28 Тамыз 2013, 03:47
Для того, чтобы более выпукло показать просветительско-гражданскую позицию Калжана Коныратбаева можно обратиться к материалу, опубликованному на страницах журнала "Айкап" (1913, №2) , редактором которого был журналист Мухамеджан Сералин. Так, в небольшой заметке "Из Шиели", описывая тяжелое положение переселенцев-казахов, покинувших свой родной очаг в связи с насилием царских чиновников, он призывает их к благоразумию, к дружбе с братским народом. В этой связи, обращаясь к редакции журнала "Айкап", пишет: "Вы пытаетесь быть предводителем казахского народа. А что Вам под силу в этом вопросе? Нельзя ли дать поучительный совет передовым людям казахского народа на страницах вашего журнала?".
Из послесловия редакции к статье видно, что "Айкап" одобряет позицию К. Конратбаева. Как видно из материалов "Айкапа", на эту тему в течении ряда лет развернулась широкая дискуссия.
Все эти факты и сведения свидетельствуют о том, что общественно-просветительская деятельность К. Коныратбаева развернулась еще в дореволюционный период. Зная и осознавая заметное ухудшение жизни своего народа взоры свои он направляет в будущее, при этом придавая огромное значение воспитанию нового поколения.
Это был критический период, когда казахский народ пробуждался от многолетнего сна, а в степи назревало народно-освободительное движение Амангельды Иманова. В этот переломный период истории К. Коныратбаев также оказался в центре происходящих событий. Организовав Красный Караван в Тургайскую степь он привозит много зерна, тем самым спасая жителей Сырдарьинского края от голода. В этом поистине благородном деле ему содействовали Тургайские комиссары Алиби Джангельдин и Амангельды Иманов.
В анкете орготдела ВЦИК по Всероссийскому отчету квалифицированных советских работников РСФСР, заполненной К. Конратбаевым 8 июля 1925 года (основание: анкетный лист на члена Ак-Мечетьского Угорисполкома. Р-1 оп 2 д 349 л 7 госархив Кзыл-Ординской области), отмечено, что начиная с 1905 года он имел непосредственное отношение к литературной и научной работе, одновременно был литсотрудником газеты "Казах" (Оренбург) и "Ак жол" (Ташкент). Далее указывается, что с 1919 по 1921 года, работая в редакции газеты "Ак жол" (орган ЦК КП Туркестанской АССР), собирал устное творчество народов Средней Азии и Казахстана.
Необходимо пояснить, что речь идет о "Киркомиссии", созданной при комиссариате народного просвещения Туркестанской Республики. Комиссия в основном занималась сбором фольклора народов Средней Азии - узбеков, туркмен, киргизов, таджиков и казахов, проживающих в Жетысуйском и Сыр-Дарьинской губерниях. В состав "Киркомиссии" входили видные деятели и просветители - Султанбек Ходжанов, Халел Досмухамедов, Абубакир Диваев, Иса Токтыбаев, Ильяс Джансугуров, Рахар Тулешев, Кумишали Бориев и другие. Будучи членом этой комиссии Калжан Коныратбаев неоднократно возглавляет экспедицию в различные регионы Казахстана.
Значительная общественно-просветительская деятельность К. Коныратбаева и в послереволюционный период. По данным анкеты (от 8 июля 1925 года) мы установили, что в 1920-1921 годах он работал заместителем председателя Шиелийского районного отдела народного образования. Одновременно занимает должность заведующего в школьном подотделом волостного отдела народного образования (основание Р-173 оп 1 лд 14 л 14). Как член Ак-Мечетьского уездного отдела народного образования (член президиума) он принимает активное участие в просветительской работе всего уезда (основание Р-173 оп 1 д 43 д 29).