29 Тамыз 2013, 10:38
ЙОМ КИПУР
Десятый день еврейского нового года - Судный день (Йом Кипур) - день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.
В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
"Открывающая молитва" - Кол-Нидрей - превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнений, что этому способствовал прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании.
В Йом Кипур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.
В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание - утраты и скорбь.
В канун Йом Кипур принято есть "разделяющую трапезу", после которой до исхода Судного дня - строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.
Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе - приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.
Особое значение приобретает "закрывающая молитва", произносимая при заходе солнца - после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара, и слышен завершающий все обряды призыв: "В следующем году - в Иерусалиме".
ЕВРОПЕЙСКИЙ ДЕНЬ ЯЗЫКОВ
Ежегодно, начиная с 2001 года, 26 сентября отмечается Европейский день языков (European Day of Languages) с целью поддержания языкового разнообразия, двуязычия каждого европейца и развития преподавания языков в мире. Действительно, сейчас становится все больше и больше людей, которые свободно разговаривают, как минимум, на одном иностранном языке.
Феномен владения иностранными языками изучается уже давно. Почему некоторым людям так трудно дается родной язык, а другие с легкостью воспринимают сразу несколько иностранных? Является ли это результатом напряженного труда или достаточно генетической предрасположенности?
Конечно, талант важен, как и в любой другой сфере. С другой стороны, еще в 18-19 веках было модно в обществе блеснуть знаниями - и нет-нет, да и ввернуть словечко из французского, немецкого или латыни. Знание хотя бы одного иностранного языка считалось нормой.
В европейских институтах официально равноправно используются следующие языки: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.
Все решения, принимаемые официальными органами ЕС, переводятся на все официальные языки, и граждане ЕС вправе обращаться в органы ЕС и получать ответ на свои запросы на любом из официальных языков.
На мероприятиях на высшем уровне предпринимаются меры по осуществлению перевода выступлений участников на все официальные языки (по необходимости).
Несмотря на декларируемое равноправие всех языков Союза, с расширением границ ЕС все чаще наблюдается "европейское двуязычие", когда фактически в работе инстанций (за исключением официальных мероприятий) используются в основном английский, французский и, в меньшей степени, немецкий - при этом какие-либо иные языки используются в зависимости от ситуации.
Сохранение и развитие языков, включая малые, декларируется в качестве официальной языковой политики Евросоюза. Среди способов достижения этого обычно называются изучение более чем одного иностранного языка и продолжение изучения языков в зрелом возрасте.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОНТРАЦЕПЦИИ
26 сентября 2007 года по инициативе ряда организаций, занимающихся вопросами репродуктивного здоровья, впервые был отмечен Всемирный День контрацепции (World Contraception Day). Всемирный День контрацепции - долгосрочная кампания, направленная на всех женщин и мужчин репродуктивного возраста. Ее цель - снижение высокого уровня незапланированных беременностей.
В настоящее время существует большая потребность в расширении знаний по вопросам контрацепции среди молодых людей в возрасте 15–25 лет. Важно предоставить им необходимую информацию именно в этот возрастной период, поскольку их сексуальное и репродуктивное поведение может наложить отпечаток на всю последующую жизнь.
В этот день по всему миру проходят различные мероприятия, имеющие непосредственное отношение к Всемирному Дню контрацепции - это образовательные акции в учебных заведениях, благотворительные концерты, открытие тематических порталов.
ПАДМА ЭКАДАШИ
История празднования Падма Экадаши (Padma Ekadashi) была описана Брахмой его сыну Нараде Муни. Вкратце излагая суть повествования, в котором рассказывается о том, как соблюдение поста в Падма Экадаши некогда спасло от засухи целое государство, нужно обратить внимание на несколько важных деталей.
Во-первых, из описания ясно, что страной правил святой царь по имени Мандхата. "Так как он всегда стоял за истину, он был правителем. Он заботился о подданных как о своих детях. Благодаря его благочестию и большой набожности, в царстве не было эпидемий, засухи и каких-либо болезней. Все подданные были не только свободны от беспокойств, но и очень богаты. В собственной сокровищнице царя не было денег, добытых нечестным путём".
Во-вторых, когда по каким-то причинам в его царстве три года была засуха, из-за невозможности совершения ведических жертвоприношений, предложения подношений предкам и полубогам, проведения ритуального поклонения и даже изучения Вед, подданные все пришли к своему возлюбленному царю и стали смиренно просить его о помощи.
В-третьих, выслушав подданных, царь предположил собственную вину: "Если царь безбожен, то и он, и его подданные страдают", - и отправился за помощью к святым, живущим в уединении. По мнению святых, причиной государственных проблем было то, что один невежественный человек вместо исполнения предписанного ему долга незаконно совершал ритуал аскезы и епитимьи.
Каким же истинам может научить эта древняя история современного человека? Здесь можно увидеть и порядок в организации общества, и доверие друг другу, и необходимость совершенствования. Можно понять, что с точки зрения сути вещей в обществе мало что изменилось, однако правдивость, чистота, милосердие и аскетизм можно всё меньше и меньше наблюдать в нашей жизни.
Сознание человека, как ни странно, тем выше, чем больше он осознаёт своё несовершенство. Все разумные люди понимают необходимость совершенствования, но чем меньше их разум, тем дальше они от понимания необходимости совершенствования именно себя. Можно заметить, что сегодня человек стремится совершенствовать своих близких, своих подчинённых и даже далёких и старших - всех, но только не самого себя. Такой человек становится и семьянином, и начальником, и даже царём, но, к сожалению, все его усилия не принесут такого эффекта, как если бы он начал с самого себя.
Несовершенная личность обязательно должна слушаться личность более совершенную: такое послушание позволит одновременно и осознать своё положение, и при этом не совершать серьёзных ошибок в своей жизни. Ведическая философия учит, что человек - это тот, кто способен услышать то, что исходит от Бога. Это отнюдь не означает, что человек не слушает и не слушается никого, кроме Бога: человек стремится совершенствоваться в послушании и почитании отца с матерью, учителей, какую бы науку они ни преподавали, старших по возрасту, по положению, по глубине жизненной реализации (опыту), по отношению к ним других.
Человек - это идеальный гражданин, который является примером для всех в своём законопослушании: в какую бы страну ни попал монах, он будет идеально следовать всем принятым в ней законам. Человек способен услышать самое главное: никогда и никого не учить и не наставлять, поскольку самое главное, что он услышал, было обращено именно к нему.
Человек слушает, но услышанное оседает внутри его сердца, а не вылетает из другого уха или изо рта в пересказывающих рассказах для окружающих. Человек спасает себя, а не спасает других, так и не спасшись сам. Когда человек видит, что что-то не так, он ищет проблему внутри себя, а не в других. Когда человек слышит о необходимости изменений, он понимает, что нужно измениться самому, поскольку только тогда изменятся близкие, только тогда изменится и весь мир.
mignews.com.ua