«Небесные тюрки» рассказали историю Великой степи

9 Қыркүйек 2013, 08:32

В Астане в концертном зале «Тілеп қобыз сарайы» 8 сентября состоялось выступление фольклорно-этнографического ансамбля «Көк түріктер» («Небесные тюрки») под названием «Музыка Великой степи Дешт-и-Кипчак», передает BNews.kz Созданному по инициативе известного общественного деятеля, мецената Сапара Искакова музыкальному коллективу еще нет и года (он появился в декабре 2012 г.), однако на суд ценителей народной музыки была представлена глубоко осмысленная, профессиональная программа выступления. Оригинальность концерту придал экскурс в историю создания музыкальных произведений и древних инструментов, чьим звучанием наслаждались зрители. К примеру, нар-кобыз Тілепа Аспантайұлы XVIII в., инструмент аль-канун, изобретенный великим ученым и мыслителем Аль-Фараби в IX в., копия кипчакской домбры V в., обнаруженной археологами в пещерах Алтая. Также прозвучали такие инструменты, как қыл-қобыз, шаң-қобыз, жетіген, дабыл, данғыра, сыбызғы. Настоящим подарком стало выступление Едиля Кусаинова, владеющего древним искусством горлового пения. Нужно отдать должное художественному руководителю ансамбля «Көк түріктер» Шолпан Корганбековой, которая выстроила выступление музыкантов в соответствии с историческими эпохами. Так, народный кюй «Көк бөрілер» в исполнении лауреатов республиканских конкурсов Жанар Абжановой и Зарины Макановой относит слушателей в седую древность, рассказывая миф о зарождении тюрков от небесных волков. Отрывок из оперы А.Бородина «Князь Игорь» - «Половецкие пляски» в исполнении лауреата республиканских конкурсов Айгерим Наушабековой (ансамбль « Көк түріктер», хор) рассказывает о взаимопроникновении кочевой и русской культур, взаимоотношениях кипчакской степи и Руси. О неоценимом вкладе средневекового ученого-мыслителя и, как оказалось, музыканта Аль-Фараби в развитие мусульманского востока рассказывает выступление лауреата республиканских конкурсов Венеры Табыс (ансамбль « Көк түріктер»). Она исполнила музыкальное произведение Аль-Фараби «Башираф» на инструменте Әл-канун IX века. О восстании казахской бедноты в Западном Казахстане в 1836—1838 годах рассказывает кюй «Жұмыр қылыш» воина и поэта Махамбета Утемисова. Каждый концертный номер сопровождался видеорядом, составленным из отрывков художественных и документальных исторических лент, повествующих о далеких битвах на бескрайних просторах Дешт-и-Кипчак, шаманских обрядах, национальной охоте, народных праздниках, играх и т.д. Одно из самых ярких впечатлений оставил своеобразный «сравнительный анализ» музыкальной культуры, обрядов кочевников и североамериканских индейцев. Так, на фоне звучания сыбызгы и кобыза, на экране были показаны необычайно схожие с казахскими музыкальные инструменты, одежда и обряды индейцев команчи. Как известно, целый ряд тюркологов, как отечественных, так и зарубежных, предпринимали попытки провести параллель между тюрками и некоторыми народностями Северной Америки – на основе лингвистического и культурологического анализа. И еще одна такая попытка, уже с помощью музыки, была сделана на сцене концертного зала «Тілеп қобыз сарайы». Украшением вечера стало выступление виртуозов-домбристов - лауреата 1-й премии республиканского конкурса инструменталистов и госпремии «Дарын» Анар Муздахановой и заслуженного артиста РК, профессора Турара Алипбаева и многих других. Завершением концерта стало исполнение песни «Елім менің» Тураром Альменовым (ансамбль «Көк түріктер»). Все в целом – и концертный зал, построенный в форме юрты, и богатые концертные костюмы, и широкий спектр народных музыкальных инструментов, и информационно-просветительская составляющая музыкальных номеров – послужило наиболее полному отображению богатого музыкального и в целом исторического наследия казахов. Прошедший вечер в «Тілеп қобыз сарайы» показал, как нужно изучать историю своего народа - в тесной взаимосвязи с его культурой, музыкой. И фразу ученых «Тюрки сделали историю, но не записали ее», вероятно, можно переосмыслить в более положительном ключе: летопись тюрков – это фольклор. Как отмечает Сапар Искаков, цель создания ансамбля «Көк түріктер», как и в целом концертного зала «Тілеп қобыз сарайы», - это популяризация культурно-исторического наследия казахов. В его детище нашли воплощение все грани деятельности С.Искакова - талантливого инженера-строителя, архитектора, увлекающегося историей и археологией, большого ценителя классической музыки, путешественника и журналиста, бизнесмена и мецената. Как сообщил С.Искаков гостям вечера, среди которых были сотрудники иностранных посольств и туристы, студенты и школьники, старшее и молодое поколение, ансамбль «Көк түріктер» будет нас радовать выступлениями каждый месяц. Жанар МУХАМЕДИЯРОВА

В Астане в концертном зале «Тілеп қобыз сарайы» 8 сентября состоялось выступление фольклорно-этнографического ансамбля «Көк түріктер» («Небесные тюрки») под названием «Музыка Великой степи Дешт-и-Кипчак», передает BNews.kz

Созданному по инициативе известного общественного деятеля, мецената Сапара Искакова музыкальному коллективу еще нет и года (он появился в декабре 2012 г.), однако на суд ценителей народной музыки была представлена глубоко осмысленная, профессиональная программа выступления. Оригинальность концерту придал экскурс в историю создания музыкальных произведений и древних инструментов, чьим звучанием наслаждались зрители. К примеру, нар-кобыз Тілепа Аспантайұлы XVIII в., инструмент аль-канун, изобретенный великим ученым и мыслителем Аль-Фараби в IX в., копия кипчакской домбры V в., обнаруженной археологами в пещерах Алтая. Также прозвучали такие инструменты, как қыл-қобыз, шаң-қобыз, жетіген, дабыл, данғыра, сыбызғы.

Настоящим подарком стало выступление Едиля Кусаинова, владеющего древним искусством горлового пения.

Нужно отдать должное художественному руководителю ансамбля «Көк түріктер» Шолпан Корганбековой, которая выстроила выступление музыкантов в соответствии с историческими эпохами. Так, народный кюй «Көк бөрілер» в исполнении лауреатов республиканских конкурсов Жанар Абжановой и Зарины Макановой относит слушателей в седую древность, рассказывая миф о зарождении тюрков от небесных волков.

Отрывок из оперы А.Бородина «Князь Игорь» - «Половецкие пляски» в исполнении лауреата республиканских конкурсов Айгерим Наушабековой (ансамбль « Көк түріктер», хор) рассказывает о взаимопроникновении кочевой и русской культур, взаимоотношениях кипчакской степи и Руси.

О неоценимом вкладе средневекового ученого-мыслителя и, как оказалось, музыканта Аль-Фараби в развитие мусульманского востока рассказывает выступление лауреата республиканских конкурсов Венеры Табыс (ансамбль « Көк түріктер»). Она исполнила музыкальное произведение Аль-Фараби «Башираф» на инструменте Әл-канун IX века.

О восстании казахской бедноты в Западном Казахстане в 1836—1838 годах рассказывает кюй «Жұмыр қылыш» воина и поэта Махамбета Утемисова.

Каждый концертный номер сопровождался видеорядом, составленным из отрывков художественных и документальных исторических лент, повествующих о далеких битвах на бескрайних просторах Дешт-и-Кипчак, шаманских обрядах, национальной охоте, народных праздниках, играх и т.д. Одно из самых ярких впечатлений оставил своеобразный «сравнительный анализ» музыкальной культуры, обрядов кочевников и североамериканских индейцев. Так, на фоне звучания сыбызгы и кобыза, на экране были показаны необычайно схожие с казахскими музыкальные инструменты, одежда и обряды индейцев команчи. Как известно, целый ряд тюркологов, как отечественных, так и зарубежных, предпринимали попытки провести параллель между тюрками и некоторыми народностями Северной Америки – на основе лингвистического и культурологического анализа. И еще одна такая попытка, уже с помощью музыки, была сделана на сцене концертного зала «Тілеп қобыз сарайы».

Украшением вечера стало выступление виртуозов-домбристов - лауреата 1-й премии республиканского конкурса инструменталистов и госпремии «Дарын» Анар Муздахановой и заслуженного артиста РК, профессора Турара Алипбаева и многих других.

Завершением концерта стало исполнение песни «Елім менің» Тураром Альменовым (ансамбль «Көк түріктер»).

Все в целом – и концертный зал, построенный в форме юрты, и богатые концертные костюмы, и широкий спектр народных музыкальных инструментов, и информационно-просветительская составляющая музыкальных номеров – послужило наиболее полному отображению богатого музыкального и в целом исторического наследия казахов. Прошедший вечер в «Тілеп қобыз сарайы» показал, как нужно изучать историю своего народа - в тесной взаимосвязи с его культурой, музыкой. И фразу ученых «Тюрки сделали историю, но не записали ее», вероятно, можно переосмыслить в более положительном ключе: летопись тюрков – это фольклор.

Как отмечает Сапар Искаков, цель создания ансамбля «Көк түріктер», как и в целом концертного зала «Тілеп қобыз сарайы», - это популяризация культурно-исторического наследия казахов. В его детище нашли воплощение все грани деятельности С.Искакова - талантливого инженера-строителя, архитектора, увлекающегося историей и археологией, большого ценителя классической музыки, путешественника и журналиста, бизнесмена и мецената.

Как сообщил С.Искаков гостям вечера, среди которых были сотрудники иностранных посольств и туристы, студенты и школьники, старшее и молодое поколение, ансамбль «Көк түріктер» будет нас радовать выступлениями каждый месяц.

Жанар МУХАМЕДИЯРОВА

Бөлісу: