергнутым недругом под стопой моей. Даровал он мне победу и рука его со мной, вот, любой, нарушивший границу мою — повержен десницей моей; выбор его пал на одного из сотен и тысяч, его установил он на престоле своем для спасения... когда нет ни единого человека среди них дабы защитить их от Девяти Луков. Я окружил его (Египет) своей силой и смелостью. Когда взошел я подобно солнцу, как царь над Египтом, я защитил его, я оградил его от Девяти Луков. Страны... иноземцы с севера, что были на своих островах, были в волнении. Ни одна страна не выстояла против их рук, Хета, Кеди, Кархемиш, Ирчу, Ирса, были они опустошены. (Встали они) лагерем в месте одном в Аморе. Они разорили его людей и земля их подобна несуществующей. Пришли они с огнем впереди себя, вперед на Египет. Вот, поддержка их: филистимляне, джеккера, Шекелеш, Шардана, Дануна и Уешеш. Объеденены земли эти, подчинили они рукам своим землю до границ ее. Были сердца их уверены, наполнены желанием их. Вот, теперь случилось, что благодаря этому богу, владыке богов, собрал я войска дабы (разогнать) их как диких птиц. Он увеличил силу мою и осуществил мною задуманное. Я двинулся вперед, согласно этим прекрасным вещам. Военачальникам, командирам пехоты, вельможам, приказал я обустроить устья реки, словно могучей стеной военными кораблями, ладьями и судами. Были они полностью снаряжены людьми от носа до кормы, воинами бесстрашными, солдатами из лучших египтян, подобных львам, ревущим на горных вершинах (...) Я, доблестный Монту, стоял перед ними, дабы могли они биться рука к руке рядом со мной (...) Те, кто пришел к границам моим, нет семени их; сердца их и души погибли навеки. Что до тех, которые собрались перед ними на море, пламя было перед ними, перед устьями реки и стена из металла на берегу окружала их. Были они сломлены, повергнуты, лежали на берегу; груды убитых от носа до кормы на их ладьях, все оружие утонуло в воде. Я повернул вспять воды в память о Египте; когда упомянут они имя мое в своей стране, да истребит их это, так как я восседаю на троне Хорахте, змеевенец (Wr.t-HkA.w) на голове моей, подобно Ра. Не позволю я иноземцам видеть границы Египта... Что до Девяти Луков, я увел их с их земли и их границ; принадлежат они мне. Вожди их и народ их (пришел) ко мне с мольбой. Я выполнил задуманное Господином Всего Сущего, божественного, повелителя богов. Возрадуйся, о Египет, до высот небес, ибо я правитель Юга и Севера на престоле Атума. Боги установили меня царем над Египтом, победителем, дабы изгнать их (врагов) из стран их. Даровали они мне царство, когда я был еще ребенком (...) Я защитил Египет, охранил его победоносной силой моей, с тех пор как принял я царство. (...) Cердце мое наполнено истиной ежедневно, ненавижу я ложь... боги удоволены истиной. Руки их — щит для тела моего, уничтожающий зло и несчастье перед членами моими. Царь, Властитель Девяти Луков, Владыка Обеих Земель, Рамсес III, да будет он жив, невредим, здрав, подобно Ра в вечности и бесконечности”.
Лишь только “нашествие народов моря” было остановлено, новые волнения начались на западных границах египетского государства на 11-м году правления фараона. На этот раз среди ливийских воинов преобладали не Лебу, а представители народа Мешауаш, возглавляемые вождем Машаром, сыном Капура.
Еще одно сражение, помимо войн с “народами моря” и ливийцами, упомянуто в папирусе Харрис. Врагом египтян на этот раз были племена Шасу из Сеира, кочевавшие в районе Эдома. Краткая информация об этих событиях имеется в Мединет Абу и Карнаке, где на рельефах изображено взятие царем одной из вражеских крепостей. В текстах сохранились два названия: город Ирчу и “хеттский Тунип”; сохранившиеся личные имена принадлежат представителям Сечетиу.
Безусловно, источники по войнам Рамсеса III не достаточно тщательно изучены вплоть до настоящего времени. Триумфальные тексты Мединет Абу завершаются перечнем более чем 250 наименований народов и местностей, большая часть из которых не идентифицирована. Огромную роль среди интересующих нас памятников играют, конечно же, рельефные иллюстрации к батальным текстам. Если судить о военных качествах Рамсеса III по квадратным метрам роскошных раскрашенных композиций из Мединет Абу, то он, конечно же, предстает великим воителем. Однако эпоха выдающихся египетских полководцев Нового царства — Тутмосов I и III, Аменхотепа II (XVIII династия), Сети I и Рамсеса Великого прошла. Осажденный врагами в собственной стране, Рамсес III достойно отразил вторжение, но египетский воин уже не мог, как когда-то победоносно появиться на берегах Оронта и Евфрата. Характерная черта документации эпохи Рамсеса III — пышность и отсутствие столь важной конкретной информации.
Столкновение египтян со столь сильными врагами на протяжении нескольких лет вызвало напряжение и шок в стране. Одновременно с созданием помпезных надписей во славу царя-победителя, в страхе перед военной угрозой строится стена высотой 15 м вокруг храма Тота в Гермополе, подобные работы ведутся в храме Осириса в Абидосе, в святилище Упуата в Ассиуте. Факты говорят, что фараон опасался вторжения врага не только в Дельту, но и в Средний Египет. Параллельно долине Нила от Гермополя до Абидоса обитали племена Чехенну, одного из народов, входивших в конгломерат Девяти Луков. Победы Рамсеса III умиротворили ливийцев лишь на время. Угроза с запада волновала Египет уже на 28-м году правления Рамсеса III, а позже и того чаще — в 1-й год Рамсеса VI, в царствования Рамсеса IX и XI, вплоть до того момента, когда в эпоху Третьего переходного периода ливийцы захватили царский трон и основали собственную XXII династию (945—715 гг. до н.э.) со столицей в Бубастисе.
Спокойствие на юге, в Нубии, было лишь кажущимся: не стоит забывать, что нубийцы сменили ливийцев в качестве завоевателей Египта и основателей XXV (Эфиопской) династии (747—656 гг. до н.э.).
Виктор Солкин
ancient.gerodot.ru