28 Тамыз 2013, 04:55
(1859-1931)
Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель
Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1859 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульско-го района Павлодарской области. Подлинное его имя - Жусуп. Народ прозвал его Машхур ("знаменитый") за публикации, которые были широко известны в его родных краях. Умер в 1931 году.
До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование - После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях.
В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги "Наша жизнь", "Кому принадлежит Сарыарка", "Увиденное за долгую жизнь". Машхур написал; поэмы "Короглы", "Ер Кекше", "Ер Саин", "Чертов отрог" и другие.
Машхур Жусуп Копеев чутко реагировал на события, происходившие не только в Казахстане, но и в других странах. Огромное впечатление на него произвела первая русская революция 1905 г. Он написал стихотворение "Кровавое воскресенье", посвященное событиям 9 января 1905 г. Стихотворение готовилось к печати в журнале "Айкап", но местные власти, узнав об этом, наложили запрет на стихотворение и организовали поиски его автора. М.Копеев в том же году перебрался в Ташкент и Коканд под предлогом того, что хотел продолжить образование. Но после возвращения из Средней Азии он лишился возможности жить в родных местах. Чувствуя, что его хотят арестовать, Копеев снова покидает родину. На этот раз он жил в казахских аулах и русских поселениях междуречья Волги и Урала. К этому периоду его жизни относится стихотворение "Мое тайное путешествие".
Поэт возвратился домой только в 1915 г. Он был недоволен своей эпохой и обществом, в котором жил. Ему казалось, что он один борется за просвещение народных масс. Все эти чувства М.Копеев выразил в стихотворении "Мысли сердца".
М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.
Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.
Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита ("усули жадит"), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.
Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.
Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.
До сих пор творческое наследие поэта не получило должной оценки и не стало предметом научного изучения.
Источник :biografia.kz