"Дарул мугалиммин"

28 Тамыз 2013, 04:12

Алибек Коныратбаев (1907-1937) родился в ауле №7 Шиелийской волости Акмечетьского уезда Сырдарьинской губернии (ныне Кзыл-Ординская область) в семье кузнеца Коныратбая Манабаева. Начальное образование получил в ауле. Затем воспитывался в Шиелийском, а с 1918 года, когда образовывается Туркестанская Республика, в Ташкентском опытно-показательном детском доме №5. Несколько позднее обучается в просветительско-педагогическом училище "Дарул мугалиммин", где ему посчастливилось встретиться с предводителем молодежи Востока Гани Муратбаевым, работавшим педагогом-воспитателем. В 1920 году Алибек, вместе со старшим братом Ауельбеком, поступает на подготовительное отделение вновь открывшегося казахско-киргизского института народного просвещения (Казинпрос). С 1921 года является слушателем основного курса первого педагогического вуза в Туркестанской АССР. Здесь он слушает содержательные лекции виднейших ученых и литераторов, академика В.В.Бартольда, профессора А.А.Диваева, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова, Ж.Аймаутова, Ж.Жумабаева и других. Однако в середине 1923 года по состоянию здоровья Алибек вынуждено прерывает учебу и возвращается в родные сырдарьинские края, где до 1928 года ведет педагогическую работу в школе. В эти годы он пишет свои первые статьи и публикации, в которых затрагивает проблемы воспитания, вопросы просвещения и т.д Тесно сотрудничая с редакцией журнала "Жаңа мектеп" ("Новая школа"), ответственным редактором которого был известный просветитель-философ Молдагали Жолдыбаев, он пробует свои силы в области литературной критики. Его ранние критические статьи, как "Первый поэт - народник", опубликованный в журнале "Жаңа әдебиет" (1928 год, №12, с.39-43). "Несостоятельный ответ на возросшее требование" (1931, №5, с.65-72), "Плоды пролетарского воспитания" (1931, №9-10, с.23-29) вызвали большой интерес со стороны читателей и литераторов. Поэтому по рекомендации М.Жолдыбаева он поступает на филологический факультет КазГУ, который завершает в 1932 году. Будучи студентом он пишет ряд проблемных статей, небольшие рассказы, которые публикуются на страницах периодической печати. К середине тридцатых годов приходится расцвет творческой деятельности писателя Алибека Коныратбаева. Именно в эти годы он выступает на страницах периодической печати с многочисленными литературно-критическими публикациями, в которых все отчетливее прослеживается его многогранный талант, огромная привязанность к вопросам истории родной литературы. В своих статьях, как "Реализм в нашей литературе" (1934, №5, с.66-75), "О поэтическом состязании двух Жусупов" (1934, №6,с.51-62), "О поэме "Каскелен""(1934, №1-2,с.93-99), "Максим Горький в казахской литературе" (1932,№10, с.9-19), "Поэт Ирана - Фирдоуси" (1934, №27), "Общественные взгляды Абая"(1934, 29 ноября) он выступает в качестве сложившегося литератора-критика и исследователя. Все эти вопросы освещены им серьезно и основательно, в духе учения марксизма-ленинизма, на твердой платформе законов ленинской эстетики. Немаловажный интерес представляют его художественные произведения, как "Диалог с пулей" (1932,№4, с.36-40)., "Белые и красные" ("Хрестоматия" для 3 класса, А.,1936), "Поход Челюскинцев" (там же), "Встреча с Шаульдером" (1934, № 7-8, с.35-41), в которых отражены бурные послереволюционные события.

Алибек Коныратбаев (1907-1937) родился в ауле №7 Шиелийской волости Акмечетьского уезда Сырдарьинской губернии (ныне Кзыл-Ординская область) в семье кузнеца Коныратбая Манабаева. Начальное образование получил в ауле. Затем воспитывался в Шиелийском, а с 1918 года, когда образовывается Туркестанская Республика, в Ташкентском опытно-показательном детском доме №5. Несколько позднее обучается в просветительско-педагогическом училище "Дарул мугалиммин", где ему посчастливилось встретиться с предводителем молодежи Востока Гани Муратбаевым, работавшим педагогом-воспитателем.

В 1920 году Алибек, вместе со старшим братом Ауельбеком, поступает на подготовительное отделение вновь открывшегося казахско-киргизского института народного просвещения (Казинпрос).
С 1921 года является слушателем основного курса первого педагогического вуза в Туркестанской АССР. Здесь он слушает содержательные лекции виднейших ученых и литераторов, академика В.В.Бартольда, профессора А.А.Диваева, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова, Ж.Аймаутова, Ж.Жумабаева и других. Однако в середине 1923 года по состоянию здоровья Алибек вынуждено прерывает учебу и возвращается в родные сырдарьинские края, где до 1928 года ведет педагогическую работу в школе.
В эти годы он пишет свои первые статьи и публикации, в которых затрагивает проблемы воспитания, вопросы просвещения и т.д Тесно сотрудничая с редакцией журнала "Жаңа мектеп" ("Новая школа"), ответственным редактором которого был известный просветитель-философ Молдагали Жолдыбаев, он пробует свои силы в области литературной критики. Его ранние критические статьи, как "Первый поэт - народник", опубликованный в журнале "Жаңа әдебиет" (1928 год, №12, с.39-43). "Несостоятельный ответ на возросшее требование" (1931, №5, с.65-72), "Плоды пролетарского воспитания" (1931, №9-10, с.23-29) вызвали большой интерес со стороны читателей и литераторов. Поэтому по рекомендации М.Жолдыбаева он поступает на филологический факультет КазГУ, который завершает в 1932 году. Будучи студентом он пишет ряд проблемных статей, небольшие рассказы, которые публикуются на страницах периодической печати.

К середине тридцатых годов приходится расцвет творческой деятельности писателя Алибека Коныратбаева. Именно в эти годы он выступает на страницах периодической печати с многочисленными литературно-критическими публикациями, в которых все отчетливее прослеживается его многогранный талант, огромная привязанность к вопросам истории родной литературы. В своих статьях, как "Реализм в нашей литературе" (1934, №5, с.66-75), "О поэтическом состязании двух Жусупов" (1934, №6,с.51-62), "О поэме "Каскелен""(1934, №1-2,с.93-99), "Максим Горький в казахской литературе" (1932,№10, с.9-19), "Поэт Ирана - Фирдоуси" (1934, №27), "Общественные взгляды Абая"(1934, 29 ноября) он выступает в качестве сложившегося литератора-критика и исследователя. Все эти вопросы освещены им серьезно и основательно, в духе учения марксизма-ленинизма, на твердой платформе законов ленинской эстетики.
Немаловажный интерес представляют его художественные произведения, как "Диалог с пулей" (1932,№4, с.36-40)., "Белые и красные" ("Хрестоматия" для 3 класса, А.,1936), "Поход Челюскинцев" (там же), "Встреча с Шаульдером" (1934, № 7-8, с.35-41), в которых отражены бурные послереволюционные события.

Бөлісу: