27 Тамыз 2013, 12:09
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
И когда вошел Он в Иерусалим,
весь город пришел в движение
и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.
Евангелие от Матфея, 21, 10-11
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста - Марк, Матфей, Лука и Иоанн.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.
На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.
Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название - Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.
В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ТРУДА
Международная организация труда (International Labour Organization, ILO, русск. МОТ) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда (World Day for Safety and Health at Work) с тем, чтобы привлечь внимание мировой общественности к масштабам проблемы, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности на рабочем месте. Впервые этот день был отмечен в 2003 году.
Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году в память о работниках, пострадавших или погибших на рабочем месте.
Сегодня более чем в ста странах проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к нерешенным проблемам охраны труда.
Как отмечают в министерстве здравоохранения и социального развития РФ, в последние годы "эти акции вызывают все больший интерес и поддержку со стороны руководителей и работников промышленных предприятий и фирм России".
По оценкам МОТ, каждый день в мире в среднем около 5000 человек умирают в результате несчастных случаев и заболеваемости на производстве, суммарно достигая за год от 2 до 2,3 миллиона случаев производственно обусловленной смертности. Из этого числа около 350 тысяч случаев составляют несчастные случаи со смертельным исходом и около 1,7-2 миллиона смертей, вызванных связанными с работой заболеваниями.
Кроме того, ежегодно работники страдают приблизительно от 270 миллионов несчастных случаев на производстве, которые ведут к отсутствию на рабочем месте в течение более 3 дней, и от около 160 миллионов случаев болезней без смертельного исхода.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА
Сегодня отмечают свой праздник представители одной из самых добрых профессий - ветеринары. Доктора, которые лечат зверей и птиц, конечно, не дождутся слов признательности от своих четвероногих и пернатых пациентов, однако нет сомнений: животные порой испытывают не меньшую благодарность к своим спасителям, чем люди.
Ветеринарная медицина, или просто ветеринария, - это отрасль науки, которая занимается профилактикой, диагностикой и лечением болезней животных, а также их травмами и расстройствами. Исторической родиной ветеринарии считается Франция. В XVIII веке в Лионе открылась первая школа для врачей, которые лечат животных. Ее основал Людовик XV, чтобы остановить эпидемии, уничтожавшие большое количество домашнего скота.
Однако ветеринарные навыки, конечно, зародились намного раньше - наверное, уже тогда, когда люди завели первых домашних животных. Скот во все времена был дорог крестьянам, и о нем старались заботиться, берегли его от всяческих напастей, лечили от болезней - пусть не научными, но народными методами.
Профессия ветеринара всегда была уважаемой. Об этом говорит и повсеместная любовь к героям детских книжек - специалистам по лечению зверей: доктору Айболиту в России и странах бывшего СССР и доктору Дулиттлу (Doctor Dolittle) в англоязычном мире.
Сегодня ветеринарные врачи работают в ветеринарных клиниках, на ветеринарных станциях, в зоопарках, на предприятиях сельского хозяйства - словом, везде, где может возникнуть необходимость в медицинской помощи для животных. Их подготовкой в России занимаются десятки специализированных учебных заведений - средних специальных и высших, - что говорит о популярности профессии.
В Международный день ветеринарного врача (World Veterinary Day) все представители этой специальности обязательно поздравят друг друга, а также поднимут бокал за здоровье своих пациентов. А хозяева домашних любимцев могут порадовать эскулапов словами благодарности.
Кстати, в России отмечается еще один похожий профессиональный праздник - Православный день ветеринара. Об его учреждении объявил в 2011 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный день ветеринара празднуется 31 августа – в День святых мучеников Флора и Лавра, к которым принято обращаться с молитвой о здоровье домашних животных.
В Украине День работника ветеринарной медицины отмечают во второе воскресенье августа.
ДЕНЬ БОРЬБЫ ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ОТ ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ (ДЕНЬ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Ежегодно 28 апреля в России отмечается День борьбы за права человека от химической опасности или День химической безопасности. Поводом для учреждения данного Дня послужили, к сожалению, трагические события, произошедшие в 1974 году на заводе химического оружия в Новочебоксарске (Чувашия).
Тогда, 28 апреля 1974 года, при выпуске новой партии оружия произошел пожар – на заводе загорелся недостроенный цех "готовой продукции". Сгорело много авиационных бомб, начиненных опасным и токсичным V-газом, и в окружающую среду попало несколько тонн отравляющих веществ. Лишь по счастливой случайности и благодаря усилиям рабочих эта техногенная катастрофа не приобрела еще большего масштаба – авария не вырвалась за пределы города. Хотя, по оценкам специалистов, последствия данной аварии сравнимы с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Но информация о происшествии и его последствиях, как и о многих подобных авариях на химпроизводствах в нашей стране того времени (в Новомосковске, Чапаевске, Сталинграде, Дзержинске), была скрыта от населения, она стала доступна только в 1990-х годах по инициативе экологов и природоохранных организаций. Но и до сегодняшнего дня последствия этой аварии не получили объективной медицинской научной оценки.
Впервые День борьбы за права человека от химической опасности отмечался 28 апреля 1997 года по инициативе российской общественной экологической организации Союз "За химическую безопасность" в память о трагических событиях в Новочебоксарске. В последующие годы этот день стал отмечаться как День химической безопасности. Его цель – прежде всего, критический анализ взаимодействия человека с "химией" – и опасной, и полезной.
Обеспечение химической безопасности страны (как людей, так и природы) – это одна из главных общегосударственных задач, без решения которых невозможна реализация любых проектов, направленных на улучшение качества жизни людей. Поэтому необходимо проводить независимую оценку: воздействия на окружающую среду загрязнений химической природы, здоровья людей, пострадавших и страдающих от химических загрязнителей, химической загрязненности отдельных территорий и продуктов питания, уровня химической безопасности предприятий и т.д.
По случаю же Дня химической безопасности природоохранными и экологическими организациями и представителями общественности во многих регионах страны проводятся многочисленные экологические акции, семинары, демонстрации, пикеты, пресс-конференции, информационные кампании в СМИ и другие мероприятия. Темы, освещаемые на данных мероприятиях: "За химическую безопасность", "Химическое оружие: история, экология, политика", "Необъявленная химическая война в России: политика против экологии", "Биологическое оружие – оружие XXI века", "Токсичные вещества и здоровье", "Химия и жилище", "Химия и права человека" и другие.
Не ограничиваются они только просветительской и информационной деятельностью, а, например, проводят сбор подписей в адрес президента и Госдумы РФ с конкретными предложениями по законодательному обеспечению права на жизнь людей в окружающей среде, свободной от вредной для здоровья человека и природы "химии".
Еще одной важной и большой экологической проблемой для нашей страны является уничтожение старого химического оружия. Особенно это актуально для жителей населенных пунктов, где оно хранится с давних времен и уничтожается сегодня. Ведь остановленные военные предприятия, в советские времена занимавшиеся производством химоружия и взрывчатых веществ и заброшенные потом, сегодня угрожают нескольким регионам России. А их ликвидация требует колоссальных затрат и, следовательно, не всегда производится своевременно.
Поэтому каждый год в День химической безопасности экологические и природоохранные организации также проводят встречи с работниками химического производства в местах производства и хранения химоружия, организуют встречи с представителями власти и СМИ. Чтобы еще раз напомнить о том, к каким последствиям могут привести техногенные катастрофы на химических и военных предприятиях, и призвать ответственные лица к возможности получения от них открытой и доступной информации о таких чрезвычайных ситуациях. Ведь право людей на жизнь в безопасной окружающей среде гарантировано Конституцией РФ.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОРОДНЕННЫХ ГОРОДОВ
Всемирный день породненных городов проводится ежегодно в последнее воскресенье апреля по решению Всемирной федерации породненных городов (World Federation of United Cities), основанной в 1957 году.
Всемирная федерация породненных городов (ВФПГ) - международная неправительственная организация, цель которой - укрепление дружественных связей между городами различных государств. Объединяет свыше 3 500 городов более чем 160 стран мира (к 2000 году). Штаб-квартира ВФПГ находится в Париже.
Первое соглашение о дружбе и сотрудничестве между городами стран-союзников по Антигитлеровской коалиции было подписано еще в 1942 году между Сталинградом и английским городом Ковентри - городами, практически полностью разрушенными войной.
В 1962 году по инициативе Всемирной федерации породненных городов было принято решение отмечать каждый год, начиная с 1963 года, в последнее воскресенье апреля, Всемирный день породненных городов.
В 1964 году советские породненные города объединились в Ассоциацию по связям советских и зарубежных городов. Она вошла в Союз советских обществ дружбы (ССОД) и являлась коллективным членом Всемирной федерации породненных городов (ВФПГ).
Одной из первых установила широкие связи Москва. Ныне она активно сотрудничает с десятками столиц иностранных государств. Девять московских районов дружат с пригородами и районами столиц Франции и Англии.
Санкт-Петербург (ранее - Ленинград) дружит с Осакой, Манчестером, Гамбургом, Бомбеем, Волгоград - с Ковентри, Порт-Саидом, Хиросимой, Дижоном, Киев - с Тампере, Киото, Флоренцией, Баку - со столицей Сенегала Дакаром.
ЛАГ БА-ОМЕР
Традиция этого праздника восходит ко временам существования Иерусалимского Храма. Слово "омер" на иврите означает сноп, а еще омер - это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день.
На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно - сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет "дней омера". Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта - до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число.
На пятидесятый день в Храм приносили второй омер - сноп пшеницы нового урожая. Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года - быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы "перерыв" в тревогах семи недель.
Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них - эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору. Собираясь на свои тайные встречи, они нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор, и поэтому на этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.
В некоторых источниках дается иная интерпретация значения этой даты. Евреи не раз бунтовали против римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память об их триумфе Лаг ба-омер отмечается и по сей день.
Существует еще одно объяснение традиции праздновать Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры. В Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров.
В Лаг ба-омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.
С 2004 года в этот день отмечают еще один праздник - День милуимника - резервиста Армии Обороны Израиля. Милуим - это военные сборы, на которые призываются резервисты ежегодно, на срок около месяца.
ДЕНЬ АХАЛТЕКИНСКОГО СКАКУНА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
История ахалтекинцев, часто именуемых "царскими конями", берет свое начало в глубине веков.
С 7-6 веков до н. э. античные историки и поэты упоминают о непревзойденной красоте среднеазиатских лошадей, известных под названием нисейских. Существует гипотеза, что это название напрямую связано с древней столицей Парфии - Нисой.
Впоследствии они стали больше известны как ахалтекинцы - по названию оазиса Ахал и туркменского племени теке, с давних времен занимавшегося разведением этой породы лошадей.
Примечательно, что сегодня, спустя века, Государственный герб Туркменистана украшает профиль великолепного ахалтекинского скакуна - Янардага, мирового чемпиона породы 1999 года.
ПРАЗДНИК ДЕВЯТНАДЦАТОГО ДНЯ МЕСЯЦА ДЖАМАЛ
28 апреля по Григорианскому календарю начинается месяц Джамал, что в переводе с арабского означает "Красота". В этот день - первый день месяца Джамал по девятнадцатимесячному календарю бахаи - отмечается важный праздник - праздник Девятнадцатого дня месяца Джамал.
Праздник Девятнадцатого дня был предписан в "Китаб-и-Акдас" - священной книге бахаи, где сказано следующее: "Предписывается вам раз в месяц выказывать гостеприимство, даже если угощением будет простая вода, ибо Господь возжелал связать ваши сердца воедино средствами и небесными, и земными".
Основой праздника является гостеприимство, естественные проявления которого - приветливость, учтивость, забота, щедрость и праздничная веселость.
Поощряется использование элементов местных культурных традиций при проведении каждой из частей праздника, так как это придает ему должное своеобразие и отражает неповторимость каждого сообщества, в котором проводится праздник, а также способствует созданию приподнятой атмосферы и хорошего настроения у собравшихся.
mignews.com.ua