Как известно, вытеснение чувств и побуждений, вызывающих у человека тревогу, приводит к возникновению невротических симптомов. По мнению ряда авторов (К. Хорни, Э. Фромм, Д. Бейч, Г. Гольдберг и др.) агрессивные побуждения различного рода в наши дни образуют один из главных источников невротической тревожности. "Вытеснить враждебность, как отмечает К. Хорни, означает делать вид, что все хорошо, и таким образом устраниться от борьбы тогда, когда нам следует бороться или, по крайней мере, когда нам хотелось бы бороться. Если враждебность вытесняется в тот момент, когда фактически происходит ущемление интересов человека, для других открывается возможность взять над ним верх". Существует множество причин, по которым люди подавляют возникающие у них агрессивные побуждения. Бейч и Гольдберг выделяют шесть эмоционально разрушительных установок по отношению к агрессии:
"Раздражаться вредно и бессмысленно". Это фундамент, на котором возрастает фобия по отношению к агрессии. Однако подавленная агрессия время от времени разряжается во взрывах ярости и раздражительности, что подтверждает худшие опасения этого человека по поводу агрессии.
"Если я скажу ему (ей), что я в самом деле чувствую, он (она) этого не выдержит".
"Если я дам волю своим агрессивным чувствам, я могу потерять власть над собой". Однако насилие происходит, как правило, лишь вследствие долго подавляемой враждебности.
"Такое поведение не прилично!"
"Если я раскрою перед ними эти чувства, они меня отвергнут".
"Я боюсь, что они могут сделать в ответ". Человек подавляет агрессию изза страха быть наказанным.
Кроме внезапных взрывов ярости и раздражения следствием подавляемой враждебности может быть безучастность и пассивность во взаимоотношениях, чувство беспомощности и обиды за свое подчиненное положение. Вышеназванные авторы сходятся на том, что альтернативой подавлению враждебности является ее сохранение под контролем сознания, включение агрессивных побуждений в комплекс всех чувств человека и конструктивное выражение этих побуждений. Последнее подразумевает такие виды поведения, как прямое выражение раздражения, обиды и гнева между двумя людьми; самоутверждение; открытая непосредственная конфронтация; выражение и исследование конфликта; защита своей личности. При конструктивном выражении агрессивная энергия увеличивает глубину и подлинность личных и межличностных отношений и переживаний. Ее подавление порождает атмосферу отчуждения, и извращенные формы ее выражения.
Ситуации подавления агрессивных побуждений часто возникают между взрослыми и детьми в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда возрастающее желание ребят быть самостоятельными сталкивается с все еще сильным контролем над их поведением со стороны взрослых и, в первую очередь, родителей. Неспособность же детей отделить любовь к родителям от послушания ведет к подавлению негативных чувств и к возникновению вышеназванных последствий. Изложенные концептуальные положения подводят нас к проблеме диагностики склонности индивида к подавлению агрессивных побуждений. Такая диагностика возможна при наличии эмпирических показателей и инструментария, способного их измерить. Одним из таких показателей, на наш взгляд, может быть уступчивость человека в тех случаях, когда ущемляются его интересы. Когда человек вынуждено жертвует значимыми для него интересами, у него, как правило, возникают отрицательные чувства от легкого сожаления до обиды, раздражения и гнева, которые могут быть направлены как на себя, так и на другого человека. Для оценки уступчивости использовался тест Томаса, выявляющий стили поведения в конфликтных ситуациях. Уровень агрессивности определялся с помощью проективной методики "Hand-тест".
Способность к проявлению конструктивной агрессии измерялась по шкале самооценки конструктивной агрессии. Испытуемым предлагалось оценить собственную способность отстаивать свои, семейные и групповые интересы, настойчиво двигаться к намеченной цели, даже если при этом может быть нанесен какойлибо ущерб другим людям. Предполагалось, что неспособность отстаивать свои интересы, отражаемая шкалой конструктивной агрессии (КА), будет сочетаться с высоким приспособлением (П) и, в ряде случаев, повышением по шкале агрессивности (А). Так как бессознательная цель агрессии, измеряемой "Hand-тестом", как отмечают его авторы, наказание и искупление, то, на наш взгляд, в этом случае можно говорить о наличии подавляемых враждебных побуждений у человека внешне неконфликтного, уступчивого.
В исследовании принимало участие 92 учащихся 10-х классов Барнаульского педагогического лицея. Собранные данные обрабатывались с помощью t-критерия Стьюдента на основе help`ов по шкалам конструктивной агрессии и приспособления. Обработка проводилась в два этапа. На первом определялись связи между шкалами на всей выборке. На втором выборка делилась на две группы по шкале конструктивной агрессии и определялись связи между шкалами в подгруппах. Положительная связь между показателями П и А может говорить в пользу того, что уступчивость может быть показателем наличия подавляемых агрессивных тенденций. Так как КА и П имеют обратную связь, то логично предположить, что люди не способные к проявлению КА, а потому приспосабливающиеся к окружающим, характеризуются наличием подавляемых агрессивных тенденций. Однако положительная связь между А и КА вносит диссонанс в эти рассуждения, который заключается в том, что КА и П обратно связаны между собой и, одновременно, положительно с А.
Решение этого противоречия было найдено после второго этапа обработки полученной информации. На этом этапе выборка была разделена на две группы относительно среднего по шкале КА. В полученных группах определялась связь между А и П с помощью tкритерия (см. рис. 2.). В группе с низкой КА связь между А и П отсутствует, а в группе с высокой КА эта связь положительная. Положительная связь между П и А в группе с высокой КА может говорить о том, что независимость, самостоятельность и активность ребят, отражаемые высокими баллами по шкале КА, приходят в конфликт с все еще сильной зависимостью от значимых других других (родители, педагоги, группа сверстников), что вынуждает хотя бы частично уступать требованиям этих значимых других. Однако, вынужденные уступки (фрустрации) вызывают у них чувства обиды, раздражения и гнева, которые порождают агрессивные тенденции, что и отражается, возможно, в положительной зависимости между П и А.
Oтсутствие же связи между П и А в группе с низкой КА может означать, что ребята не склонные к проявлению КА, реагируют на фрустрации, связанные с вынужденными уступками, скорее покорностью и унынием, чем гневом и раздражением. Tаким образом, выдвинутая гипотеза, в результате проведенного исследования, подтвердилась в том, что у людей, способных активно отстаивать свои интересы, противостоять другим в их посягательствах, но вынужденных по какимлибо причинам уступать и приспосабливаться, такое поведение может порождать враждебноагрессивные побуждения и чувства. Однако, для более обоснованных выводов необходима разработка и использование более чувствительного к измеряемым показателям инструментария.
В. Алексеев
follow.ru
Как известно, вытеснение чувств и побуждений, вызывающих у человека тревогу, приводит к возникновению невротических симптомов. По мнению ряда авторов (К. Хорни, Э. Фромм, Д. Бейч, Г. Гольдберг и др.) агрессивные побуждения различного рода в наши дни образуют один из главных источников невротической тревожности. "Вытеснить враждебность, как отмечает К. Хорни, означает делать вид, что все хорошо, и таким образом устраниться от борьбы тогда, когда нам следует бороться или, по крайней мере, когда нам хотелось бы бороться. Если враждебность вытесняется в тот момент, когда фактически происходит ущемление интересов человека, для других открывается возможность взять над ним верх". Существует множество причин, по которым люди подавляют возникающие у них агрессивные побуждения. Бейч и Гольдберг выделяют шесть эмоционально разрушительных установок по отношению к агрессии:
-
"Раздражаться вредно и бессмысленно". Это фундамент, на котором возрастает фобия по отношению к агрессии. Однако подавленная агрессия время от времени разряжается во взрывах ярости и раздражительности, что подтверждает худшие опасения этого человека по поводу агрессии.
-
"Если я скажу ему (ей), что я в самом деле чувствую, он (она) этого не выдержит".
-
"Если я дам волю своим агрессивным чувствам, я могу потерять власть над собой". Однако насилие происходит, как правило, лишь вследствие долго подавляемой враждебности.
-
"Такое поведение не прилично!"
-
"Если я раскрою перед ними эти чувства, они меня отвергнут".
-
"Я боюсь, что они могут сделать в ответ". Человек подавляет агрессию изза страха быть наказанным.
Кроме внезапных взрывов ярости и раздражения следствием подавляемой враждебности может быть безучастность и пассивность во взаимоотношениях, чувство беспомощности и обиды за свое подчиненное положение. Вышеназванные авторы сходятся на том, что альтернативой подавлению враждебности является ее сохранение под контролем сознания, включение агрессивных побуждений в комплекс всех чувств человека и конструктивное выражение этих побуждений. Последнее подразумевает такие виды поведения, как прямое выражение раздражения, обиды и гнева между двумя людьми; самоутверждение; открытая непосредственная конфронтация; выражение и исследование конфликта; защита своей личности. При конструктивном выражении агрессивная энергия увеличивает глубину и подлинность личных и межличностных отношений и переживаний. Ее подавление порождает атмосферу отчуждения, и извращенные формы ее выражения.
Ситуации подавления агрессивных побуждений часто возникают между взрослыми и детьми в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда возрастающее желание ребят быть самостоятельными сталкивается с все еще сильным контролем над их поведением со стороны взрослых и, в первую очередь, родителей. Неспособность же детей отделить любовь к родителям от послушания ведет к подавлению негативных чувств и к возникновению вышеназванных последствий. Изложенные концептуальные положения подводят нас к проблеме диагностики склонности индивида к подавлению агрессивных побуждений. Такая диагностика возможна при наличии эмпирических показателей и инструментария, способного их измерить. Одним из таких показателей, на наш взгляд, может быть уступчивость человека в тех случаях, когда ущемляются его интересы. Когда человек вынуждено жертвует значимыми для него интересами, у него, как правило, возникают отрицательные чувства от легкого сожаления до обиды, раздражения и гнева, которые могут быть направлены как на себя, так и на другого человека. Для оценки уступчивости использовался тест Томаса, выявляющий стили поведения в конфликтных ситуациях. Уровень агрессивности определялся с помощью проективной методики "Hand-тест".
Способность к проявлению конструктивной агрессии измерялась по шкале самооценки конструктивной агрессии. Испытуемым предлагалось оценить собственную способность отстаивать свои, семейные и групповые интересы, настойчиво двигаться к намеченной цели, даже если при этом может быть нанесен какойлибо ущерб другим людям. Предполагалось, что неспособность отстаивать свои интересы, отражаемая шкалой конструктивной агрессии (КА), будет сочетаться с высоким приспособлением (П) и, в ряде случаев, повышением по шкале агрессивности (А). Так как бессознательная цель агрессии, измеряемой "Hand-тестом", как отмечают его авторы, наказание и искупление, то, на наш взгляд, в этом случае можно говорить о наличии подавляемых враждебных побуждений у человека внешне неконфликтного, уступчивого.
В исследовании принимало участие 92 учащихся 10-х классов Барнаульского педагогического лицея. Собранные данные обрабатывались с помощью t-критерия Стьюдента на основе help`ов по шкалам конструктивной агрессии и приспособления. Обработка проводилась в два этапа. На первом определялись связи между шкалами на всей выборке. На втором выборка делилась на две группы по шкале конструктивной агрессии и определялись связи между шкалами в подгруппах. Положительная связь между показателями П и А может говорить в пользу того, что уступчивость может быть показателем наличия подавляемых агрессивных тенденций. Так как КА и П имеют обратную связь, то логично предположить, что люди не способные к проявлению КА, а потому приспосабливающиеся к окружающим, характеризуются наличием подавляемых агрессивных тенденций. Однако положительная связь между А и КА вносит диссонанс в эти рассуждения, который заключается в том, что КА и П обратно связаны между собой и, одновременно, положительно с А.
Решение этого противоречия было найдено после второго этапа обработки полученной информации. На этом этапе выборка была разделена на две группы относительно среднего по шкале КА. В полученных группах определялась связь между А и П с помощью tкритерия (см. рис. 2.). В группе с низкой КА связь между А и П отсутствует, а в группе с высокой КА эта связь положительная. Положительная связь между П и А в группе с высокой КА может говорить о том, что независимость, самостоятельность и активность ребят, отражаемые высокими баллами по шкале КА, приходят в конфликт с все еще сильной зависимостью от значимых других других (родители, педагоги, группа сверстников), что вынуждает хотя бы частично уступать требованиям этих значимых других. Однако, вынужденные уступки (фрустрации) вызывают у них чувства обиды, раздражения и гнева, которые порождают агрессивные тенденции, что и отражается, возможно, в положительной зависимости между П и А.
Oтсутствие же связи между П и А в группе с низкой КА может означать, что ребята не склонные к проявлению КА, реагируют на фрустрации, связанные с вынужденными уступками, скорее покорностью и унынием, чем гневом и раздражением. Tаким образом, выдвинутая гипотеза, в результате проведенного исследования, подтвердилась в том, что у людей, способных активно отстаивать свои интересы, противостоять другим в их посягательствах, но вынужденных по какимлибо причинам уступать и приспосабливаться, такое поведение может порождать враждебноагрессивные побуждения и чувства. Однако, для более обоснованных выводов необходима разработка и использование более чувствительного к измеряемым показателям инструментария.
В. Алексеев
follow.ru