14 августа

28 Тамыз 2013, 05:01

ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ 14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе, а поводом послужили многочисленные болезни, часто начинавшиеся в августе. Зарождение этого праздника относится к 9 веку, а в 12-13 веках он утвердился во всех Православных церквях мира. Русское название праздника "происхождение" - неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название "Медовый Спас". Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святого Креста во время сражений Святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОРРИДЫ Ежегодно 14 августа в Абиуле (Abiul) проходит праздник рождения португальской корриды, главное событие которого - сама коррида в старинных национальных традициях. Коррида (исп. Corrida de toros или англ. Bullfighting) - это не просто соревнование, а удивительное сочетание спорта и искусства, зрелища и мастерства, шоу и священнодействия с участием отчаянных смельчаков. Кабальеро начинает бой, выезжая на лошади, а фуркадуш - пешие бойцы, вступают в поединок, когда бык уже ранен фарпой - пикой с острым крючком на конце длиной в два сантиметра, который втыкается в подкожную жировую сумку на холке быка и там застревает. По болезненности это сравнимо с уколом иголкой для человека. В прошлые века наездники были аристократами, а фуркадуш - простолюдинами. С тех пор сохранилось различие в их экипировке: костюмы "пехотинцев" значительно скромнее. Испокон века в стране существуют четкие возрастные границы для участников корриды. Младшая категория - "инфантиш", то есть "младенцы". В нее входят мальчики от 10 до 14 лет, которые сражаются не со взрослыми быками, а с юными бычками. Подростковая группа "ювенайлз" включает подростков 14-18 лет. Основная возрастная группа - мужчины от 18 до 35 лет, хотя верхняя граница условна и часто превышается теми, кто выходит на арену и в свои 40, и в свои 45. В корриде участвуют трех-четырехлетние быки с весом пятьсот-шестьсот килограммов. По сравнению со всеми прочими корридами португальская - наименее кровавая. Быков, вопреки расхожему мнению, по окончании корриды на бойню не отправляют, а возвращают в загоны. На их рога и перед тренировкой, и перед боем одевают специальные кожаные чехлы для смягчения ударов. Они спасут фуркадуша, если он допустит хотя бы одну оплошность. От бойца требуется не только смелость, но и безупречное зрение, быстрая координация движений и хладнокровие. Трибуны вокруг арены всегда переполнены - коррида феноменально популярна у народа, особенно у девушек. Они весьма часто предпочитают прочим развлечениям визит на тренировку фуркадуш. А быть подругой фуркадуша - заветная мечта каждой юной португалки. НОЧЬ МОГУЩЕСТВА И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ - ЛЯЙЛЯТ АЛЬ-КАДР В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлят аль-Кадр (Laylat al-Qadr) - Ночь Могущества и Предопределения - самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Исламские ученые предполагают ряд причин, почему эта ночь была названа "Ляйлят аль-Кадр" (Ночь Могущества): "Могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был ниспослан именно в эту ночь. Невероятно большое количество ангелов опускаются в эту ночь на землю. Проявление благодати, милости и прощения Всевышнего в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности. Верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии". Точная дата этой ночи неизвестна, обычно она приходится на последние 10 дней месяца Рамадан. Многие богословы обращают внимание на ночь 27 дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, но не однозначно. У Ляйлят аль-Кадр есть особенности. В эту ночь бывает очень тихо и безмятежно, звезды не падают, погода стоит безоблачная и без осадков. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние, а утром солнце восходит как полная луна - без ослепляющих лучей, с нежным светом. В Ляйлят аль-Кадр самым лучшим для мусульманина будет совершение покаяния (тауба) и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, прощаются былые обиды, строятся планы на будущее. НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, начиная с 14 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, дано ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны - весенний пост в Четыредесятницу, для лета - летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени - осенний в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)". Святой Симеон Солунский пишет, что: "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас". На период поста по понедельникам, средам и пятницам предписано сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успение - если он приходится на среду или пятницу. ДЕНЬ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ АБХАЗИИ 14 августа в Абхазии отмечают День памяти защитников Отечества. Во всех городах и районах Республики в этот день возлагают венки и цветы к памятникам и могилам погибшего в Отечественной войне 1992-1993 годов населения Абхазии. 14 августа 1992 года в Абхазию вошли войска Государственного Совета Грузии. По официальной версии Тбилиси, войска были введены якобы для охраны железной дороги на участке Псоу-Ингур. Верховный Совет Абхазии расценил действия Госсовета Грузии как "подготовленную оккупацию территории суверенной Абхазии". После ввода грузинских войск завязалось вооруженное противостояние, переросшее в грузино-абхазскую войну. Боевые действия длились 413 дней и завершились поражением грузинских вооруженных сил. В этой войне участвовали до 12 тысяч человек. Ее жертвами стали более 2700 человек, более пяти тысяч человек получили ранения. ПЕРВЫЙ СПАС, МЕДОВЫЙ СПАС, МАКОВЫЙ СПАС, СПАС НА ВОДЕ Медовым Спасом в народе называют православный праздник в первый день Успенского поста, установленный в IX веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения. На Руси отмечать праздник стали с конца 15 века. С этого дня - ровно через месяц после окончания Петрова поста - начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста - три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда. В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах. Ну, а наиболее известное название - Медовый Спас - идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название - Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака - например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. "Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!", - просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: "Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду"; "В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли - так и поезжай домой"; "Паши под озимы, готовь гумна и овины". Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие - то лучше посев отложить. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес - заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство. mignews.com.ua

ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника.

Празднование было установлено в Константинополе, а поводом послужили многочисленные болезни, часто начинавшиеся в августе.

Зарождение этого праздника относится к 9 веку, а в 12-13 веках он утвердился во всех Православных церквях мира.

Русское название праздника "происхождение" - неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название "Медовый Спас".

Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святого Креста во время сражений Святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОРРИДЫ

Ежегодно 14 августа в Абиуле (Abiul) проходит праздник рождения португальской корриды, главное событие которого - сама коррида в старинных национальных традициях.

Коррида (исп. Corrida de toros или англ. Bullfighting) - это не просто соревнование, а удивительное сочетание спорта и искусства, зрелища и мастерства, шоу и священнодействия с участием отчаянных смельчаков.

Кабальеро начинает бой, выезжая на лошади, а фуркадуш - пешие бойцы, вступают в поединок, когда бык уже ранен фарпой - пикой с острым крючком на конце длиной в два сантиметра, который втыкается в подкожную жировую сумку на холке быка и там застревает. По болезненности это сравнимо с уколом иголкой для человека. В прошлые века наездники были аристократами, а фуркадуш - простолюдинами. С тех пор сохранилось различие в их экипировке: костюмы "пехотинцев" значительно скромнее.

Испокон века в стране существуют четкие возрастные границы для участников корриды. Младшая категория - "инфантиш", то есть "младенцы". В нее входят мальчики от 10 до 14 лет, которые сражаются не со взрослыми быками, а с юными бычками. Подростковая группа "ювенайлз" включает подростков 14-18 лет. Основная возрастная группа - мужчины от 18 до 35 лет, хотя верхняя граница условна и часто превышается теми, кто выходит на арену и в свои 40, и в свои 45.

В корриде участвуют трех-четырехлетние быки с весом пятьсот-шестьсот килограммов. По сравнению со всеми прочими корридами португальская - наименее кровавая. Быков, вопреки расхожему мнению, по окончании корриды на бойню не отправляют, а возвращают в загоны. На их рога и перед тренировкой, и перед боем одевают специальные кожаные чехлы для смягчения ударов. Они спасут фуркадуша, если он допустит хотя бы одну оплошность. От бойца требуется не только смелость, но и безупречное зрение, быстрая координация движений и хладнокровие.

Трибуны вокруг арены всегда переполнены - коррида феноменально популярна у народа, особенно у девушек. Они весьма часто предпочитают прочим развлечениям визит на тренировку фуркадуш. А быть подругой фуркадуша - заветная мечта каждой юной португалки.

НОЧЬ МОГУЩЕСТВА И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ - ЛЯЙЛЯТ АЛЬ-КАДР

В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлят аль-Кадр (Laylat al-Qadr) - Ночь Могущества и Предопределения - самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь.

Исламские ученые предполагают ряд причин, почему эта ночь была названа "Ляйлят аль-Кадр" (Ночь Могущества):

"Могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был ниспослан именно в эту ночь. Невероятно большое количество ангелов опускаются в эту ночь на землю. Проявление благодати, милости и прощения Всевышнего в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности. Верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии".

Точная дата этой ночи неизвестна, обычно она приходится на последние 10 дней месяца Рамадан. Многие богословы обращают внимание на ночь 27 дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, но не однозначно. У Ляйлят аль-Кадр есть особенности. В эту ночь бывает очень тихо и безмятежно, звезды не падают, погода стоит безоблачная и без осадков. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние, а утром солнце восходит как полная луна - без ослепляющих лучей, с нежным светом.

В Ляйлят аль-Кадр самым лучшим для мусульманина будет совершение покаяния (тауба) и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, прощаются былые обиды, строятся планы на будущее.

НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, начиная с 14 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, дано ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны - весенний пост в Четыредесятницу, для лета - летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени - осенний в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)".

Святой Симеон Солунский пишет, что: "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".

На период поста по понедельникам, средам и пятницам предписано сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успение - если он приходится на среду или пятницу.

ДЕНЬ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ АБХАЗИИ

14 августа в Абхазии отмечают День памяти защитников Отечества. Во всех городах и районах Республики в этот день возлагают венки и цветы к памятникам и могилам погибшего в Отечественной войне 1992-1993 годов населения Абхазии.

14 августа 1992 года в Абхазию вошли войска Государственного Совета Грузии. По официальной версии Тбилиси, войска были введены якобы для охраны железной дороги на участке Псоу-Ингур. Верховный Совет Абхазии расценил действия Госсовета Грузии как "подготовленную оккупацию территории суверенной Абхазии".

После ввода грузинских войск завязалось вооруженное противостояние, переросшее в грузино-абхазскую войну. Боевые действия длились 413 дней и завершились поражением грузинских вооруженных сил. В этой войне участвовали до 12 тысяч человек. Ее жертвами стали более 2700 человек, более пяти тысяч человек получили ранения.

ПЕРВЫЙ СПАС, МЕДОВЫЙ СПАС, МАКОВЫЙ СПАС, СПАС НА ВОДЕ

Медовым Спасом в народе называют православный праздник в первый день Успенского поста, установленный в IX веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения.

На Руси отмечать праздник стали с конца 15 века. С этого дня - ровно через месяц после окончания Петрова поста - начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста - три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).

Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.

В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах.

Ну, а наиболее известное название - Медовый Спас - идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.

В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название - Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака - например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.

С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. "Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!", - просили крестьяне.

С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: "Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду"; "В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли - так и поезжай домой"; "Паши под озимы, готовь гумна и овины". Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие - то лучше посев отложить.

Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес - заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

mignews.com.ua

Бөлісу: